Top.Mail.Ru
Привязанность

Все о привязанности

Все о привязанности

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Типы
  3. Как формируется?
  4. Признаки
  5. Возможные нарушения
  6. Как избавиться от этого чувства?
  7. Как укрепить?

Привязанность – хорошо это или плохо? И можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Ведь человек может быть привязан и к другому человеку, и к вещи, и к явлению (к примеру, алкоголь или сладкое). Как же обычному человеку отличить непродуктивный тип привязанности от продуктивного? Разбираемся ниже.

Что это такое?

В психологии определение привязанности звучит так: чувство близости, которое возникает у человека, когда он ощущает симпатию или преданность кому-то или чему-то, удерживает его рядом с этим объектом. При этом человек не испытывает к этому объекту ни любовь, ни интерес, ни стремится получить какую-то выгоду от близости. Благодаря наличию привязанности ребенок слушается и слышит мать и отца, ощущает себя в безопасности, растет, развивается. Многие психологи утверждают, что привязанность является природной программой, а родители должны эту программу сформировать так, чтобы стать опорой для детей. Дети же, будучи привязанными к родителям, должны по достижении определенного возраста пройти сепарацию от них и получить независимость – как внешнюю, так и внутреннюю.

Говоря о привязанности, в первую очередь следует сказать о связи ребенка с матерью, далее – с отцом и другими людьми, выполняющими воспитательные функции по отношению к нему. У ребенка, как ни у кого другого, сильна потребность в близости на уровне эмоций, она является врожденной. Большое количество психологов утверждает, что если человек в детстве не был привязан к близкому человеку, потом он не может проявить другие чувства на основе привязанности (к ним относится любовь, дружба, товарищество). Таким образом, человек не социализируется в полной мере и может приобрести одно из антисоциальных личностных расстройств.

Привязанность может быть межличностной, а может – бытовой, к примеру, человек привязан к любимой кофейной кружке или «счастливой» рубашке, в которой успешно сдавал экзамены или проводил рабочие встречи. Какие-то из склонностей вполне понятны и объяснимы, другие вызывают недоумение, третьи обладают очевидной разрушающей человека силой. Современным людям присуща способность привыкать к таким вещам, как мобильный телефон и другие гаджеты, одежда, автомобиль и т. д. Все это бытовые привязанности, из которых складывается образ жизни и привычки.

Природа привязанности может быть обычная, житейская, а может – психологическая. Житейской привязанностью называют нежелание менять привычные жизненные обстоятельства и условия, неготовность к смене жилья или даже обстановки в квартире или доме. Что касается психологической природы, это межличностная связь, которая может проявляться как стремление к постоянному присутствию рядом, ощущению полноценности существования только возле конкретного человека, а может – как тревога о том, что эта близость по какой-либо причине будет утрачена.

Типы

Исследователями выделяется несколько типов привязанности. Если у матери и ребенка отношения складываются гармонично, то их связь безопасна. При таком характере связи ребенок испытывает радость и спокойствие, ощущает себя защищенным, а мать ориентирована на его интересы и потребности. Если отношения матери и ребенка складываются таким образом, то впоследствии он сможет безболезненно и спокойно социализироваться, адаптируясь к любым коллективам и социальным группам.

Когда мать, отец или оба пренебрегают ребенком, это называется избегающей привязанностью. Тогда по достижении взрослого возраста такому ребенку будет тяжело строить отношения в социуме, он будет испытывать сильную зависимость от того, что о нем думают окружающие.

Постоянное подавление или запугивание ребенка формирует дезорганизованную привязанность. Такие дети агрессивны, трудновоспитуемы, не умеют и зачастую не хотят выстраивать межличностные отношения с другими.

Надежная

В таком типе привязанности выделяется несколько подтипов, а именно: надежно-устойчивый, надежно-замкнутый, надежно-сбалансированный и надежно-реагирующий. Термины введены на основании исследований Мэри Эйнсворт, много лет изучавшей связи между матерями и младенцами. Дети, надежно связанные с матерями, более свободно и сильно стремятся к изучению окружающего мира. Это происходит потому, что они уверены в силе чувств значимого взрослого, знают, что если он будет им нужен, то сразу вернется. Такие дети ощущают себя в безопасности, они правильно взаимодействуют с родителями и не тревожатся без значимого повода.

