По сути, продюсер – это высокий профессионал, под руководством которого в полной мере решается успешность кинопроекта. Заинтересовать в проекте знающего продюсера – значит решить задачу более чем наполовину. Рассмотрим подробнее, кто такой продюсер в кино и чем он занимается.
Особенности
Профессия продюсера появилась в 1910 году в американском Голливуде. «Фабрика грёз» к тому времени уже представляла собой мощную индустрию. Однако для успешного кинобизнеса необходимо вкладывать деньги, организовывать, совершенствовать технику, делать массовые съемки, договариваться с талантливыми актерами и прочие. Так появилась потребность в специалисте, который имел бы навыки коммерсанта, свободно ориентировался в искусстве. Иными словами, гармонично сочетал бы в себе творческие наклонности и задатки делового человека в бизнесе.
Значительным толчком к появлению профессии стало телевидение. Ведь должность телепродюсера немногим отличается от кинопродюсера, разве что продуктом труда. В развивающейся ныне онлайн-индустрии также не обойтись без хороших организаторов и руководителей проектов.
В России первыми открывателями этой профессии явились, пожалуй, В. Немирович-Данченко (автор идеи нового театра), а также «локомотив искусства» С. Дягилев, организовавший в Париже знаменитые «Русские сезоны».
Кинопродюсер, в своем идеальном варианте – воплощение идейно-художественного и организационно-финансового контроля над постановкой кинофильма. Если говорить образно, но точно о том, что на практике делает продюсер в кино или на телевидении, то можно, ссылаясь на мнение опытных работников этой сферы, раскрыть суть этой работы. Прежде всего, надо выполнить следующее:
- определить свои слабые места и заполнить их более способными людьми;
- забыть про своё ЭГО, к примеру, если вы несильны в математике, то найдите более сильного, если есть слабые места в выступлениях – привлеките грамотного оратора, если неважно обстоят дела с творчеством – отыщите грамотных специалистов;
- главная задача – подобрать под цель реальную команду спецов, которая вполне сможет решить её в миллионы раз лучше, качественнее, нежели один человек; такое использование эффекта синергии – верный путь к успеху!
Профессия требует высоких лидерских качеств, коммерческих способностей кратно больше, чем творческих наклонностей. Тем не менее, отдельным личностям успешно получается совмещение продюсерской, режиссерской и даже актерской роли. Такие универсалы – большая редкость.
Среди них самыми яркими являются звёзды: С. Спилберг, К. Тарантино, Р. Земекис, Н. Михалков, Ф. Бондарчук.
Обязанности
Продюсер – думающий организатор, выступающий в качестве лица, отвечающего за содержательность фильма, его бюджет, сроки выполнения проекта. Он занимается и дальнейшим «раскручиванием» фильма, успешно взаимодействуя со студиями и кинотеатрами, а также вопросами управления сотнями работников. Его основные обязанности, условно делятся на такие три производственных этапа, как:
- препродакшн;
- собственно производство;
- постпродакшн.
Целевые обязанности первого этапа являются следующими:
- определить содержание и смысл проекта;
- обеспечить бюджетную сторону проекта;
- определиться с кандидатурой режиссера и иными членами коллектива;
- организовать кастинг, вместе с режиссёром осуществить просмотр актерского состава (иногда это делается и самим режиссёром, если он профессионал);
- определить места съёмок и внести коррективы в бюджетную часть проекта;
- определить с оператором детали работы и спецэффекты;
- осуществить необходимую аренду;
- создать график производства съемок;
- разработать детальный план мероприятий исполнения проекта.
На втором этапе необходимо выполнить следующее:
- помогать режиссеру дельными и свежими творческими предложениями;
- решать насущные проблемные аспекты с актерским составом и командой в целом;
- регулярно просматривать готовые материалы.
На этапе постпродакшн следует выполнять следующее:
- проводить с режиссером обсуждение вопросов по поводу выбора сцен;
- просмотр готовых частей фильма после их корректировки;
- в отдельных случаях внесение корректив в проект – удаление или добавление отдельных сцен, создание окончательного монтажа;
- осуществление деловых переговоров с дистрибьюторами для обеспечения распределения показа фильма;
- запуск совместно с дистрибьюторами рекламных кампаний для проекта.
Важно! Указанная должность является руководящей. На неё берут лиц с высшим профобразованием, с квалификацией «Продюсерство кино и телевидение» и стажем работы в этой сфере не меньше 3-х лет.
