Прочитав статью, можно узнать все основные сведения о профессии крановщика и об обучении на профессию. Также мы расскажем про особенности работы машиниста автокрана, мостового и башенного, гусеничного и другого крана согласно ЕТКС. Охарактеризована заработная плата и другие нюансы подобной деятельности.
Описание
Крановщик — это профессия, которая куда меньше на слуху, нежели сварщик или архитектор, продавец или сотрудник полиции. Да и орудие его деятельности обращает на себя внимание чаще, чем сам специалист. Однако без таких людей встанет любая крупная стройка, деятельность транспорта, многих промышленных объектов окажется невозможна.
Несмотря на выраженное внутреннее разделение, все такие профессионалы специализируются не только на управлении подъёмной техникой — чем они, кстати, и полезны обществу в первую очередь. Они же занимаются ещё и техническим обслуживанием вверенного имущества.
Конечно, в случае серьёзных поломок придётся обращаться к другим профессионалам. Однако поддержание техники в работоспособном состоянии в повседневном режиме — сфера ответственности самих крановщиков. Любопытно подчеркнуть, что официально эта профессия делится на несколько частных направлений. Так, на крупных башенных кранах работают операторы, а если речь идёт о специалисте по управлению подвижной подъёмной техникой, то говорят о машинистах автокранов. Последних нельзя считать в чистом виде водителями: хотя они и обладают шофёрской квалификацией и подчиняются на дорогах общего пользования универсальным правилам движения, требуется знать и уметь много других вещей.
Работа на кране состоит из однотипных процедур. Занятые в этой сфере выполняют стандартизированные задачи по чёткому образцу. Отклонение от установленных нормативов категорически не допускается, если только это не связано с чрезвычайными обстоятельствами. Работать предстоит на открытом воздухе, и даже при нахождении в кабине колебания температуры, влажности будут воздействовать на крановщика. С точки зрения классификаторов, это типичная рабочая профессия — вот только требует она большой квалификации и мастерства.
Подъёмные механизмы и специалисты по управлению ими известны достаточно давно. В какой-то мере будет даже справедливо сказать, что в развитии этой сферы отражалась и отражается динамика всей цивилизации. Но кран с механическим приводом появился только в 1827 году. Широкое же применение подобной техники приходится на ХХ век.
Поэтому крановщики с полным основанием могут говорить как про древность, так и про современность своей профессии.
Обязанности по разрядам
2
Для этой категории действующий ЕТКС предусматривает готовность:
- управлять кранами, мостовыми и шлюзовыми;
- перемещать грузы массой до 3000 кг;
- выполнять простые перегрузочные работы с простыми твёрдыми и сыпучими грузами;
- управлять монорельсовыми тележками и кран-балками;
- участвовать в ремонте выделенного крана;
- проверять качество фиксации тросов и регулировки тормозов.
3
На этом уровне также требуется управлять мостовыми и относящимися к шлюзовому типу кранами с подъёмной способностью до 15000 кг. Также квалификация специалиста позволяет работать с башенными, портально-стреловыми, козловыми кранами (при оснащении их любым существующим грузозахватным приспособлением). Если речь идёт о работах средней сложности, то крановщик 3-го разряда не может поднимать более 10000 кг за 1 приём. Ему нужно быть готовым к монтажу промышленного оборудования и его отдельных частей на станки.
Дополнительно понадобятся умения:
- перемещать подмости;
- управлять электрическими талями;
- работать с мобильными кранами;
- работать со стеллажными штабелерами.
4
При таком уровне квалификации крановщик должен знать правила дорожного движения. Дополнительно придётся изучить:
- устройство самого крана и его отдельных машин;
- порядок профилактического ремонта;
- основные проявления неисправностей и способы их устранения;
- требования к качеству работы и строительных конструкций;
- особенности устройства строп и захватов, других снимаемых приспособлений, требования к ним и к их использованию;
- порядок работы с краном;
- слесарное дело в минимальном объёме;
- порядок оказания экстренной помощи.
Обязательными навыками будут:
- управление автокранами грузоподъёмностью до 6300 кг при операциях с грузами по команде;
- осмотр внешних креплений и регулировка тросовых механизмов;
- определение готовности и пригодности к работе (исправности) отдельных частей;
- чтение рабочих чертежей;
- ведение вахтенных журналов и путевых листов.
Сверх того, нужно:
- перемещать башенными и козловыми кранами до 25000 кг груза простых типов;
- перемещать грузы средней сложности на стационарных подъёмниках (величиной до 3 м);
- передвигать мостовым либо шлюзовым краном конструкции и детали длиной 3-6 м;
- кантовать судовые секции;
- передвигать подмости;
- пользоваться гусеничными и поставленными на пневматические колёса кранами с подъёмной способностью до 10000 кг (но не при строительно-монтажных работах);
- учитывать складируемые ценности;
- манипулировать стеллажными штабелерами грузоподъёмностью более 1000 кг;
- пользоваться автоматически управляемыми штабелерами;
- управлять кранами дистанционно с помощью штатной радиоаппаратуры.
