- Значение : в память о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм
- Другие названия : Praesentatio S. Mariae in templo, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Введенье
- Первая дата празднования : 4 декабря
- Вторая дата празднования : 21 ноября
- Третья дата празднования : 29 ноября
- Как рассчитывается дата : Православные церкви, использующие юлианский календарь, отмечают 4 декабря. Православные церкви, использующие новоюлианский календарь, отмечают праздник 21 ноября по новому стилю; в Коптской церкви — 29 ноября по новому стилю
- Тип праздника : религиозный
- С какого года начали отмечать : установленный в VIII веке
- Религия : христианский
- Обычаи и традиции : торжественные Богослужения; катание на санях; постные ярмарки
Поздней осенью или в начале зимы христиане всего мира чествуют великий день — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
История происхождения
Праздник начинает свою историю с VIII века, с того дня, когда юная Мария 3-х лет от роду впервые увидела Иерусалимский храм, легко взбежала по его ступеням и безбоязненно доверилась встречающим её священникам Захарию и другим. Это была будущая Богоматерь, и прожила она там до своего 14-летия. Затем её обручили с Иосифом, впоследствии названным Обручником, и они ушли в Назарет. Мария была единственной девочкой, которую допустили в святое место в церкви — Святилище.
Когда отмечают праздник?
Памятный праздник имеет несколько дат в зависимости от вероисповедания. Православная церковь отмечает этот день 4 декабря, у католиков Введение празднуют 21 ноября, коптская церковь — 29 ноября.
Другие названия
Торжественный день имеет довольно много вариантов наименований — Praesentatio S. Mariae in templo, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Введенье.
Описание и значение
Введение во храм Пресвятой Богородицы – это святой день для всего христианского мира. Праздник входит в число двунадесятых важнейших церковных праздников.
Этот день дан людям для очищения помыслов и желаний, освобождения от собственных грехов и возможности попросить у Богородицы защиты, здоровья и удачи для своих близких.
Это священная память о введении во храм 3-х-летней Марии, дочери святых Иоакима и Анны. Они, будучи длительное время бездетными, в мольбе к богу о ребёнке пообещали отдать ему его в услужение. Во исполнение своего обета они привели юную Марию в храм пресвятой Богородицы и тем самым запустили цепь событий, приведших сына божьего на Голгофу.
Это ещё и уважение, и вера в непорочное зачатие, в возможность чуда, совершаемого Господом на земле.
Традиции и обычаи
По обычаю, в этот день в церкви проводили торжественные богослужения — малую вечерню, всенощное бдение (с литией), часы и литургию. Читали специальные тропарь и кондак. Облачение священнослужителей на Введение состоит из бело-голубых одеяний. Прихожанам рекомендовалось брать с собой тексты служб, чтобы активно принимать участие в песнопениях, не терять смысл и понимать, о чём идёт речь.
После служб народ чувствовал себя свободным для зимних праздничных развлечений. В городах открывались «постные» ярмарки, где можно было реализовать ещё не проданные излишки зерна, мёда, результаты работы рукодельниц, скорняков, бортников, бондарей, шорников и гончаров, обновить гардероб семье, купить новые валенки, пуховые рукавички и шали, что во все времена на Руси считалось предметом гордости.
На ярмарках продавали горячие сбитни и взвары, ароматные баранки и печатные пряники, леденцы и засахаренную ягоду — лакомства, доступные во время поста.
А вокруг ярмарок тоже кипело веселье, особенно на берегах рек. И взрослые, и дети катались на санях с горки или на лошадях, кто мог и умел, рассекал лёд на коньках, молодые мужчины и парни сходились на льду в традиционных кулачных боях, а женщины с высокого берега наблюдали за удалью своих мужчин.
Нередко на праздник приезжали и устанавливали свои балаганы бродячие артисты и циркачи, привозили с собой карусели, на радость детям.
Приглядывались и к приметам в этот день и накануне. В народе этот праздничный день всегда считался предвестником зимы, поэтому внимательно наблюдали за погодой. Если стоит мороз, то все Рождественские праздники будут морозными, если же тепло, то и предстоящие дни будут относительно тёплыми.
Существовали и запреты. На Введение нельзя игнорировать посещение церкви, слишком громко веселиться, работать по дому и даже готовить — все дела должны быть переделаны накануне. Запрещено ругаться, сплетничать, употреблять бранные слова, играть свадьбы.
Традиционные блюда
Праздник приходится на Рождественский пост, поэтому изобильных столов не устраивали. Церковь не даёт разрешения на употребление скоромной пищи в этот день. В качестве небольшого послабления и отдыха от суровых будней разрешено употреблять в пищу рыбу и растительное масло. Однако этого было достаточно, чтобы сноровистые хозяйки изобретали массу вкусностей в этот день, пусть без яиц, сливок и мяса.
Из рыбы варили простую и тройную уху, пекли рыбные курники, делали заливное, жарили её на подсолнечном или льняном масле, подавали отдельными разварными кусками или томили с овощами в чугунке. Вариантов было множество, и от рыбного запаха с местными приправами, разливающегося над сёлами, у ребятишек кружилась голова от предвкушения вкусного обеда.
И, конечно, в этот день пекли караваи, пироги с кашами, капустой, грибами, картошкой, опять-таки, с рыбой. Ставили на стол и хмельное, но в ограниченных количествах — красное вино. Напиваться в этот день считалось дурным тоном. А вот вознесение молитвы Богородице перед обедом о здравии семейных, защите детей и дома считалось делом правильным и даже необходимым.