Наличие в доме пианино часто мотивирует хозяев обучить своих детей или внуков игре на нём. Но взрослые и сами не прочь поиграть любимые мелодии на этом многозвучном инструменте как для собственного удовольствия, так и для гостей. Рассмотрим, можно ли воплотить свои музыкальные желания самостоятельными уроками в домашних условиях, если ранее никакого отношения к игре на фортепиано не имелось.
И в первую очередь нужно научиться правильно сидеть за инструментом.
Как правильно сидеть за пианино?
Правильная посадка пианиста – залог успешного учебного процесса, от которого следует получать только удовольствие, а не кучу неприятностей в виде болей в спине, шее, ногах, руках и пальцах.
Любой дискомфорт при обучении, вызывающий стойкие болевые ощущения, является явным признаком ошибок посадки и постановки рук.
Чтобы занятия были максимально комфортными, необходимо выполнить 3 условия для этого.
- Пригласить настройщика и настроить музыкальный инструмент.
- Подобрать подходящий табурет (банкетку) или приобрести винтовой стул для пианистов с круглым сиденьем, регулируемым по высоте. Банкетку, имеющую вид скамейки с квадратным сиденьем, тоже лучше поискать с регулируемой высотой.
- Купить книжный вариант хотя бы одного понятного самоучителя игры на фортепиано. Эти руководства обучают начинающих как по нотам, так и цифрам. Имеются и универсальные, дающие возможность выбрать нужный метод – либо нотный, либо цифровой, либо всё вместе.
Обычный стул и скамейка без изменения высоты сиденья не подходят для обучения. Особенно это важно для детей – они постоянно растут. Даже подобрав удобную скамейку для ребёнка сегодня, она станет чрезмерно высокой уже через месяц.
Но и взрослым следует с особым вниманием отнестись к выбору сиденья. Слишком высокая посадка вынудит изменить положение кистей рук в завышенную позицию, из которой сложно поднимать пальцы и нажимать на клавиши. При заниженной посадке придётся тянуться к клавишам и размещать кисть слишком низко, что может вызвать защемление мышц.
Перечислим основные моменты посадки за инструментом, которые считаются правильными для начинающего пианиста.
Стул следует поставить напротив клавиатуры по её центру. Здесь как раз начинаются клавиши 1-й октавы. В зоне действия пальцев левой руки находятся половина клавиш низкого регистра (в левой стороне клавиатуры), а в зоне правой руки – примерно столько же клавиш правой части клавиатуры с более высоким звучанием.
Что касается расстояния от клавиатуры пианино до стула, то в этом случае нет никаких чётких стандартов, кроме общих рекомендаций.
У каждого человека имеются свои индивидуальные антропометрические особенности, не ограничивающиеся только показателями роста и размерами плеч.
При одном и том же росте у двух людей могут быть разные показатели вытянутости верхней части туловища, длины ног, рук, кистей и пальцев. Именно эти особенности развития и являются определяющими для пианиста, когда он садится за пианино.
Насколько далеко от клавиатуры должен отстоять стул конкретного музыканта, определяется по следующим положениям частей его рук и ног:
- посадка – на краешке стула (1/3 или 1/2 от площади сиденья);
- корпус – выпрямлен (сохраняется стройная осанка);
- если вытянуть руки вперёд, то они должны упираться в начало клавиш (со стороны выхода из корпуса инструмента);
- плечи находятся в расслабленном состоянии, держатся ровно, а во время игры не двигаются вверх;
- расстояние между телом взрослого пианиста и клавиатурой фортепиано ориентировочно составляет 30-40 см, что зависит от длины рук человека;
- ноги должны твёрдо стоять напротив педалей, бёдра с полом практически параллельны, а с корпусом музыканта образуют примерно прямой угол (для детей необходимо устроить подставку под ноги).
А как расположить руки – это отдельный разговор, требующий особого внимания.
Как держать руки?
