- Значение : тувинский Новый год по лунно-солнечному календарю
- Другие названия : Шаг Аазы
- Переходящий праздник : да
- Месяц празднования переходящего праздника : январь, февраль
- Как рассчитывается дата : выпадает на начало белого месяца по лунному календарю, а точная дата празднования определяется ламами
- Тип праздника : национальный
- Официальное постановление : утверждён Законом Республики Тыва от 12 февраля 1999 года № 143 «О праздничных днях Республики Тыва»
- Другие территории распространения : Республика Тыва
- Национальность : тувинский
- Обычаи и традиции : традиционный обряд приветствия чолукшуур; обряд саң салыр; выступления музыкальных коллективов с сольными и инструментальными фольклорными программами, в деревнях проводятся обрядовые празднования, танцы, народные гуляния и состязания в национальных играх
- Особые слова для поздравления : Чолукшуур совершали только один раз в году. Совершая чолукшууру, произносили: «Амыр менди!» — Мира Вам! На что отвечали: «Сол менди!» — Мира и Вам тоже! Во время приветствия младший по возрасту старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший в свою очередь кладёт в них сверху свои руки ладонями вниз.
- Традиционные блюда : готовят в основном молочную пищу (чай с молоком, топлёное масло, быштак — пресный и прессованный сыр, разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молока и др.), мясные блюда из баранины, боова — пресные лепёшки, боорзак- печенье в виде жаренных в топлёном масле кусочков теста
В Российской Федерации жители Республики Тыва отмечают Новый год два раза. Государственный праздник, ежегодно отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является для тувинцев просто официальным торжеством, в то время как традиционный, заложенный в историческом прошлом народа и связанный с буддийской культурой, отмечается по лунному календарю. Этот праздник известен как Шагаа.
Когда отмечают праздник?
Каждый год дата проведения мероприятия разная. Согласно лунному календарю его отмечают в начале белого месяца, а точный день празднования выбирают ламы. Поздравление с Новым годом происходит на рассвете, а не в полночь, как это принято в обычный Новый год.
Описание и значение
Шагаа ассоциируется с началом новой жизни и завершением всех дел, начатых в предыдущем году. Прежде всего традиционно было установлено, что к Новому году должен произойти отёл скота, который играл важную роль в жизни тувинского народа.
Традиции и обычаи
В церемониях празднования Шагаа всегда замечается глубокая связь между языческими и буддийскими традициями. Чтобы встретить Новый год, тувинским предкам нужно было дождаться рассвета в назначенный ламами день. По верованиям тувинцев, ночь перед праздником — это не только разрыв старого и нового, но и кульминация битвы между добром и злом. Приход рассвета символизирует торжество добра, жизнь и рождение, духовное омоложение и очищение.
Отмечание праздника во второй половине зимы (конец января – февраль) также имеет огромное значение, раскрывая символику, объясняющую переход к жизни, поскольку переход от зимы к весне — это символ пробуждения природы и всего живого мира ото сна. В действительности название праздника подразумевает такие значения, как «обновление», «новый этап, цикл».
К Шагаа всегда было принято подготавливаться заранее. Ещё с осени семьи запасаются продуктами для праздничных застолий и приема гостей. Во время Шагаа традиционное гостеприимство приобретает уникальные черты и широкий размах. Накануне праздника дома тувинцев и прилегающая к ним территория тщательно убираются. В Шагаа лучше всего не спать всю ночь до восхода солнца, чтобы не проспать момент рассвета, когда, согласно мифологии, Будда проезжает на своей колеснице по небу и благословляет всех, кто встречает Новый год.
Все люди, одетые в традиционные ярко раскрашенные костюмы, приветствуют друг друга, выражая мир и доброжелательность. Чолукшуур – так называется этот древний ритуал приветствия. Вместо обычного рукопожатия ладони старшего человека во время приветствия кладутся поверх ладоней младшего.
Сан салыр, тувинская церемония, предшествующая чолукшууру, — это зажигание священного огня. Лама, шаман или старейшина зажигает специально собранный костер, после чего в огонь бросают лучшие кусочки праздничной пищи, чтобы задобрить духов и помолиться о мире, урожае, процветании на следующий год.
Для праздничного ужина женщины готовят разнообразные закуски и традиционные блюда. На ночь детям рассказывают сказки, а утром проводят ритуалы, чтобы очистить жилище от злых духов. Любой человек, посетивший дом, должен быть вкусно накормлен. Семьи стараются быть как можно более щедрыми по отношению друг к другу. Большинство мясных блюд на праздничном столе — это вареная баранина. Основу традиционно составляют так называемые белые блюда, созданные из молока и молочных продуктов, с добавлением муки.
Среди древних праздничных торжеств Шагаа в прошлом особенно красочным было состязание в поедании пищи, в котором победителю доставался конь.
В течение месяца до и после Шагаа тувинцы следят за своим поведением и мыслями, чтобы не загрязнить их чем-нибудь неприемлемым. Во время Шагаа употребление алкоголя запрещено.
В настоящее время тувинцы пытаются воскресить забытые традиции празднования Шагаа. В основном это приглашение гостей, посещение друзей и родственников, чествование представителей старшего поколения. Власти современной Тывы стараются сделать празднование Шагаа как можно более традиционным. Они ежегодно организуют концерты музыкальных коллективов с сольными и инструментальными фольклорными программами, а в селах проводятся обрядовые праздники, танцы, небольшие соревнования и множество других мероприятий.