- Значение : содействие полному и равному доступу и участию женщин в области Технологий, Инженерии и Математики
- Другие названия : International Day of Women and Girls in Science
- Дата праздника : 11 февраля
- Чей праздник : женский
- Тип праздника : международный
- С какого года начали отмечать : 2015
- Кто ввел праздник : инициатором этого Дня выступил Международный союз электросвязи
- Официальное постановление : 22 декабря 2015 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 70/212
Международный день женщин и девочек в науке – важный праздник, появившийся в 2015 году. Он еще молодой, но значимость праздника велика. По статистике ЮНЕСКО, 28,8% всех научных исследователей в мире – женщины.
История происхождения
11 февраля отмечают праздник, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН. Организация призвала правительства мировых стран, академинституты и неправительственные организации создавать, формировать и поддерживать возможности и условия ведения научной деятельности девочками и женщинами.
Инициатор создания Дня женщин и девочек в науке – Международный союз электросвязи. Он призвал сделать акцент на популяризации индустрии информационно-коммуникативных технологий среди девочек и женщин. Почему девочки упоминаются отдельно: по статистике, количество мальчиков, занятых в научных кружках и секциях, значительно выше. А также организаторами Дня стали ЮНЕСКО и «ООН-Женщины», к партнерству присоединились многие организации, в том числе и частные.
Когда отмечают праздник?
Праздник проводится ежегодно 11 февраля.
Другие названия
Международное название – International Day of Women and Girls in Science.
Описание и значение
Основной концепт праздника – помогать и способствовать равному доступу и участию в научном процессе в области математики, технологий и инженерии женщин. Проблема ограничения женщин в этой сфере все еще существует, несмотря на значительное продвижение в вовлечении женщин и девочек в науку. Все это сопричастно с вопросами гендерного равенства и расширения прав женщин. Праздник предназначен для борьбы со стереотипами и консервативным мышлением, невежеством и патриархальными установками.
Социальные барьеры все еще велики, и они никак не связаны с интеллектуальным потенциалом женщины в науке. Праздник призван напомнить, что образовательное право женщины получили сравнительно недавно, и что тысячелетиями учиться и, следовательно, проявлять себя в науке могли исключительно мужчины. Потому сравнивать достижения в науке женщин и мужчин некорректно. К тому же социально-ролевые функции женщин (жена и мама) не могут не влиять на линейность построения научной карьеры. Существует и дискриминация в приеме на работу, заключении контрактов и даже формировании заработной платы. Все эти проблемы поднимаются постоянно, и День женщин и девочек в науке – еще одна возможность продвинуться вперед в их решении.
Традиции и обычаи
Проведение конференций, семинаров, лекториев, акцентирующих внимание на женском представительстве в науке, традиционны для этого дня. Многие технические и научные кружки в этот день устраивают нечто наподобие Дня открытых дверей именно для девочек. Проводятся детские, школьные научные конференции, дистанционные конкурсы «Первый шаг в науку» и «Я познаю мир», организуются турниры для девочек в робототехнике, ментальной арифметике. В школах учителя проводят уроки, посвященные женщинам-ученым, организуют научные диспуты и многое другое.
Праздник еще молодой, потому многообразия традиций сложиться не могло. Тем интереснее для всех, кто к нему причастен, продвигать свои идеи привлечения внимания к празднику, делать его более значимым в общественном смысле, развернутым к широким массам. Помогают социальная реклама, производство тематического контента для соцсетей, привлечение к освещению проблемы лидеров мнений.
Интересные факты о празднике
В 1995 году в России доля женщин-исследователей не была более 48% (данные Института статисследований и экономики знаний ВШЭ). А в 2016 году этот показатель упал до 40%. Самый высокий процент занятых в науке женщин на сегодня наблюдается в Центральной Азии (48,1%), близки к этому показателю Латинская Америка и страны Карибского бассейна. Но важно, какие именно области представляют женщины: в основном это образование, медицина, гуманитарные и социальные науки. А вот математика, инженеринг, науки, связанные с промышленностью и строительством, все еще очень мало представлены женщинами. Нобелевские лауреатки в сфере науки малочисленны, всего 3% таких премий получены женщинами.