Постановка рук для игры на пианино является основным маячком, по которому можно оценить правильность посадки как по высоте, так и расстоянию стула от инструмента.
Перечислим критерии правильной постановки рук пианиста.
- Локти рук свисают вниз и находятся вместе с предплечьями и кистями на уровне клавиатуры (или чуть выше). Однако локти не должны касаться или прижиматься к телу играющего – между ними и телом должно быть свободное пространство. Но и широкая расстановка локтей в сторону недопустима.
- Части рук от плеч до локтей следует придерживать в районе границ боковин туловища. Они не выдвигаются вперёд перед телом, что бывает в те нежелательные моменты, когда музыкант отклоняется к спинке стула, или, наоборот, назад при чрезмерных наклонах к клавиатуре.
- Пальцы рук нужно учиться расслаблять, избегая излишней напряжённости в них даже при нажатиях на клавиши, не говоря уж о моментах, когда они освобождаются.
- Пальцы всегда находятся над клавиатурой в полусогнутом (закругленном) состоянии. В такой форме они наиболее расслабленные (естественное положение кисти и пальцев, при котором мышцы остаются в покое).
- Нажатие клавиш производится «подушечками» (мягкими кончиками) пальцев. При этом пальцы не должны прогибаться в суставах.
Очень важный для новичка момент при игре: нужная клавиша погружается играющим пальцем до самого упора, а пальцы, которые при этом не играют, свободно лежат на соседних клавишах в расслабленном состоянии.
Свободные пальцы отнюдь не нависают над клавиатурой, а именно лежат на ней, не создавая дополнительных неудобств для играющих пальцев.
Знакомство с клавиатурой и нотами
Клавиатура современных моделей пианино состоит из 88 клавиш, из них 52 имеют белый цвет, а 36 – чёрный. Такое же число клавиш содержится и в рояле – это фортепианный стандарт. Однако у отечественных пианино, выпущенных до 70-х годов XX столетия, клавиатура насчитывала 85 клавиш (50 белых и 35 чёрных). Позже пианино стали выпускать с полной для фортепиано клавиатурой.
Ниже представлены изображения двух клавиатур пианино с разделением на октавы:
- верхняя клавиатура – 88 клавиш (полная);
- нижняя – 85 (нестандартная).
Фортепианная клавиатура включает диапазон звуков в 7 полных октав, начиная с ноты «до» контроктавы и заканчивая нотой си 4-й октавы. В нижнем регистре ещё имеются 3 клавиши, звуки которых относятся к субконтроктаве (самые низкие ноты фортепиано): «ля», «ля-диез» (чёрная клавиша) и «си». То есть субконтроктава является неполной – всего 3 звука.
А также есть неполная октава в высоком регистре – 5-я. Правда, состоит она только из одного звука «до». Нота «до» 5-ой октавы является самой высокой нотой диапазона этого музыкального инструмента.
Понятие «октава» в музыке означает звуковой диапазон или интервал, включающий 8 (c латинского octava переводится «восемь, восьмая») ступеней и 6 тонов от какой-либо ноты до точно такой же ноты по названию, схожей по звучанию, но имеющей другую высоту. Например, нота «до» 1-й октавы абсолютно созвучна ноте «до» 2-й октавы или ноте «до» малой октавы, но имеет отличие от них по высоте. То же самое можно сказать и про любые остальные ноты: «си» 1-й октавы созвучна «си» 2-й и малой октав, нота «ми» 3-й октавы созвучна «ми» 2-й и 4-й октав и так далее. В каждой паре сравниваемых нот разница по высоте составляет одну октаву (ровно 6 тонов). При этом начальная нота является 1-й, а заключительная – 8-й ступенью.
Последовательность музыкальных звуков «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» называется основным звукорядом. Эти звуки извлекаются нажатием соответствующих белых клавиш пианино.
Нотами основного звукоряда принято разграничивать все имеющиеся октавы на фортепиано и всех других инструментах.
