Продюсер

Кто такой продюсер в кино и чем он занимается?

Кто такой продюсер в кино и чем он занимается?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Обязанности
  3. Знания и навыки
  4. Образование
  5. Место работы

По сути, продюсер – это высокий профессионал, под руководством которого в полной мере решается успешность кинопроекта. Заинтересовать в проекте знающего продюсера – значит решить задачу более чем наполовину. Рассмотрим подробнее, кто такой продюсер в кино и чем он занимается.

Особенности

Профессия продюсера появилась в 1910 году в американском Голливуде. «Фабрика грёз» к тому времени уже представляла собой мощную индустрию. Однако для успешного кинобизнеса необходимо вкладывать деньги, организовывать, совершенствовать технику, делать массовые съемки, договариваться с талантливыми актерами и прочие. Так появилась потребность в специалисте, который имел бы навыки коммерсанта, свободно ориентировался в искусстве. Иными словами, гармонично сочетал бы в себе творческие наклонности и задатки делового человека в бизнесе.

Значительным толчком к появлению профессии стало телевидение. Ведь должность телепродюсера немногим отличается от кинопродюсера, разве что продуктом труда. В развивающейся ныне онлайн-индустрии также не обойтись без хороших организаторов и руководителей проектов.

В России первыми открывателями этой профессии явились, пожалуй, В. Немирович-Данченко (автор идеи нового театра), а также «локомотив искусства» С. Дягилев, организовавший в Париже знаменитые «Русские сезоны».

Кинопродюсер, в своем идеальном варианте – воплощение идейно-художественного и организационно-финансового контроля над постановкой кинофильма. Если говорить образно, но точно о том, что на практике делает продюсер в кино или на телевидении, то можно, ссылаясь на мнение опытных работников этой сферы, раскрыть суть этой работы. Прежде всего, надо выполнить следующее:

  • определить свои слабые места и заполнить их более способными людьми;
  • забыть про своё ЭГО, к примеру, если вы несильны в математике, то найдите более сильного, если есть слабые места в выступлениях – привлеките грамотного оратора, если неважно обстоят дела с творчеством – отыщите грамотных специалистов;
  • главная задача – подобрать под цель реальную команду спецов, которая вполне сможет решить её в миллионы раз лучше, качественнее, нежели один человек; такое использование эффекта синергии – верный путь к успеху!

Профессия требует высоких лидерских качеств, коммерческих способностей кратно больше, чем творческих наклонностей. Тем не менее, отдельным личностям успешно получается совмещение продюсерской, режиссерской и даже актерской роли. Такие универсалы – большая редкость.

Среди них самыми яркими являются звёзды: С. Спилберг, К. Тарантино, Р. Земекис, Н. Михалков, Ф. Бондарчук.

Обязанности

Продюсер – думающий организатор, выступающий в качестве лица, отвечающего за содержательность фильма, его бюджет, сроки выполнения проекта. Он занимается и дальнейшим «раскручиванием» фильма, успешно взаимодействуя со студиями и кинотеатрами, а также вопросами управления сотнями работников. Его основные обязанности, условно делятся на такие три производственных этапа, как:

  • препродакшн;
  • собственно производство;
  • постпродакшн.

Целевые обязанности первого этапа являются следующими:

  • определить содержание и смысл проекта;
  • обеспечить бюджетную сторону проекта;
  • определиться с кандидатурой режиссера и иными членами коллектива;
  • организовать кастинг, вместе с режиссёром осуществить просмотр актерского состава (иногда это делается и самим режиссёром, если он профессионал);
  • определить места съёмок и внести коррективы в бюджетную часть проекта;
  • определить с оператором детали работы и спецэффекты;
  • осуществить необходимую аренду;
  • создать график производства съемок;
  • разработать детальный план мероприятий исполнения проекта.

На втором этапе необходимо выполнить следующее:

  • помогать режиссеру дельными и свежими творческими предложениями;
  • решать насущные проблемные аспекты с актерским составом и командой в целом;
  • регулярно просматривать готовые материалы.

На этапе постпродакшн следует выполнять следующее:

  • проводить с режиссером обсуждение вопросов по поводу выбора сцен;
  • просмотр готовых частей фильма после их корректировки;
  • в отдельных случаях внесение корректив в проект – удаление или добавление отдельных сцен, создание окончательного монтажа;
  • осуществление деловых переговоров с дистрибьюторами для обеспечения распределения показа фильма;
  • запуск совместно с дистрибьюторами рекламных кампаний для проекта.

Важно! Указанная должность является руководящей. На неё берут лиц с высшим профобразованием, с квалификацией «Продюсерство кино и телевидение» и стажем работы в этой сфере не меньше 3-х лет.

