- Другие названия : Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засідкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.)
- Как рассчитывается дата : праздник отмечали в день празднования Рождества Богородицы
- Официальный выходной в России : нет
- Тип праздника : славянский
- Происхождение : славянский
- Популярен : нет
- Обычаи и традиции : в этот день чествовали богов плодородия и благодарили их за собранный урожай
- Символ праздника : лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча
В осенний день равноденствия на Руси провожают лето и встречают осеннюю весёлую и сытную пору. Это всенародный праздник расставания с летом — праздник урожая (осенины).
История происхождения
Речь идёт о древнем языческом празднике, когда предки уже отдали дань лету тяжёлым трудом, встречей утренней зари на ногах и провожанием вечерней всё ещё на ногах и в работе. В те времена летом никто не отдыхал, даже малые ребята с 5 лет «запрягались» в посильный труд, например, нянчились с младшими братьями и сёстрами. Тогда и родилась поговорка — «летний день год кормит».
Время для отдыха и праздников наступало лишь осенью, после сбора урожая. Теперь уже крестьяне могли спину разогнуть и вздохнуть свободно. Пусть и поля ещё не все убраны, и на огородах ещё овощи есть, но урожай выращен, ульи полны мёда, скот нагулян, корма и топливо заготовлены и предстоящая длинная зима голодом и холодом не страшна.
С этого дня на Руси начинались гуляния, этим днём открывали пору свадеб и других торжеств. Впереди были ярмарки, а значит, — прибыток в дом от продажи излишков результатов летнего труда.
С приведением Руси к христианству осенины и день равноденствия заменил праздник Рождества Богородицы. Однако мудрый народ в который раз обошёл священнослужителей и совместил два праздника в один, так и не захотев расстаться с любимыми осенинами.
Когда отмечают праздник?
Праздник сбора урожая отмечают все славянские народы, но точные даты зависят от страны проживания. В России праздник урожая отмечают 21 сентября (8 сентября по старому календарю).
Другие названия
Исконное (старинное) название праздника — Рождество Богородицы (осенины), но есть и множество других. Иногда вариации зависели от местности:
- Спасова;
- вторые осенины;
- Малая Пречистая;
- Вторая Пречистая;
- Богородицын день;
- оспожинки или госпожинки;
- Луков день (Ярославль и Вологода);
- Аспосов или Спосов день (Рязанщина);
- Пасекин, Пасиков день (Пенза и Саратов);
- Женское Рождество (Прикамье) и ещё много других названий.
Традиции и обычаи
Существовали древние, веками устоявшиеся обычаи и обряды прощания с летом и приветствия осени. Многие из них канули в лету, но большинство до сих пор бережно сохраняются любителями и ценителями старины.
Обновление огня.
- Обряд заключался в полном тушении всех лампад, свечей и печей в доме и зажиганием заново от нового «чистого» огня.
- С лучиной или свечей обходили все жилые комнаты, зажигали всё, что было потушено и поленья в печи.
- Дымом от этого огня окуривали всю домашнюю скотину.
- Высечь «чистый» огнь доверялось только мужчинам.
С осенин позволялось засиживаться дома допоздна с огнём. Немаловажное событие для тех, кто занимался каким-либо доходным мастерством — кузнечным, бочарным, гончарным, краснодеревщицким, сапожницким, токарным делом.
В день равноденствия почитали женщин.
- Женская часть населения ранним утром выходила на берег озера или реки, чтобы встретить матушку Осень, принося ей в дар овсяные хлеба и кисели.
- Самое важное поручали старшей из присутствующих — она держала дары, пока молодые водили вокруг хоровод и пели-прославляли Осенину, и просила милости и заступничества у Богородицы.
- По окончании величальных песен караваи разламывали, раздавали каждой по куску и несли домой для угощения скотине.
- В это время необходимо было произносить специальные заговорные слова.
По традиции на Аспосов день посещали новобрачных с целью «поучить их уму-разуму».
- В гости собирались все — и родные, и знакомые, и сколько бы их ни было, молодые обязаны принять всех.
- Молодая хозяйка готовила сытный обед, чтобы накормить гостей и продемонстрировать своё умение, показывала, как она всё устроила в доме, насколько разумно и грамотно. Обязанность гостей в это время — хвалить её и поучать жизненным мудростям.
- Затем гости попадали в руки хозяина, и уже он демонстрировал свой мужской обиход. Показывал двор, амбар и жито в нём, сарай и упряжь (летнюю и зимнюю), погреба и подвалы. Затем отводил в сад, где угощал домашним пивом, сопровождая хмельное мероприятие обрядными словами: «Аспосов день — поднесеньев день, пейте, гости, пейте — хозяйского добра не жалейте!».
В этот день происходили массовые народные гуляния со сборами сельчан на лугах возле сельской или деревенской околицы, приготовлением пищи в огромных котлах и установкой длинных столов или вовсе на земле на расстеленных полотнищах (сельская братчина). Порой оспожинки могли справляться целую неделю, если сезон был особенно удачен для конкретной местности.
После крещения Руси неизбежно появились новые обряды и обычаи, но тоже славные и добрые.
- В этот день посещали храмы и возносили молитву Богородице с просьбами о здоровье и семейном счастье.
- Новобрачные молились о даровании им детей, дома накрывали богатые столы и приглашали бедных, угощая их и прося помолиться за здоровье своих будущих детей.
Сегодня старинные обряды начинают возрождать в сельской местности, в городах организовывают выставки фермерских достижений, ярмарки, где земледельцы продают результаты своего труда — овощи, фрукты, корнеплоды, мёд и многое другое. Всё это сопровождается праздничными концертами, выступлениями, угощениями, самоварами, чаями и киселями, разнообразной выпечкой.
Праздничный декор
Внешним атрибутам праздника уделялось очень много внимания. На всеобщее празднование — ярмарки, богослужение, сельскую братчину, гости надевали самые дорогие наряды. Обязательно украшали свои жилища плодами нового урожая и выставляли на столы множество разных блюд, демонстрируя достаток и успешно проведённый сезон.
Праздничные ярмарки устраивали в центре села и города, поблизости от капищ во времена язычества, храмов после принятия христианства. По традиции всех гостей встречали два стражника в разных нарядах. Одежда одного символизировала лето, другого — зиму. Обряд требовал от взрослых поделиться в качестве пропуска собственным рукоделием, посвящённым богам. Детям загадывали загадки, правильный ответ служил пропуском на праздник. Однако никого из малышей не оставляли в стороне — в гуляниях принимали участие все.
Кроме стражников, посетителей встречали две женщины, изображавшие языческих богинь Живу и Ладу. На их роль выбирали самых старательных и работящих, кротких и добрых многодетных матерей. Лада, как символ лета, прощалась с людьми, Жива приветствовала, потому что наступала её пора — осень.
Традиционные блюда
К таким относилась обязательная сладкая крупяная кутья с мёдом и разнообразные молочные блюда. Однако главенствовал на столе каравай из муки нового урожая.