В детстве многие мечтают работать в море. Однако такая профессия требует серьезной физической и психологической подготовки. Также придется получить профильное образование, чтобы отправиться в плавание. Есть много интересных профессий на корабле и у каждой свои особенности. Отдельно выделяют задачи, с которыми могут справиться девушки.
Особенности
Профессии, которые напрямую связаны с морем, требуют множества профессиональных навыков и определенных личных качеств. Принимать решение следует со всей серьезностью, ведь реальность сильно отличается от представлений. На корабле человек должен проявлять не только физическую силу, но и психическую устойчивость.
Перечислим плюсы работы моряка.
- Высокая зарплата. Моряки на отечественных судах получают большие деньги, а вот на иностранных – в разы больше. При этом во время плавания человек обеспечен всем необходимым и тратить деньги ему особо негде, разве что при коротких остановках в портах.
- Путешествия. В море люди работают и имеют возможность посмотреть мир. В каждом порту можно посетить интересные места, попробовать экзотические блюда, приобрести сувениры.
- Собственное дело. Рейсы позволяют накопить большую сумму, которой вполне достаточно для открытия личного дела. Так, моряк может заменить поездки на небольшую транспортную компанию или что-то подобное.
Работать в море сложно, это требует большой выдержки и устойчивости. Моряки долгое время не видят семью, что также откладывает свой отпечаток. Однако это не все минусы.
- Сложные условия труда. На судне обычно деятельность построена по принципу 6 часов работы и 6 часов отдыха. Машинистов при этом всегда сопровождает шум. Нередко морякам приходится везти опасные грузы, например, нефть или химикаты. Это несет серьезный риск для здоровья и жизни. Любой рейс сопровождается постоянной качкой. Кроме того, на корабле довольно жарко, всегда есть много неприятных запахов и сильный шум. На корабле мало развлечений, нет свежих продуктов, некачественная вода. Также моряки сталкиваются с частой сменой часовых поясов.
- Совмещение. В рейсе нет выходных дней. Также владельцы кораблей стараются экономить на дополнительных рабочих, перекладывая задачи на основной экипаж. Так, моряк часто занимается и погрузкой, выгрузкой товара.
- Изоляция. Моряки длительное время проводят вдали от цивилизации, а для этого нужно иметь достаточное самообладание. На корабле можно общаться с членами экипажа. Вот только если кто-то не сошелся с кем-то характером, то могут возникнуть сложности.
- Вдали от семьи. Моряки не видят, как растут их дети, не участвуют в решении бытовых домашних вопросов. Даже позвонить родственникам получается нечасто: в море нет мобильной сети.
- Долгие рейсы. На судне обычно нет врача. Моряк должен иметь хорошее здоровье и иммунитет. После рейса обязательно нужно восстановиться. В противном случае могут возникнуть серьезные заболевания и хронический стресс.
После рейса длительностью 9 месяцев психике не хватает 2–3 месяцев на восстановление. Врачи заметили, что такие длительные рейсы накладывают серьезный отпечаток на личность и его психическое состояние. В Великобритании моряк, который пробыл в рейсе более 100 дней, не может принимать участие в выборах до конца своей реабилитации. После длительного плавания у человека стираются границы, он воспринимает мир как одну площадку. Также моряки теряют чувство тоски, пропадает привязанность к дому и людям.
Период реабилитации после рейса очень важен. За это время моряк вновь адаптируется к социуму, привыкает к распорядку дня и ритму обычной жизни.
Все это не является поводом для отказа от профессии. Просто к выбору стоит подойти обдуманно и осторожно.
Обзор профессий
Моряками называют всех людей, чья работа связана с океанами и судами. Есть множество морских профессий и для начала стоит изучить описание обязанностей. Каждый должен для себя определить преимущества и недостатки конкретной работы. Необязательно моряку ходить в рейсы – можно работать даже на суше.
Капитан и его помощник
Самый старший на судне, он несет ответственность за все. Именно капитан планирует маршрут рейса, руководит погрузочными и разгрузочными работами. Обычно представитель профессии получает от 460 тыс. руб. в месяц. Если же на корабле есть опасный груз, то оплата увеличивается.
Помощник капитана замещает главного, если тот почему-то не может выполнять свои обязанности. Так, специалист может организовать работу команды, знает особенности движения судна. Если корабль довольно большой, то у капитана может быть несколько людей на подхвате. Каждый в таком случае имеет свою зону ответственности.
На оплату влияет ранг, в среднем помощник зарабатывает около 200 тыс. руб.
Старший механик и его помощник
Представитель профессии руководит машинным отделением. Старший организовывает работу машинистов, механиков и рядового состава. Он должен контролировать и обеспечивать постоянную работоспособность судна. Все обслуживание механизмов также на нем. Старший механик в месяц зарабатывает от 300 тыс. руб. в зависимости от рейса.
Помощник должен уметь все то же самое. Именно этот человек заменяет старшего в случае необходимости. Помощников у старшего механика может быть много в зависимости от размеров и особенностей судна. В таком случае задачи распределяются равномерно, у каждого появляется своя зона ответственности. Зарплата стартует от 200 тыс. руб. в месяц.