Функции заключаются в следующем:

  • обеспечение экспертного обсуждения проекта, тактики его реализации, концептуальной проработки сценария;
  • руководство ходом воплощения его в жизнь.

В соответствии с должностью необходимо выполнять следующее:

  • прорабатывать с авторами проекта или привлекаемыми со стороны специалистами художественную канву продукта;
  • оценивать и утверждать сценарный план;
  • проводить поиск нужных ресурсов и выполнять контроль над их расходом;
  • создавать команду, осуществляя выбор специалистов и организуя его слаженную деятельность;
  • подготавливать съемки и монтаж фильма;
  • контролировать уровень соответствия съёмочного материала продуманной ранее концептуальной линии фильма и утверждённому сценарию;
  • участвовать в принятии готового материала;
  • организовывать мероприятия, направленные на изучение рынка, создание материалов по продвижению фильма на нём;
  • в пределах имеющихся прав решать вопросы делегирования отдельных функций иным работникам для выполнения определённых задач;
  • обеспечивать контроль над соблюдением норм в сфере авторских и других прав.

Продюсер вправе делать следующее:

  • принимать участие в обсуждениях будущей картины;
  • визировать соответствующую его статусу документацию;
  • организовывать и проводить собрания по оргвопросам;
  • направлять запросы и получать ответы от структурных единиц по поводу актуальных производственных аспектов;
  • осуществлять проверочные мероприятия по аспектам качественного и своевременного выполнения указаний;
  • приостанавливать ведение работ при обнаружении нарушений принятых требований, несоблюдении норм и правил;
  • давать распоряжения по ликвидации недочётов и нарушений;
  • требовать от руководящего состава мер по оказанию содействия при выполнении им своих обязанностей и прав.

Продюсера могут привлечь к ответственности в следующих случаях:

  • за неправильное выполнение или невыполнение своих прямых обязанностей на основании положений, предусмотренных ТЗ РФ;
  • за допущенные правонарушения, нанесение ущерба в соответствии с законодательством РФ.

Знания и навыки

Продюсер обязан знать следующее:

  • законы и нормативно-правовую базу, акты РФ в соответствующей сфере деятельности;
  • структурное строение организации;
  • методико-нормативную документацию по вопросам кинопроизводства;
  • правила и технологические аспекты кинематографии;
  • владеть теоретическими основами режиссуры, операторского искусства и звукооформления;
  • съёмочные технологии;
  • главные стили и тренды в развитии мирового кинематографа;
  • рыночные механизмы;
  • порядок ведения договорной практики;
  • приёмы, методику и стили в управлении персоналом;
  • законодательные акты по авторскому праву и иным сопрягаемым правам;
  • базовые познания основ ТЗ;
  • положения по охране труда, безопасности, санитарному контролю и противопожарные меры.

Образование

Для получения образования поступать следует на специальность «продюсерство» или смежные с ней направления (менеджмент проектов, управление и так далее). Укажем ряд государственных институтов, где такая возможность предоставляется:

  • Белгородский институт искусств и культуры (отделение режиссуры, актерского искусства и хореографии);
  • Тюменский институт культуры (отделение социально-культурных технологий);
  • Орловский институт культуры (отделение социально-культурной деятельности);
  • Хабаровский институт культуры (отделение искусств и социокультурной деятельности);
  • Московский институт культуры (отделения: государственной культурной политики, медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств);
  • Всероссийский институт кинематографии им. С. Герасимова (продюсерское отделение);
  • Санкт-Петербургский институт кино и телевидения (отделение экранных искусств);
  • Краснодарский институт культуры (отделение телерадиовещания);
  • Останкинский институт телевидения и радиовещания.

    Соответствующие отделения функционируют:

    • в институте кино и телевидения (ГИТР);
    • в Российской академии музыки им. Гнесиных;
    • в Российском институте театрального искусства (ГИТИС);
    • в Российском институте сценических искусств.

    При поступлении сдаются: ЕГЭ по русскому языку, литературе, иногда вузы проводятся экзамены по обществознанию или по истории, иностранному языку.

    Могут проводиться профессиональные или творческие испытания (собеседования, устное представление работы и прочие).

    Место работы

                  Продюсеры обычно работают в киностудиях, на телеканалах или в продюсерских центрах. Самостоятельная деятельность не запрещается. Залог успеха – постоянная и упорнейшая работа. Карьера обычно начинается с должности помощника администратора (например, на телеканале), при должном упорстве и рвении можно дойти и до исполнительного или главного продюсера проекта.

                  Комментариев нет
                  Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.