Любая октава – 1-я, 2-я, большая и все другие – начинается именно с ноты «до», а заканчивается «си», если двигаться по клавиатуре последовательно с левой её стороны на правую. Субконтроктава, находящаяся с левого края, содержит лишь 2 белые клавиши, на которых извлекаются конечные её звуки – «ля» и «си». Как уже отмечалось, субконтроктава является неполной.
На изображении ниже показана часть клавиатуры пианино с названием нот. По рисунку легче будет понять, о чём только что говорилось.
В музыкальной теории между двумя разными по высоте звуками наименьшим интервалом считается полутон. Это – закон, который выполняется и на практике. Музыкальные инструменты, в том числе пианино, изготовляются и настраиваются так, чтобы их звуки могли изменяться по высоте не меньше этого интервала. Если на фортепиано последовательно пройтись по всем клавишам (и белым, и чёрным) слева направо, то каждая клавиша повышает предыдущий звук ровно на полутон.
В каждую октаву входят 7 белых клавиш со звуками основного звукоряда (от «до» до «си» включительно) и 5 чёрных. Чёрные клавиши являются полутонами от основных звуков. Причём ноты чёрных клавиш имеют 2 названия, происходящих от тех нот, между которыми они расположены. Например, звук чёрной клавиши, находящейся между клавишами «до» и «ре» можно назвать либо «до-диез», либо «ре-бемоль».
- Диез (#) – это нотный знак, означающий повышение звука на полутон. В нашем примере нота «до» на белой клавише является «чистой» нотой основного звукоряда, а чёрная, таким образом, будет для неё повышенной на полутон, так как находится справа от «чистой» ноты.
- Бемоль (b) – знак, который, наоборот, означает, что тот или иной звук понижен на полутон. В нашем случае чёрная клавиша находится слева (значит, ниже на полутон по звуку) от ноты «ре», поэтому к названию «чистой» ноты «ре» прибавляется слово «бемоль».
Между клавишами звуков «си» – «до» и «ми» – «фа» чёрных клавиш нет, так как между этими нотами звуковой интервал составляет как раз полутон. Оно и к лучшему – музыканту легче ориентироваться в октавах и нотах, имея такие «островки» чёрных клавиш в непрерывной последовательности белой клавиатуры.
На изображении выше подписаны названия всех чёрных клавиш, а также добавлены обозначения звуков основного звукоряда буквами латинского алфавита:
- нота «до» обозначается буквой C;
- «ре» – D;
- «ми» – E;
- «фа» – F;
- «соль» – G;
- «ля» – A;
- «си» – B (иногда H).
Этими же буквами обозначаются аккорды, созданные на основе главных тонов. Если, например, главный тон (тоника) аккорда нота «до», то аккорд обозначается буквой C. Если тоника «фа», значит, аккорд – F.
Нужно понять: как бы нота, расположенная на чёрной клавише, ни называлась («до-диез» или «ре-бемоль»), сам звук от этого не меняется.
Специалисты считают, что на первых порах обучающемуся игре на пианино не нужно спешить изучать музыкальную грамоту, чтобы не перегружать голову информацией. Начинать сразу с постановок рук и правил звукоизвлечения. Но это, скорее, справедливо лишь для детей младшего возраста, занимающихся с преподавателями. Для всех остальных правильным решением будет сочетать и музыкальную грамоту, и практику игры на инструменте.
Партия фортепиано записывается на двух нотоносцах:
- в ключе «Соль», который называется ещё «скрипичным», рассчитанным в основном для игры мелодии и средних голосов пальцами правой руки;
- в басовом ключе «Фа», предназначенном для левой руки.