Можно сказать, что наиболее адаптивным типом привязанности является именно надежный тип. Возникает он тогда, когда значимый взрослый (у младенцев в большинстве случаев это мать) всегда находится в поле зрения ребенка, когда он ориентирован на запросы, возникающие у ребенка, и удовлетворяет их правильно и ответственно. Ключевые качества, которые родители должны проявить к ребенку в это время, – забота и внимание, тогда и дети, воспитанные таким образом, будут проявлять именно этот тип привязанности во взрослой жизни.

Тревожно-амбивалентная

У этого типа несколько названий – тревожно-устойчивый, амбивалентный, тревожно-амбивалентный. Суть его в том, что ребенок огорчается и часто плачет, если мать по какой-то причине вынуждена уйти от него. Когда мать возвращается, ребенок спокоен. Даже когда родитель рядом с ним, такой ребенок неохотно идет на контакт со взрослыми, насторожен по отношению к ним. Любая незнакомая ситуация вызывает у ребенка с таким типом привязанности некий ступор, ему нужно привыкнуть к обстоятельствам, прежде чем начать исследование пространства.

Матери зачастую не нужно проявлять невнимание, любой негативный опыт раннего детства может стать толчком для проявления тревоги. Например, тревожиться, когда родитель уходит, могут те дети, которые столкнулись с подобным уходом, например, мать попала в больницу – по болезни или в связи с рождением другого ребенка. В такой ситуации ребенок на протяжении достаточно длительного времени ожидал возвращения матери, при этом не зная точно, когда она вернется. В дальнейшем такие дети могут испытывать тревогу и дискомфорт во время любой отлучки родителя.

Разумеется, это негативно сказывается на социализации, доверии к другим людям, формировании близких межличностных связей.

Избегающая

Тревожно-избегающий или избегающий тип привязанности на протяжении долгого времени оставался загадкой для психологов. Они не могли найти объяснение феномену, когда младенцы или дети постарше избегают или игнорируют родителя или иного воспитателя, играющего значимую роль в их жизни. Такие дети не интересовались тем, что происходит вовне, не стремились исследовать окружающую их обстановку независимо от того, был ли родитель рядом или он отсутствовал. Наконец, было сделано предположение, что подобным поведением, игнорирующим родителя, дети всего лишь стремятся замаскировать свою печаль по поводу их ухода. Предположение подтвердилось результатами замера пульса детей с избегающим типом привязанности.

Избегание родителя чаще всего демонстрируется младенцами в стрессовой для них ситуации, когда не были учтены их потребности. Так у ребенка возникает уверенность в том, что родителю совершенно не важно, удовлетворены ли его нужды, доволен ли он. В большинстве случаев это действительно так, что ребенок интуитивно и чувствует. Избегая взрослого, он тем не менее оставляет его в поле зрения, сохраняя подобие близости с ним. Кроме того, не до конца сформировавшаяся способность выразить свои эмоции и переживания не дает ребенку дать понять взрослому, насколько он огорчен и расстроен происходящим, и поэтому он отдаляется от родителя.

Дезорганизованная

Первоначально Мэри Эйнсворт выявила три типа привязанности, перечисленных выше. Однако позже обнаружилось, что существовали дети, чье поведение не подходило ни под один тип. Они не проявляли тревожности, но при этом совершенно очевидно находились в стрессе, не избегали родителя, но и не выказывали признаков надежного типа связи с ним. Так в классификацию был добавлен еще один тип, получивший название «дезорганизованный». При подобном типе привязанности активация связи между взрослым и ребенком происходит не во время незнакомой, стрессовой ситуации и никак не связана с уходом и приходом родителя.

Ребенок проявляет страх, а не тревогу во время процедуры «Незнакомая ситуация», при этом проявления эмоций нетипичны для моделируемой ситуации. Интересно, что у детей с таким поведением матери часто сами сталкивались с крупными потерями или стрессами до или после появления на свет ребенка.

Более чем у половины мам детей с дезорганизованным типом привязанности один или оба родителя умерли, пока они учились в школе, и эта потеря не была ими проработана и прожита.

Как формируется?

Привязанность «ребенок-родитель» начинает формироваться с момента появления ребенка на свет. Какой она будет – зависит в основном от взрослого, так как дети до определенного момента «зеркалят» эмоции родителей в силу несформированности собственной эмоциональности. Человек не рождается с привязанностью, он ее приобретает и формирует. Ребенок плачем или иным способом сообщает о своей потребности, родитель ее удовлетворяет, и тогда начинает формироваться здоровый тип привязанности, или не удовлетворяет, тогда все станет намного сложнее. Ориентировочно к трем месяцам жизни ребенок начинает опознавать значимого взрослого (это в большинстве случаев мать и отец), радоваться ему. Это говорит о том, что привязанность формируется верно.

