- Дата праздника : 21 сентября
- Тип праздника : славянский
- Обычаи и традиции : обряд «похороны мух»; обрядовая охота на «лосих»; праздник заканчивался рожаничным пиром
- Традиционные блюда : творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша
День Рода и Рожениц – это старый славянский праздник. Ознакомиться с его традициями и обычаями будет интересно всем тем, кто интересуется мифологией и бытом славян.
История происхождения
Достоверно неизвестно, в какое время появился данный праздник. Ясно только, что он уходит корнями в глубокое прошлое, в еще дохристианские языческие времена, когда славяне поклонялись различным богам. О празднике сохранилось мало информации по той причине, что после прихода христианства его пытались искоренить. И все же некоторые сведения истории сохранить удалось.
Так, в первую очередь стоит сказать о самом названии данного торжества. Род – это высшее божество, прародитель всей славянской нации. Некоторые считали его также богом плодородия. А вот Роженицы – это не само название каких-либо определенных богинь, а их ипостась.
Роженицами считали таких богинь, как Леля, Макошь, Лада. Иногда их также называли судженицами. Примечательно, что некоторая часть славян полагала, что Рожениц всего 2, и называли их Доля и Недоля. Считалось, что Роженицы определяют нить судьбы рожденного ребенка, прописывают все наперед. В этом есть аналогия с греческими богинями судьбы – Мойрами.
Именно Рода и Рожениц почитали славяне на рассматриваемое торжество, принося им различные жертвы и читая молитвенные слова. С приходом христианства праздник практически канул в небытие, его заменил культ поклонения Богу и Богородице. Сейчас данное торжество может представлять интерес для людей, интересующихся славянской мифологией, историков и некоторых других специалистов в этой сфере.
Когда отмечают праздник?
Рассматриваемое торжество отмечалось 8 сентября, если говорить о старом стиле. В наши дни это 21 сентября.
Описание и значение
В этот праздничный для древних славян день они просили заступничества у богов своего пантеона (и в первую очередь Рода), прославляли их, благодарили за жизнь и за хороший урожай. Недавно родившие женщины обращались к Роженицам, прося их даровать новорожденному легкую и счастливую судьбу, избавить его от хворей и невзгод. В этот день просили сделать землю плодородной, молились за умерших предков, почитали старейшин деревень и поселков. Для каждого жителя тех времен данный праздник имел огромное значение, ведь вера в богов была очень сильна, и люди знали, что они сильно зависят от их милости.
Традиции и обычаи
Как и все славянские торжества, это было буквально наполнено всяческими обрядами и традициями.
Так, в этот день приносились жертвы Роду и Роженицам. Люди шли на святилища, несли с собой особую еду: свежий хлеб, различные каши, творог, мед, а также сыр. При этом важно было подносить пожертвования шумно (других богов почитали в тишине). После подношения жители деревень просили о счастливой судьбе, плодородии земли, просили богов отвадить от них ненастья и болезни.
Довольно интересным является обряд «похороны мух». Брали морковь, вырезали в ней дырку, делая подобие гроба. Затем ловили муху или любое другое насекомое, клали в это отверстие. Полученный «гроб» закапывали на огороде. Такой обряд символизировал уход летних холодов, а значит, и гибель насекомых вокруг.
Следующая интересная традиция – охота на «лосих». Две девушки надевали костюмы лосих, а затем начинали быстро убегать. Вслед за ними бросались «охотники». После отлова одну «лосиху» отпускали, а вторую вели к святилищу и ругали за то, что она заставила «охотников» побегать. После этого девушка также возвращалась домой.
После совершения вышеописанных обрядов люди собирались за столом и начинали пировать. Традиционно ели свежий хлеб, разнообразные каши (в том числе овсяную), яйца, молочные продукты, сыр, творог, дичь, пойманную в лесах. Пили ягодное вино и другие напитки.
После пиршеств начинались гуляния. Во время них устраивали различные конкурсы и игрища. Обязательным моментом таких гуляний был хоровод. Его водили вокруг старшей женщины в деревне, при этом в руках она держала свежий овсяный хлеб. После окончания празднества и танцев хлеб делился поровну между всеми жителями. Считалось, что он обладает лечебной силой. Можно было есть свой кусок самому или дать больному животному дома.