У православных христиан на Пасху принято красить яйца, печь куличи. Символом католического праздника является кролик. Существует множество версий возникновения этого животного в качестве главного пасхального атрибута на западе. Для того чтобы выяснить точное происхождение, нужно обратиться к истории, а также сложившимся традициям.
Что означает символ и как он появился?
Пасхальный кролик является символом Пасхи преимущественно в западных странах у католиков. Он там столь же популярен, как в России куличи и яйца. Почитается животное еще с древних времен. Кролик был неотъемлемым спутником богини Эостре, которой молятся о наступлении весны и хорошем плодородии. Кролик невероятно плодовит, что символизирует дальнейшее продолжение жизни. Кроме того, кролики линяют по весне, что ассоциируется с обновлением.
Существует еще одно толкование. Кролик является лунным животным. А Пасха как раз всегда приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Есть и еще одна интересная легенда, которая объясняет появление пасхального кролика. Она гласит, что во время Великого Потопа Ноев ковчег плыл по волнам, налетел на вершину горы, в результате чего его дне образовалась пробоина. Ковчег потерпел бы неминуемую гибель, если бы не кролик, который заткнул пробоину своим хвостом. С тех пор кролик стал почитаемым животным.
Католическая Пасха практически всегда сопровождается гуляниями, на которых люди наряжаются в костюмы кроликов. В магазинах продают мягкие игрушки, а также шоколадные фигурки, изображающие это животное.
Православие таких традиций не одобряет. Здесь на Пасху принято посещать храмы, красить яйца и печь куличи. Считается, что православная Пасха более строгая, поскольку на Западе праздник, скорее, шуточный.
Традиции в разных странах
Больше всего пасхального кролика любят и почитают в Германии. Особенно наступления праздника ждут дети. В школе начинаются пасхальные каникулы, поэтому ученики могут провести весело свободное время. В Германии и некоторых других странах Европы за несколько дней перед Пасхой в супермаркетах появляются целые отделы с праздничной атрибутикой:
- подарочные наборы;
- открытки;
- шоколадные фигурки и яйца;
- плюшевые игрушки и многое другое.
Взрослые покупают там все, что считают нужным. В пасхальную ночь наполняют сладостями и окрашенными яйцами корзины, которые прячут в доме или возле него. Утром дети должны найти спрятанные якобы пасхальным зайцем угощения. Победителем считается тот, кто первым найдет заветный клад.
В Америке шоколадный заяц менее популярен, чем в Германии. Но все равно американцы охотно покупают шоколадные фигурки и прочую атрибутику. Там дети вечером оставляют пустые корзины на подоконниках, а утром, проснувшись, идут посмотреть, что им принес в подарок пасхальный кролик. Потом взрослые и дети переодеваются в костюмы зайцев и выходят на улицы для участия в праздничных шествиях, которые сопровождаются громкой музыкой, песнями и танцами.
В России и странах СНГ пасхальный кролик не так популярен, как на Западе. Здесь принято красить яйца, печь куличи и посещать храмы. С советского времени еще осталась традиция посещать могилы умерших родственников. Но в последние несколько лет пасхальных кроликов все чаще можно встретить на полках российских супермаркетов. Не исключено, что через некоторое время на улицах российских городов можно будет встретить парады людей, переодетых в костюмы плюшевых кроликов.
Музей пасхального зайца
В Германии любовь к пасхальному зайцу не осталась без внимания. В начале 90-х годов прошлого века в Мюнхене был открыт Музей пасхального зайца. Его основателем является коллекционер Манфред Клауда. Особенную популярность музей получил во время пасхальных каникул. Посетить заведение стремились не только дети, но и взрослые.
В коллекции музея было представлено огромное количество фигурок, выполненных из различных материалов:
- металл;
- дерево;
- пластик;
- папье-маше;
- фарфор;
- фольга;
- воск;
- сахар и шоколад.
Возможно, что коллекция пополнялась бы и по сей день, но сам коллекционер погиб в автомобильной катастрофе, которая произошла в 2000 году. Через некоторое время часть фигурок была продана наследниками, но музей все равно продолжал действовать. Окончательное закрытие музея произошло в 2005 году. Но, несмотря на это, популярность пасхального животного ни в самой Германии, ни в других европейских странах не угасла.