В возрасте полугода он уже уверенно узнает родителей (но может не узнавать бабушек и дедушек), отличает их от всех других людей. Что касается межличностных связей, привязанность формируется постепенно. Здоровый вид взаимной близкой связи между людьми, мужчиной и женщиной – это так называемая схема «Я+Я», где каждое «Я» – свободный и самостоятельный индивид, который может существовать и без другого. Такие люди привязываются друг к другу не болезненно, без надрыва и лишения свободы как себя, так и партнера. Они живут обычной жизнью, просто вместе им это делать приятнее. Привязанности возникают и в коллективах, к примеру, класс, учебная группа, коллеги. Учитель привязывается к ученикам, дети друг к другу.

Какие-то из привязанностей могут перерасти в дружеские или даже в любовные, но большинство остается на уровне приятельских, такие связи довольно легко и безболезненно прекращаются с завершением деятельности – учебной или трудовой. Если же характер привязанности таков, что человек из-за нее лишается свободы и способности нормально функционировать, речь идет о том, что возникла зависимость. Это может быть как другой человек, так и явление – алкоголь, еда, наркотики, снижение веса. Фактор сосредоточенности на предмете привязанности, ощущение себя полноценным лишь рядом с ним – это показатель болезненной зависимости.

Признаки

Признаки привязанности ребенка к родителю были перечислены выше. Что касается межличностных связей, довольно легко отличить привязанность от любви, нужно только быть честным с самим собой. Иногда достаточно предельно откровенно ответить себе на вопрос: «Почему я рядом с этим человеком?» Вариантов ответа очень много, но о любви говорит только один.

Отношения не развиваются – еще один показатель, что они непродуктивны для участников, что люди находятся в них как бы по инерции. Зачастую оба прекрасно понимают, что эти отношения временны, что они не несут позитива для обоих, что есть масса вещей, с которыми люди не готовы мириться, но привыкли и продолжают находиться в отношениях. Все это говорит о нездоровой привязанности. О ней же говорит стремление переделать партнера, изменить его. В любви человека принимают таким, какой он есть.

Возможные нарушения

Проявление нарушений привязанности может происходить различными способами. В первую очередь это зависит от того, какие особенности имеет ребенок – темперамент, жизнестойкость, психологическую структуру. Одни дети спокойно переносят вещи, которые могут глубоко травмировать других. Далеко не всегда это можно предсказать. У одних и тех же родителей могут быть абсолютно разные по степени психологической устойчивости дети. Общей схемы быть не может, каждый случай индивидуален. Нарушения могут проявиться в виде:

  • агрессии;
  • депрессивного состояния;
  • психосоматических расстройств;
  • нелюдимости;
  • отсутствия эмпатии;
  • низкой самооценки;
  • и даже всего перечисленного сразу.

Также психологи говорят о реактивном расстройстве привязанности, которое несложно выявить, а вот вылечить очень трудно. При таком состоянии у детей отсутствует эмоциональная связь к значимым взрослым, она попросту не сформирована. Ребенок вялый, не хочет общаться и играть, не идет на ручки, не нуждается в утешении, если ударился или получил травму. Такие дети мало улыбаются, не поддерживают зрительный контакт и всегда грустны и апатичны. Взрослея, дети могут перейти либо к расторможенному поведению, либо к заторможенному. В первом случае они максимально желают привлекать к себе внимание всех, даже малознакомых или совсем незнакомых людей, зачастую ведут себя не по возрасту. Родителю важно проявлять терпение и понимание, в противном случае будет проявляться агрессия или злость.

Если же ребенок переходит к заторможенному поведению, оно выражается в отказе от помощи и уклонении от общения.

Как избавиться от этого чувства?

Стив и Коннирэ Андреас предлагают последовательность шагов, которые необходимо выполнить для избавления от болезненной, невротической привязанности.

