- Другие названия : медвежья пляска, медвежьи игры
- Месяц празднования переходящего праздника : январь, февраль, март, декабрь
- Происхождение : языческий
- Территория распространения : Россия
- Популярен : нет
- Обычаи и традиции : представляет собой комплекс ритуалов — от охоты на медведя до его ритуального разделывания; песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп
- Символ праздника : медведь
- Традиционные блюда : медвежатина
У северных народов широко распространен центральный обряд культа медведя, называемый Медвежьим праздником. Это целый комплекс ритуалов со строгой регламентацией. Медведя народы Севера боятся, а еще почитают и поклоняются, стараются задобрить. Сосед опасный, и все же едва ли не родственник – такое разное отношение нормально в традиционном восприятии дикого зверя для этих народов.
Когда отмечают праздник?
Периодический праздник проводили 7 лет подряд. А потом такой же временной промежуток отмечать его запрещалось. Торжество начинали в день зимнего солнцестояния, а заканчивали – в пору весеннего равноденствия, с декабря по март. А вот спорадический праздник намечался всякий раз после удачной охоты. Если удалось убить самца, праздновали 5 ночей, самку – 4 ночи.
Другие названия
На языке манси – «яны пике» (большие пляски), а также – «чхыф леранд» (медвежья игра).
Описание и значение
Его проводили в крупном селении, зазывали на праздник побольше людей. В это время устраивали массовые гуляния, концерты и ярмарки, всевозможные состязания для самых смелых и ловких. Праздник основан на чествовании медведя, уважении к нему. Северные люди практически не используют сравнение с медведем, чтобы обозначить неуклюжесть или злость человека. Зверя они называют «медведем-батюшкой» или «лесным стариком», всячески обозначая почтение к нему. Услышать, что медведя называют «лесным человеком» тоже можно.
Несмотря на то что праздник связан в том числе и с убийством медведя (сейчас в меньшей мере), животному поются извинительные песни. Звучит немного парадоксально, но празднующие в песнях действительно извиняются, что медведя, «лесного старика», пришлось убить. В этих песнях медведя восхваляют и даже поют, инсценируют ситуацию, когда воронье, копаясь в останках убитого животного, пытается похитить его душу. Люди же не дают этого сделать.
Сейчас праздник сместился с сути: медведя все так же чествуют, но уже не заостряют внимание на его убийстве. Проводятся концерты, в которых мишку изображают, поют песни о нем, разыгрывают сценки. Ведется бурная праздничная торговля с разными сувенирами, обыгрывающими медвежью тему. Маски, игрушки, предметы канцелярии, посуда, резные ножи – много всего можно купить на таком празднике.
Этот праздник стал народным гулянием, воспеванием животного, сильного и большого, которое традиционно живет по соседству с людьми. Он является признаком уважения к «лесному батюшке». А также это уже устоявшаяся традиция у народов Севера, которую ждут и взрослые, и дети, каждый год придумывая что-то новое для празднеств.
Традиции и обычаи
Если праздник был спорадическим, шкуру убитого зверя выкладывали в доме охотника. Голова лежала в позе жертвы на вытянутых лапах, ее фиксировали бронзовые украшения. Если же убита медведица, голову добычи покрывали платком, а на глаза зверю клали монеты или берестяные кружочки, лапы украшали ленточками и кольцами.
Могли перед убитым зверем поставить угощение, например, вино или оленей из теста. Для окуривания брали дымящуюся чагу. И те, кто приходил на этот праздник, понимали – они празднуют не победу над медведем, а поклонение ему. Потому охотно кланялись зверю и даже целовали ему лапу. Женщины делали это через платок. А потом уже в ход шли специальные медвежьи песни, разные танцы, интермедии.
Проводился и специальный обряд отречения, при котором охотники обращаются к медведю, говоря, что нет их вины в его смерти. А женщины в это время танцуют, лица и руки их закрыты платками.
А также в традициях спорадического праздника было и торжественное (иначе и не скажешь) захоронение останков медведя – черепа и костей. Считалось, что это поможет возродить зверя. Кости животного хоронили в лесу, но могли и затопить в озере, а череп оставляли – вешали на какой-нибудь видный пень или прятали в священном сундуке как нечто ценное. Со шкурой поступали так же, отправляли в сундук.
Сегодня праздник начинается с инсценировки охоты на медведя. Старинные песни, стилизация, извинительные тексты – все это есть. Если праздник полностью традиционный, может специально выращиваться медведь, которого потом убьют и разделают.
Народы, что живут в дельте реки Амур, имеют свою особенность в праздновании этого дня. Они применяют свой музыкальный инструмент дуэнте – это такие подвешенные на стойки в виде креста бревна с внутренними разновеликими отверстиями. Один инструмент – одно еловое бревно. По инструменту ударяли деревянной колотушкой, удары провоцировали разные звуки.
Праздничный декор
Сейчас праздник претерпел большую стилизацию. Совсем не обязательно тащить в дом настоящего медведя, можно только его символ, из бересты, например. Это могло быть и чучело медведя, стилизованная голова (если самки – ее украшали платком, бусами) На празднике его участники переодевались в различных животных, надевали маски, устраивали танцы. Могли жечься костры, все соответствовало настоящему народному гулянию.
Традиционные блюда
Важной частью праздника считались приготовление мяса и сама трапеза. Коренные народы после нее фонетически старались изобразить карканье ворон, они очищались водой и огнем. Все это было связано с актом прощения, которое просили у убиенного медведя. Все же дело было в поедании мяса не простого, а священного животного.
Сейчас, конечно, праздник далеко не привязан к убийству медведя. Потому есть блюда из непосредственно медвежатины далеко не обязательно. Можно есть что угодно, использовать любимые угощения, праздничную пищу. Можно лакомиться тем, что любит мишка. А можно, например, испечь печенье или булочки в виде головы мишки.
Интересные факты о празднике
Считалось, что медведь чуть ли не добровольно идет на свою смерть. Она для него не страшна, ведь он готов переродиться. Он сдается охотнику: встает на задние лапы, открывает свое самое уязвимое место – брюхо. Например, кеты уверены: в этот момент в медведя перерождается умерший родственник (чаще старший, но иногда и сын). То есть сдающегося мишку принимают за родственника, собирающегося отправиться в гости к своим.
Если убитое животное принесли домой, на нем еще и гадать могут. Отрезают правую переднюю лапу, животное укладывают так, чтобы брюхо было вверху. Самый старый охотник задает какой-то вопрос, а потом подбрасывает лапу. Если она упала шерстной частью вверх – медведь выразил несогласие с произнесенным. Если вверх упала его ладонь, он согласился.
После гадания животное разделывали. У каждого народа этот процесс происходит по-своему, где-то больше магических ритуалов, где-то все попроще. Но обычно сначала снимают шкуру животного, потом срезают некоторые жировые пласты, далее идет расчленение и удаление внутренних органов – некоторые идут на костер, на жарку. Были многие суеверия, некоторые части животного категорически нельзя было есть женщинам. А также определенные части называли разными типами имен, которые ассоциировались с желанными для охотника животными, – таким образом он их приманивал.