- Значение : первый «зажин» ржи
- Другие названия : Каза́нская ле́тняя, Прокопьев день, Жнец, Жатвенник, Прокопий
- Дата праздника : 21 июля
- Тип праздника : народный, религиозный, славянский
- Территории распространения : Беларусь, Украина, Сербия
- Религия : христианский
- Обычаи и традиции : начинали сено собирать в валы и копнить, первый «зажин» ржи; в некоторых местах на «Казанскую» не работали
- Традиционные блюда : еда, принесенная с поля
При всей популярности различных профессиональных дат и новомодных торжеств многие люди тоскуют по чему-то более традиционному. Хорошим примером такой праздничной традиции выступают именно Зажинки. О том, как они появились, что символизируют и как их отмечать, стоит поговорить особо.
Когда отмечают праздник?
Праздник Зажинки выпадает на 21 июля. Его принято отмечать в Сербии, Беларуси и Украине. Стоит отметить, что некоторые источники указывают на другую дату — 29 июля.
Другие названия
Традиционно употребляются также названия:
- Казанская летняя;
- Жнец;
- Прокопьев день;
- Прокопий;
- Жатвенник.
Можно встретить и ещё более оригинальные варианты:
- праздник Казанской иконы Божьей Матери;
- Градовой день;
- Прокоп жнец;
- Прокофий.
Описание и значение
Смысл вполне прозрачен: это так называемый первый «зажин» ржи. Говоря простыми словами, это сбор урожая хлебов. Праздник носит подчёркнуто народный характер, напрямую связан с традиционным сельским хозяйством. Он также вплетён в религиозный календарь, характерный для славянских народов после христианизации. Так как урожай был очень важен всегда, начало и конец его сбора вызывали настоящее торжество.
Традиции и обычаи
В прошлом, как и следует из названия праздника, 21 июля начинали складывать сено в валы, затем в копны. В отдельных местностях принято было приостанавливать полевые работы. Независимо от этого старались есть пищу, принесённую непосредственно с поля, и так в течение всего дня. Если же работали, то трапезничали только на убранной полосе. Считалось, что первый сноп, собранный (сжатый) в этот день, следует непременно сохранять. Осенью с его помощью, как полагали, можно было выгнать мух.
Народное поверье указывало, будто на Зажинки птицы замолкают и перестают петь. Также полагали, что именно с этого момента лето перестаёт быть знойным и начинает идти на убыль, ночи будут становиться всё холоднее. Погодная примета говорила, что ясная тёплая погода предвещает возможность собрать хороший урожай, а выпадение дождя означает сырость вплоть до самого конца лета.
По Зажинкам отсчитывался конец самой напряжённой части полевого сезона. После них надо было скорее собирать урожай и начинать готовиться к следующей зиме. Так как праздновать собирались максимально пышно, считалось необходимым навести порядок в доме и на участке, выставить как можно более красивые скатерти, посуду и столовые приборы. До уборки урожая непременно осматривали поле, чтобы точно уловить момент, когда оно будет полностью готово. Даже если не проводили специальный обряд «накрытия» поля, то отправлялись жать либо до рассвета, либо с наступлением сумерек.
Считалось необходимым доверить сбор первого снопа самым старшим из тех, кто работал. Этот сноп, разукрасив цветами, несли в дом и оставляли в красном углу. Его потом первым осенью молотили и даже использовали для обрядов лечения больного домашнего скота. Считали, что можно вылечить им птицу, даже человека.
Окончив работу в поле, вечером проводили торжественный ужин. Кроме полевой пищи, его атрибутом неизменно были особые песни. В наши дни особой даты Зажинки могут и не иметь. Зачастую их стараются приурочивать к реальному сбору урожая. Хороводы с песнями могли водить и прямо на полях, также там проводили обряды для защиты от предполагаемых магических нападений.