Сначала необходимо изучать ноты в пределах 3-4 октав, начиная с большой октавы и заканчивая серединой 2-й. Кроме того, подключить и практику: играть левой рукой ноты с малой октавы до первой, а дальше продолжать пальцами правой руки:
Длительности нот могут быть самыми разными. Для новичков стоит пока ограничиться таким рядом:
- целая нота (длится 4 счёта: «раз-два-три-четыре»);
- половинные (длятся 2 счёта: либо «раз-два», либо «два-три», либо «три-четыре»);
- четверти (длятся всего 1 счёт: «раз» или «два», «три» или «четыре»).
Как научиться играть простые мелодии?
Прежде чем учиться играть даже простые мелодии, необходимо потренироваться с постановкой рук и порядком движения пальцев на несложных двухоктавных гаммах и арпеджио: До мажор, Ля минор. Для обучающихся с нуля очень поможет изучение гамм, где последовательность пальцев определяется по цифрам.
Пальцы обеих рук обозначаются так:
- большие пальцы – цифрой 1;
- указательные – 2;
- средние – 3;
- безымянные – 4;
- мизинцы – 5.
Теперь примеры гамм:
Порядок игры такой:
- по отдельности разучиваются гаммы: До мажор, затем – варианты Ля минора;
- играются арпеджио (2-я и 5-я строчки нотоносцев);
- игра аккордов (созвучия концовок 1-й и 4-й строчек);
- связать гаммы 1-й и 4-й строчек с аккордами;
- играть гаммы двумя руками: левой – малую октаву, правой – первую (в унисон).
Разобравшись с гаммами, арпеджио и аккордами, сыгранными отдельно сначала левой, а потом правой рукой, нужно попробовать осилить гаммы одновременной игрой двумя руками. До первой октавы они играются левой рукой, а далее – пальцами правой.
Теперь можно пробовать играть мелодии простых песен.
Не нужно брать длинные нотные примеры, а также пьесы, ритм которых очень быстрый и сложный. Подойдёт душевная народная музыка или красивые композиции в медленном темпе.
Детям будет интересно сыграть песенку из мультика:
Сколько времени нужно?
Для взрослых начальное обучение игре на пианино может занять время значительно меньшее, нежели для детей, особенно совсем малолетних (6-8 лет). Дело в том, что взрослые могут начать сразу играть по нотам. Детям же придётся дольше обучаться нотной грамоте, так как им практически всю теорию нужно будет объяснять буквально «на пальцах» (читать и осмыслить написанное в учебной музыкальной литературе они вряд ли смогут самостоятельно).
А вот дальше всё будет наоборот: у детей и времени больше для занятий, и пальцы пластичнее, и слух быстрее развивается. Проблемы с пластичностью и чувствительностью пальцев у взрослых людей тоже с возрастом становятся острее. Человек до 30 лет куда более перспективен в музыкальном образовании, чем в 40 или 50.
А что касается конкретных сроков обучения, то они зависят от интенсивности и заинтересованности индивидуума: начальное обучение – от 3 мес. до года, а каждый последующий уровень – от 1 до 1,5 лет.
Как мотивировать себя?
Начинающий пианист должен мотивировать своё обучение результатами. Если они ему не нравятся, значит, что-то идёт не так. В этом случае нужно предпринять следующие действия:
- обратиться к профессиональным музыкантам за помощью в постановке рук и исправления техники игры (иногда несколько уроков всё исправляют, а настроение улучшают);
- разучивать одно время только любимые мелодии, ноты которых можно скачать в интернете даже в самых простых вариантах;
- почаще слушать известных инструменталистов в тех жанрах, что по душе больше всего: если нравится классика – найти пианистов классического направления, если джаз – джазового музыканта и так далее;
- иногда нужно записывать свою игру на электронный носитель, а потом анализировать ошибки с дальнейшим их устранением;
- всегда нужно стараться учить пьесы не только для себя, но и для окружающих: своих родных и близких, друзей и подруг, о музыкальных предпочтениях которых нетрудно узнать самому.
Больше практики с упражнениями и гаммами, периодические концерты для семьи и друзей, игра под фонограмму помогут избавиться от «хандры» и продолжать занятия.