Тем, кто обладает литературным талантом, отличным багажом знаний в этой сфере и в области русского языка, часто хочется выбрать творческую профессию. В таком случае будет полезно узнать все о профессии главного редактора.
Кто это такой?
Главный редактор – это человек, на котором держится вся работа газеты, журнала или издательства. Он руководит полностью творческим процессом, и именно он решает:
- какова будет концепция печатного издания;
- что будет включать тематика номеров;
- какие статьи будут там главными, а какие – второстепенными;
- какие иллюстрации будут присутствовать на страницах;
- кто из журналистов будет освещать те или темы.
Чтобы журналы или газеты процветали, редактор совместно с творческим коллективом ищет пути поднятия рейтинга печатного издания, привлечения разновозрастной аудитории как можно в большем количестве.
Если он руководит издательством, то в его интересах искать креативных интересных авторов, которые сделают издательству имя и привлекут новых литераторов.
Обязанности
У редактора довольно обширный список обязанностей, связанных как с работой в редакции, так и вне ее, но обязательно на ее благо:
- он налаживает контакты с администрацией города и края для обсуждения насущных вопросов;
- принимает участие во всех совещаниях, конференциях, семинарах, где в выгодном свете представляет свое печатное издание;
- главный редактор продумывает план работы всей редакции и разрабатывает мероприятия по улучшению ее работы и привлечению дополнительной прибыли;
- проводит планерки, на которых обсуждаются планы работы всего коллектива на месяц, неделю, день;
- контролирует работу корреспондентов, при необходимости дает задания и проверяет их исполнение;
- решает, кого поощрить из коллектива за хорошую работу, а кого, наоборот, лишить творческого вознаграждения;
- главный редактор вычитывает материалы на последнем этапе – перед тем как они выйдут в печать, он может вносить свои правки, отдать журналисту текст на доработку или вовсе отказаться от публикации, если, по его мнению, он не соответствует каким-либо требованиям;
- контролирует коммерческие проекты, которые связаны с зарабатыванием денег для редакции – это, например, касается размещения рекламы в газете или журнале.
Профессиональные требования
Главный редактор, неважно, в какой отрасли он работает – газета, журнал, издательский дом, должен иметь высшее профессиональное образование. Как правило, это факультет журналистики, который имеется практически во всех университетах. Прежде всего главный редактор должен иметь 100-процентную грамотность, хорошо владеть русским языком (иностранный – в случае если он руководит изданием, выпускаемом, например, на английском языке).
Огромную роль играет литературный талант. Ведь главный редактор должен уметь не только качественно вычитать текст и поправить его стилистически, но и сам написать любой материал, чтобы он был интересным для аудитории. Хорошие редакторы, как правило, получаются из журналистов. Прежде чем занять такую должность, человек работает несколько лет в СМИ, приобретая бесценный опыт.
Кроме того, главный редактор должен хорошо знать структуру редакции – кто и чем занимается, на кого какие обязанности возложены. При необходимости он может заменить практически любого сотрудника, поскольку, как правило, им пройдена школа журналистики, и он становится универсальным специалистом.
Главный редактор должен иметь очень широкий кругозор, быть эрудированным человеком, имеющим знания в разных областях, обязательно – начитанным, разбирающимся в тонкостях литературных жанрах. Он должен обладать грамотной речью. Обязательны лидерские качества, поскольку необходимо вдохновлять и настраивать на плодотворную работу весь коллектив. Авторитет среди коллег обязателен. Редактор должен уметь повести людей за собой – именно так есть шанс создать интересные проекты, в том числе конкурентоспособное издание.
Данный руководитель решает все организационные вопросы, все конфликты, возникающие в коллективе. Поэтому он должен быть еще и чуть-чуть психологом, суметь создать доброжелательную творческую обстановку в коллективе, чтобы каждый чувствовал себя членом команды, которого невозможно заменить. Для творческого коллектива это очень важно. Редактор должен знать о способностях каждого, чтобы в нужный момент уметь похвалить человека и вдохновить на дальнейшие свершения, а иногда указать на ошибки, но сделать это конструктивно и тактично.
Главная особенность этой работы в том, что человек никогда не останавливается на достигнутом, он продолжает самосовершенствоваться, открывать для себя новые горизонты, своим примером вдохновляя коллектив.
Зарплата
Вознаграждение за свою работу редактор получает в зависимости от того, в каком городе, в каком издании он работает. Сложно в данном случае назвать конкретную заработную плату. Во многом все зависит от того, насколько успешно издание реализует коммерческие проекты и зарабатывает благодаря размещению рекламы на своих страницах. В небольших городах это может быть 35-50 тысяч рублей, в столицах уровень дохода может быть высоким – начиная от 100 тысяч и выше.