5
На этом уровне обязательно потребуются знания:
- конкретного назначения, методов действия и внутреннего устройства узлов;
- особенностей приборов безопасности;
- схемы планово-предупредительных ремонтов;
- слесарного мастерства (5 разряд);
- инструкций изготовителей кранов;
- общих нюансов охраны труда;
- норм защиты окружающей среды;
- норм расхода горюче-смазочных материалов и сырья при тех или иных работах.
Такой специалист должен быть готов управлять автокраном грузоподъёмностью до 10000 кг включительно. Он лично осматривает все крепления и отвечает за них. При необходимости обслуживает и производит эксплуатационный ремонт автокранов на уровне слесаря 5 разряда. Как и другие специалисты подчиняется нормам внутреннего распорядка организации. Присвоение подобного разряда допускается только после двухлетней работы по специальности на более низком уровне.
Дополнительно он обязан:
- использовать краны шлюзового и мостового типов с грузоподъёмностью от 10000 до 100000 кг;
- пользоваться неподвижными башенными кранами и системами козлового типа с подъёмной способностью 5000-25000 кг;
- поднимать грузы, требующие повышенной осторожности;
- загружать заготовки в печи и выгружать их;
- помогать в проведении строительно-монтажных работ;
- оперировать гусеничными и пневматическими колёсными, а также и железнодорожными кранами.
6
Профстандарт данного разряда предполагает, что придётся работать с устройствами грузоподъёмностью более 100000 кг. Часто приходится перемещать грузы длиннее 6 м, в том числе и требующие повышенной аккуратности. Обычным делом является монтаж технологических аппаратов в промышленности, стапельная и секционная сборка. В некоторых случаях крановщиков 6-го разряда привлекают к разливу металла на сталелитейных предприятиях.
Наконец, стоит упомянуть и работы с гусеничной, колёсной и самоходной техникой, применяемой в строительстве и на железной дороге — такие машины могут поднимать более 25000 кг, выполнять любые перегрузочные манипуляции, кроме строительства.
7
В должностной инструкции автокрановщика закрепляется точное знание правил работы с автокраном, в том числе в охранных зонах водоёмов, электросетей, теплосетей. Он должен быть готов самостоятельно заправить подъёмную технику и подготовить её к работе после получения.
Подобный уровень квалификации подразумевает точное знание порядка ремонта и обслуживания основных частей оборудования, порядка испытания и приёмки в эксплуатацию. Профессионал 7 разряда способен самостоятельно чинить устройства с проведением слесарных работ по своему профилю.
Дополнительно придётся изучить и освоить принципы работы с контрольно-измерительной аппаратурой, с сигнализацией, порядки ведения рабочей документации, требования пожарной безопасности.
8
Высший уровень квалификации подразумевает:
- умелое применение средств, которые повышают грузоподъёмность машин и позволяют работать оперативнее;
- готовность работать на промышленном строительстве, на строительстве объектов метрополитена и энергетики, при разборе завалов;
- возможность проверять действие электромотора и сцеплений, гидравлических и пневматических компонентов;
- ежемесячное технологическое обслуживание стационарного или автомобильного крана в соответствии с нормативными требованиями;
- поддержание безопасности при движении и выполнении непосредственных работ, при приготовлениях к ним.
Требования
Машинистами крана могут стать только те, кто достиг совершеннолетия. Стоит отметить, что с 2021 года такую должность разрешено занимать и женщинам. Но уровень прочих требований для них ничуть не мягче. Всем кандидатам придётся получить диплом о средней профессиональной подготовке по соответствующей специальности. Обязательно потребуется проходить медицинский осмотр и регулярно повторять такое обследование.
Другим важным нюансом является получение допуска на 3-й уровень электробезопасности как минимум (для низковольтного оборудования и аппаратуры). Придётся ещё получать допуск к работам сообразно федеральным нормам промышленной безопасности (в части использования подъёмной техники). Крановщики также соблюдают правила охраны труда, введённые в приказе министерства труда в сентябре 2014 года. Тестирование на уровень знаний и компетенций производится по методике, описанной в совместном постановлении министерства труда и министерства просвещения, изданном 13 января 2003 года.
Чтобы управлять автокраном, понадобится получать водительские права. Категория определяется типом подъёмного устройства, и требования к ней могут измениться. Также требованиями к любым крановщикам являются:
- отсутствие зрительных, сосудистых, нервных, дыхательных и эндокринных проблем;
- высокое качество работы опорно-двигательного аппарата;
- отменная координация движений;
- превосходный глазомер при любой ситуации;
- высокий уровень внимания и концентрации;
- выносливость;
- эмоциональная устойчивость;
- способность находить общий язык со стропальщиками.
