Продавец

Все о продавцах непродовольственных товаров

Все о продавцах непродовольственных товаров

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Описание профессии
  2. Должностная инструкция
  3. Требования
  4. Права и ответственность
  5. Карьерный рост

Одной из самых распространенных и востребованных профессий в сфере обслуживания является работа продавца. На сегодняшний день существует несколько категорий продавцов. Одной из них является работник в области непродовольственной торговли. Подробнее о специфики деятельности такого специалиста мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.

Описание профессии

Продавец непродовольственных товаров (как можно понять из названия профессии) имеет дело с товарами непродовольственной группы, которые, в свою очередь, подразделяются на большое количество разнообразных категорий: обувь и одежда, мебель, ткани, книги, игрушки, технически сложная бытовая и оргтехника, посуда, гаджеты и мн. др.

В зависимости от того, с какой категорией из описанных выше продавец имеет дело в ходе своей профессиональной деятельности, он должен обладать соответствующими знаниями. Так, работник магазина электроники должен быть технически подкован и уметь объяснять покупателям особенности той или иной модели.

В целом данная профессия является довольно востребованной. При этом вы можете применить себя в разных сферах (в зависимости от ваших индивидуальных интересов и предпочтений).

Должностная инструкция

В ходе своей рабочей деятельность продавец непродовольственных товаров выполняет целый ряд обязанностей, которые регламентированы должностной инструкцией и профессиональным стандартом. Надо сказать, что обязанности могут немного различаться в зависимости от того, с какой категорией товаров имеет дело сотрудник, а также от конкретного места работы и пожеланий работодателя.

В целом стандартный список задач продавца непродовольственных товаров включает в себя такие функции:

  • консультирование покупателей, ответы на интересующие их вопросы (продавец должен уметь в полном объеме рассказать о свойствах и характеристиках того или иного товара);
  • ведение отчетности (заполнение и создание учетных и отчетных документов);
  • продажа и упаковка товаров;
  • помощь покупателям в подборе необходимого для них изделия (в зависимости от модели, размера, стоимости и т. д.);
  • оформление документов для продажи (например, заполнение гарантийного талона);
  • ведение учета ассортимента продукции;
  • выполнение раскладки товаров в соответствии со стандартами маркетинга и мерчандайзинга;
  • использовать в своей работе кассовый аппарат, а также специализированные компьютерные программы;
  • производить приемку товаров и сверку полученных изделий с соответствующими товарными накладными;
  • подсчитывать выручку;
  • следить за порядком на своем рабочем месте, а также в магазине в целом;
  • оформление и выдача чеков на купленную продукцию и мн. др.

Таким образом, в процессе осуществления рабочих функций продавец выполняет ряд разрозненных и различных по характеру и сложности задач. Для того чтобы убедиться в том, что вы сможете соответствовать требованиям работодателя, очень важно заранее ознакомиться с перечнем обязанностей, которые будут на вас возложены (до официального трудоустройства).

Помните, что должностная инструкция предусматривает ответственность работника за некачественное исполнение его прямых обязанностей.

Требования

Профессиональный стандарт (или профстандарт) – это документ, который выдвигает квалификационные требования к продавцу (или продавцу-консультанту) непродовольственных товаров. Только в том случае, если претендент на должность полностью соответствует всем положениям, он может быть принят на работу.

Профессиональные

К обязательным профессиональным требованиям по отношению к продавцу непродовольственных товаров можно отнести:

  • умение работать с кассовым аппаратом;
  • знание и навык работы со специализированными компьютерными программами (например, 1С);
  • знание основ потребительской психологии;
  • знание основ маркетинга и мерчандайзинга;
  • понимание особенностей конкретной товарной категории (в зависимости от того, с какими товарами работает то или иное предприятие);
  • знание основ документооборота и т. д.

Надо сказать, что данные профессиональные требования могут изменяться в зависимости от конкретного места работы и пожеланий работодателя. Таким образом, чем большим количеством компетенций вы владеете, тем более актуальным и востребованным специалистом на рынке труда вы будете.

Личностные

Помимо профессиональных требований, многие работодатели выдвигают и требования по отношению к личностным качествам человека, который претендует на должность продавца. В первую очередь это связано с тем, что в ходе выполнения своих рабочих задач сотрудник на постоянной основе взаимодействует с другими людьми (покупатели, коллеги, торговые представители т. д.). К основным личностным характеристикам можно отнести:

  • стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
  • низкий уровень конфликтности;
  • тактичность;
  • позитивный настрой;
  • доброжелательность;
  • ответственность и дисциплинированность;
  • пунктуальность;
  • внимание к деталям и т. д.

Удачное сочетание профессиональных и личностных характеристик сделает из вас незаменимого сотрудника на любом предприятии.

Права и ответственность

Трудоустраиваясь на должность продавца непродовольственных товаров, вы автоматически приобретаете ряд прав, которые, в свою очередь, сопряжены с соответствующей ответственностью.

К правам сотрудника можно отнести:

  • возможность информирования вышестоящего руководства о наличии в ассортименте магазина некачественных или бракованных товаров;
  • информирование администрации и службы безопасности о возникших конфликтных ситуациях;
  • осуществление своей деятельности в безопасных условиях;
  • получение от вышестоящих лиц всей необходимой для корректного выполнения своих рабочих функций информации;
  • отправка руководству предложений по улучшению осуществления своей работы и мн. др.

Продавец отвечает за:

  • несоблюдение трудового распорядка и режима работы;
  • нарушение корпоративной дисциплины;
  • несоблюдение техники безопасности;
  • причинение вреда (покупателям, коллегам, начальству или непосредственно предприятию) и т. д.

Уровень ответственности может значительно разниться в зависимости от характера нарушения. Так, за некоторые проступки можно получить дисциплинарное взыскание и выговор, в то время как за другие продавцу может грозить уголовное преследование.

Карьерный рост

Возможность карьерного роста продавца непродовольственных товаров по большей части зависит от конкретного места работы, а также от личностных амбиций человека. Так, для того чтобы иметь перспективу повышения, необходимо проходить образовательные курсы для повышения квалификации (например, курсы по товароведению, по изучению маркетинга или психологии потребителя и мн. др.).

В целом при наличии достаточного образовательного уровня и опыта работы на должности обычного продавца, а также стремления к саморазвитию и самосовершенствованию можно претендовать на должность старшего продавца, управляющего или администратора магазина, а впоследствии – даже директора.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.