Функции заключаются в следующем:
- обеспечение экспертного обсуждения проекта, тактики его реализации, концептуальной проработки сценария;
- руководство ходом воплощения его в жизнь.
В соответствии с должностью необходимо выполнять следующее:
- прорабатывать с авторами проекта или привлекаемыми со стороны специалистами художественную канву продукта;
- оценивать и утверждать сценарный план;
- проводить поиск нужных ресурсов и выполнять контроль над их расходом;
- создавать команду, осуществляя выбор специалистов и организуя его слаженную деятельность;
- подготавливать съемки и монтаж фильма;
- контролировать уровень соответствия съёмочного материала продуманной ранее концептуальной линии фильма и утверждённому сценарию;
- участвовать в принятии готового материала;
- организовывать мероприятия, направленные на изучение рынка, создание материалов по продвижению фильма на нём;
- в пределах имеющихся прав решать вопросы делегирования отдельных функций иным работникам для выполнения определённых задач;
- обеспечивать контроль над соблюдением норм в сфере авторских и других прав.
Продюсер вправе делать следующее:
- принимать участие в обсуждениях будущей картины;
- визировать соответствующую его статусу документацию;
- организовывать и проводить собрания по оргвопросам;
- направлять запросы и получать ответы от структурных единиц по поводу актуальных производственных аспектов;
- осуществлять проверочные мероприятия по аспектам качественного и своевременного выполнения указаний;
- приостанавливать ведение работ при обнаружении нарушений принятых требований, несоблюдении норм и правил;
- давать распоряжения по ликвидации недочётов и нарушений;
- требовать от руководящего состава мер по оказанию содействия при выполнении им своих обязанностей и прав.
Продюсера могут привлечь к ответственности в следующих случаях:
- за неправильное выполнение или невыполнение своих прямых обязанностей на основании положений, предусмотренных ТЗ РФ;
- за допущенные правонарушения, нанесение ущерба в соответствии с законодательством РФ.
Знания и навыки
Продюсер обязан знать следующее:
- законы и нормативно-правовую базу, акты РФ в соответствующей сфере деятельности;
- структурное строение организации;
- методико-нормативную документацию по вопросам кинопроизводства;
- правила и технологические аспекты кинематографии;
- владеть теоретическими основами режиссуры, операторского искусства и звукооформления;
- съёмочные технологии;
- главные стили и тренды в развитии мирового кинематографа;
- рыночные механизмы;
- порядок ведения договорной практики;
- приёмы, методику и стили в управлении персоналом;
- законодательные акты по авторскому праву и иным сопрягаемым правам;
- базовые познания основ ТЗ;
- положения по охране труда, безопасности, санитарному контролю и противопожарные меры.
Образование
Для получения образования поступать следует на специальность «продюсерство» или смежные с ней направления (менеджмент проектов, управление и так далее). Укажем ряд государственных институтов, где такая возможность предоставляется:
- Белгородский институт искусств и культуры (отделение режиссуры, актерского искусства и хореографии);
- Тюменский институт культуры (отделение социально-культурных технологий);
- Орловский институт культуры (отделение социально-культурной деятельности);
- Хабаровский институт культуры (отделение искусств и социокультурной деятельности);
- Московский институт культуры (отделения: государственной культурной политики, медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств);
- Всероссийский институт кинематографии им. С. Герасимова (продюсерское отделение);
- Санкт-Петербургский институт кино и телевидения (отделение экранных искусств);
- Краснодарский институт культуры (отделение телерадиовещания);
- Останкинский институт телевидения и радиовещания.
Соответствующие отделения функционируют:
- в институте кино и телевидения (ГИТР);
- в Российской академии музыки им. Гнесиных;
- в Российском институте театрального искусства (ГИТИС);
- в Российском институте сценических искусств.
При поступлении сдаются: ЕГЭ по русскому языку, литературе, иногда вузы проводятся экзамены по обществознанию или по истории, иностранному языку.
Могут проводиться профессиональные или творческие испытания (собеседования, устное представление работы и прочие).
Место работы
Продюсеры обычно работают в киностудиях, на телеканалах или в продюсерских центрах. Самостоятельная деятельность не запрещается. Залог успеха – постоянная и упорнейшая работа. Карьера обычно начинается с должности помощника администратора (например, на телеканале), при должном упорстве и рвении можно дойти и до исполнительного или главного продюсера проекта.