Боцман
Представитель младшего начальственного состава. Ему подчиняется команда по хозяйственным вопросам, а он согласовывает свои действия с капитаном. Главный на палубе, управляет работой матросов. Именно боцман должен составлять график смен и следить за его выполнением. Такая работа оплачивается от 100 тыс. руб. ежемесячно.
Матрос
Представитель младшей категории служащих, принадлежит к палубной команде. Матрос швартует корабль и выполняет задачи, которые ставят помощник капитана, боцман. Месячная плата начинается от 60 тыс. руб.
Точная сумма зависит от опыта, задач, рейса и особенностей судна.
Моторист
Работник машинного отделения, член младшего состава. Моторист должен следить за работой всех механизмов судна. Также в обязанности входит проведение профилактических работ. Зарплата практически такая же, как и у матроса.
Работа в сфере кораблестроения
Можно работать в море, но не разлучаться с родными надолго. Есть возможность быть профессиональным рыбаком или технологом в этой области, перерабатывать улов. Также ценятся специалисты, которые могут работать с вакуумным и холодильным оборудованием. Рассмотрим еще несколько специальностей.
- Инженер-судостроитель. Специалист занимается проектированием кораблей. Ответственность действительно большая – необходимо учитывать массу разнообразных нюансов. Средняя зарплата – 75 тыс. руб.
- Электрорадиомонтажник. Такой специалист устанавливает, чинит и настраивает на корабле всю аппаратуру с радиоэлементами. Работа должна быть точной, от этого зависит навигация судна в рейсе. Зарплата невысокая: в среднем – 45 тыс. руб.
- Слесарь-механик. Такой человек отвечает за устранение разнообразных механических неполадок. Ремонт производится в то время, пока судно находится в доке. Обычно слесарь-механик зарабатывает порядка 75 тыс. руб. в месяц.
- Судостроитель. Такой специалист занимается строительством кораблей. Профессия сложная и требует серьезной квалификации. На корабле есть множество деталей из различных материалов. Зарплата в среднем составляет 100 тыс. руб.
Какие морские специальности выбрать девушке?
На грузовых и военных судах обычно вся команда – мужской коллектив. Однако и девушки имеют возможность получить работу в океане. Обычно речь идет о сфере развлечения и обслуживания. Девушек можно встретить на круизных лайнерах и судах.
В современном мире женщин можно встретить и на должностях капитана, штурмана, лоцмана, шкипера, врача и т.д.
- Модераторы развлекательных шоу. Обычно встречаются именно на круизных лайнерах. Представители профессии составляют график шоу и следят за его выполнением.
- Танцоры и вокальные коллективы.
- Аниматоры. Обычно присутствуют в семейных круизах. Организовывают и реализуют развлекательную программу для детей.
- Стюарды. Также встречаются на круизных лайнерах, представители младшего состава.
- Специалисты ресторанного или туристического бизнеса. Обычно речь идет о поварах. Однако все зависит от владельца компании и его потребностей.
Стоит понимать, что весь экипаж должен обладать определенными знаниями и навыками. Команда должна иметь элементарные знания матроса, ориентироваться в случае затопления или возгорания судна.
Даже повар на корабле имеет элементарное понятие о конструкции судна. Поэтому девушкам в морских профессиях непросто.
Обучение
Отдать свою жизнь морю не так просто, как может показаться. Специалист должен обладать крепким здоровьем, причем и физическим, и психическим. Каждый год моряк проходит медицинскую комиссию, без которой не сможет получить доступ к рейсу. Также без справки о хорошем здоровье не получится поступить в учебное заведение на подходящую специальность.
Также все моряки должны хорошо плавать, сдать норматив. Эти два нюанса важны при поступлении. Самые популярные высшие учебные заведения:
- АГТУ;
- СГУВТ;
- ДВФУ;
- КАИ;
- МГАВТ;
- ГУМРФ;
- НГТУ;
- КАИ.
В таких вузах можно получить любую специальность, связанную с морем. Отдельно можно обучиться судовождению, кораблестроению, обращению с электрооборудованием и автоматикой. Если в институт поступить не получается, то можно пойти в колледж. Можно выбрать любое подходящее заведение в своем городе.
Именно в колледже можно получить нужные знания для работы мотористом, матросом. Там же получают специализацию для деятельности в сфере вылова рыбы. Некоторые колледжи обучают и более серьезным профессиям. Например, можно научиться разбираться в сфере кораблестроения.
Некоторые морские профессии и вовсе можно получить в специальных школах. Обычно речь идет о женских специальностях. Так, в Екатеринбурге существует «Морская школа стюардов». При этом обучение ведется дистанционно, а учебное заведение потом помогает в трудоустройстве.
При выборе формы и способа освоения профессии необходимо ориентироваться в особенностях ситуации. Так, действительно серьезную должность сможет получить выпускник университета или колледжа. Частные школы предлагают немного другой перечень профессий, которые подходят для круизных лайнеров. При этом нередко нужны дополнительные знания и навыки. Так, необходимо хорошо плавать и знать иностранные языки, хотя бы английский (для иностранных кораблей).