Обучение
Востребованность специальности крановщика несомненна. Поэтому подготовкой таких профессионалов занимаются многие учебные организации. Подавать документы можно в любое среднее специальное учебное заведение, где есть соответствующий профиль. Наиболее привлекательны, по мнению экспертов:
- дорожно-строительный техникум Челябинска;
- промышленно-экономический колледж Екатеринбурга;
- автодорожный колледж Петербурга;
- омский техникум строительства и лесного хозяйства;
- дорожно-строительный техникум Хабаровска;
- красноярский транспортно-сервисный техникум;
- тульский технологический колледж.
Место работы
Выпускники учебных заведений подготовлены не на «кран вообще», а на конкретный тип или даже на конкретные модели машин. Очень широка область применения автомобильного (самоходного) подъёмного механизма. Он нужен:
- при частном домостроении;
- в подсобных операциях крупного домостроения;
- в ЖКХ;
- в сельском хозяйстве.
Поэтому автокрановщики неизменно являются востребованными специалистами. Их вызывают и на формирование фундаментов, и на укладку кровельных конструкций. Если техника, владеть которой обучен специалист, обладает повышенной проходимостью, то область применения его навыков дополнительно расширяется.
Операторы мостового или электромостового крана привлекаются к монтажным и ремонтным работам на различных объектах. Они могут работать и в условиях закрытого цеха, и на открытых площадках; достаточно часто приходится сортировать металл с помощью электромагнитов.
Большая роль в строительстве и других сферах принадлежит башенным кранам. По некоторым данным, их доля в общем парке составляет от 17 до 20%. Подобные машины востребованы в промышленном и гражданском строительстве, в сооружении гидротехнических объектов. Часть устройств адаптируется изначально для высотного строительства. Каждая такая модель стоит огромных денег и продумывается очень тщательно.
Башенные модификации делятся на самоходный, полусамоходный и несамоходный типы. Выбор между ними определяется инженерами и проектировщиками. Отдельные крановщики работают на гусеничной технике. Она представлена классическими стреловыми версиями и экскаваторами с добавкой подъёмной базы. Часто эти устройства привлекают для работ на объектах энергетического машиностроения и на сборочно-укрупнительных площадках.
Кроме автокранов и стационарных версий, регулярно пользуются манипуляторами. Они пригодны для перевозки грузов в подвешенном состоянии. Разумеется, величина и масса его будет меньше, чем при разовом подъёме.
Не менее важен тот факт, что транспортировка предъявляет очень строгие требования к мастерству исполнителей и к их ответственности. Манипуляторы тяжёлых моделей распространены в нашей стране недостаточно, и специалисты по обращению с ними востребованы мало.
Операторов козлового оборудования привлекают, если нужно обслуживать большие склады, требующие оборота значительных грузов. Пролёт может варьироваться чаще всего от 4 до 40 м. Но на отдельных объектах вылет стрелы дополнительно увеличивается. Также различают операторов:
- портального (грейферного, крюкового, монтажного) кранов;
- судовой подъёмной техники, смонтированной на плавсредства;
- обособленного плавкрана (судно самоходного или баржевого типа, главная функция которого — как раз подъём и перемещение грузов);
- кранов для металлургического производства, способных работать в жёстких условиях внешней среды.
Дополнительно в металлургии есть своё деление:
- на литейные;
- предназначенные для «раздевания» мартеновских слитков;
- мульдо-транспортные;
- закалочные;
- посадочные;
- разливочные;
- завалочные и некоторые другие типы кранового оборудования.
Заработная плата
На получаемый оклад влияет достигнутый разряд и накопленный опыт. Учитываются также условия труда. Средняя зарплата в крупных компаниях в больших городах составляет 70000-100000 рублей. За пределами областных центров основная часть крановщиков получает в России от 30000 до 60000 рублей. Наибольший доход наблюдается у тех, кто согласен работать на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах.
Любопытно, что в Москве оплата отнюдь не максимальна. В реальности в российской столице средняя ставка равна 45 тысячам рублей. Учитывая характерные для этого города потребительские цены, получается совсем не впечатляющая сумма. Если отправиться в Югру, можно увеличить среднюю зарплату до 86000 рублей. Чуть меньше будет доход операторов подъёмников на Сахалине.
Петербургские крановщики обычно рассчитывают на зарплату до 37000 рублей. В других регионах ситуация такова:
- Магаданская область – 49000;
- Тюменская область – 40000;
- Казань – 35000 (столько же в Ижевске, Уфе);
- 32000 – в нижегородских компаниях;
- 30000 – в Краснодаре.