  • Первым шагом будет осознание того, что вы к человеку (или явлению, к примеру, алкоголю) именно привязаны, выявление у себя симптомов. Понимание того, что привязанность существует, визуализация ее в виде пут, канатов, веревок – начало пути избавления от нее. Быстро справиться с зависимостью не получится, она проходит постепенно вследствие постоянной работы над избавлением от нее.
  • Далее необходимо определиться, что человек получает от привязанности, для чего она ему. Это может быть ощущение себя полноценным только в отношениях с другим человеком или чувство уверенности в себе только после пары бокалов вина.
  • Следующим шагом будет осмысление испытываемых чувств и попытка найти замену их источнику. Необходимо вспомнить, когда эти же ощущения человек испытывал другими способами. Попробовать повторить эти ситуации.
  • Далее проводится так называемая экологическая проверка. Лучше или хуже будет чувствовать себя человек, отказавшись от привязанности? Если есть сомнения в том, что не потребуется посторонняя помощь (к примеру, при избавлении от привычки к алкоголю или наркотическим веществам), то лучше заранее заручиться поддержкой профессионалов, записавшись на курс избавления от зависимости в реабилитационный центр.

Как только человек осознал, что он зависим, привязан, а также нашел способ разорвать эту привязанность, он в состоянии отказаться от нее. Возможно, это получится не с первого раза, тогда следует вернуться ко второму шагу и снова попытаться повторить последовательность действий по избавлению от зависимости. Если речь идет о привязанности к человеку, например, после развода или в его процессе, необходимо поставить себя на его место и пройти все шаги от его лица.

После того как все этапы пройдены, нужно проанализировать свое состояние без болезненной зависимости от человека или явления. Почаще напоминать себе о том, что приобретено:

  • свобода;
  • расслабленность;
  • душевное спокойствие;
  • гармония и т. д.

Разумеется, будет возникать боязнь того, что привязанность вернется или что жизнь не будет больше прежней. Бояться – это нормально. В каких-то случаях может понадобиться терапия.

Если страх или тревога приобретает патологическую форму, лучше обратиться за помощью к специалисту и проработать все свои страхи с ним.

Как укрепить?

Чтобы сделать более крепкой эмоциональную связь с ребенком, достаточно простых действий.

  • В первую очередь это тактильная связь – каждый день ребенка необходимо обнимать, прикасаться к нему, целовать, для него это – показатель того, что его любят и ценят. Известно, что объятия с ребенком должны длиться столько, сколько нужно ребенку, взрослый не должен прерывать их. Ребенок отпускает взрослого, когда получил необходимую порцию тепла. Вербальная связь тоже важна – нужно говорить ребенку о том, как он ценен и важен, как его любят.
  • Совместное чтение книг прекрасно укрепляет симбиотическую связь между родителем и ребенком. Посредством книги можно не только развивать интеллект детей, но и работать над воспитанием, эмоциональной сферой, разбирая различные ситуации, обсуждая чувства и их проявление, возможность посмеяться или погрустить. Ребенок, которому в детстве читали книги, вырастет более спокойным и уверенным в себе.
  • Приготовление еды – неожиданное, казалось бы, занятие, чтобы воспитывать ребенка, но на самом деле, вполне логичное. На кухне мама готовит обеды и ужины, а ребенок вполне может помочь, выполняя простые задания. В это время он не страдает от отсутствия мамы, подключен к важному делу – приготовление еды для всей семьи, а мама может спокойно контролировать процесс. Кроме того, такие вещи, как лепка пельменей или формирование печенюшек, отлично развивают мелкую моторику.
  • Заниматься совместным творчеством – значит, развивать у ребенка способность видеть прекрасное и при этом укреплять связь между родителем и ребенком. Главное, что нужно помнить: ребенок сам выражает свои эмоции посредством творчества, и задача родителя – направлять и помогать, а не делать за него и не указывать, как правильно. Рисует ребенок синюю ворону и красного орла, значит, это правильно, так он развивает фантазию и воображение. Мама, которая поддерживает любое творческое начинание ребенка, тем самым укрепляет связь между ними.
  • Немногие родители играют с детьми, однако игра – это совсем не глупости, а важный элемент развития. Благодаря игре дети переживают различные ситуации, иногда родитель может смоделировать их, чтобы обсудить произошедшее (например, конфликтную ситуацию с другими ребятами) на куклах или других игрушках. Подвижные игры развивают у ребенка ловкость, командные – учат мыслить на несколько шагов вперед, настольные – формируют зачатки стратегического и тактического мышления, ситуационные – развивают эмоциональную и психологическую сферу, а творческие (лепка, мозаика, конструктор) помогают мелкой моторике.

Это лишь часть того, что помогают достичь игры с ребенком. И главное – это весело, а положительные эмоции нужны не только детям, но и взрослым.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.