Профессии

Педагог-библиотекарь в школе

Педагог-библиотекарь в школе

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Должностная инструкция
  3. Образование
  4. Какая зарплата?

Педагог-библиотекарь в школе — не самая известная широкой публике должность. Но и у этих специалистов есть свои обязанности на работе, должностные инструкции. Полезно знать, какую зарплату начисляют им, какое требуется портфолио и как проходит аттестация.

Особенности

В школе работают прежде всего преподаватели различных предметов — это знают все. И традиционно должность библиотекаря там считалась, скорее, подсобной, вспомогательной. Однако жизнь вносит свои коррективы, и в связи с ростом значимости таких моментов появилась новая профессия — школьный педагог-библиотекарь.

Такая должность официально введена в 2011 года, и не локально, а распоряжением министерства образования.

Конечно, педагог-библиотекарь хранит существующий книжный фонд, а по мере возможности расширяет его. Но при этом упор делается на совершенно другое — библиотека учебного заведения должна стать полноценным средством социализации обучающихся, а не просто местом, где они время от времени берут книги. Поставлена задача наращивать активность коммуникации и сделать библиотеку полноправным звеном информационного образования. В официальных распоряжениях подчеркивается, что должна вырасти значимость читательской инициативы со стороны самих детей, то есть их следует заинтересовывать и привлекать сознательно, а не просто ставить требования прочитать одно или другое издание.

Ответственность педагога-библиотекаря намного выше, а его работа куда многограннее, чем у старого работника библиотеки в школе, но и статус при этом выше — фактически он приравнен к «учителям-предметникам».

Такой подход позволил:

  • улучшить материальное стимулирование;
  • добавить полномочий и льгот наравне с «обычными педагогами»;
  • одновременно и повысить требования к самим кандидатам и сотрудникам, которые теперь должны проходить аттестацию и другие проверки.

Должностная инструкция

Основные обязанности занимающего эту должность таковы:

  • участвовать (насколько возможно) в образовательной деятельности учреждения в целом в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
  • вести учебно-методическое сопровождение учебной деятельности;
  • анализировать состояние книжного фонда и развивать его (насколько возможно);
  • проводить анализ изменения запросов на те или иные издания;
  • прогнозировать вероятные сдвиги запросов на учебную и художественную литературу;
  • соответственно этим оценкам и прогнозам готовить заявки на пополнение и обновление фонда, а при необходимости — списывать ставшие неактуальными издания.

Но на этом перечень работ подобного специалиста не заканчивается. Также его функции включают:

  • выдачу на руки учащимся необходимых учебников и сбор их в нужный момент;
  • организацию литературных выставок и их проведение;
  • подготовку перспективных планов собственной работы;
  • педагогическую деятельность по распространению интереса к книге, умению выбирать и оценивать ее, правильно понимать содержание, анализировать художественные приемы, выразительные средства и логические ходы авторов;
  • развитие у учеников культуры чтения и поиска необходимой информации, культуру пользования библиотекой и ее справочниками, каталогами;
  • сотрудничество с районными и другими внешкольными библиотеками, с органами управления образованием;
  • взаимодействие с классными руководителями, чтобы снабжать учеников именно необходимой в конкретный момент литературой;
  • слежение за соблюдением норм техники безопасности;
  • составление каталогов и картотек;
  • консультации для других педагогов и родителей, чтобы они могли правильно выбирать литературу;
  • дисциплинарные наказания учеников в нужных случаях;
  • участие в выработке школьной стратегии развития.

В типичном портфолио педагога-библиотекаря присутствуют:

  • общие сведения о специалисте;
  • информация о его уровне образования;
  • сведения о дополнительной подготовке и аттестации;
  • карты профессионального роста;
  • аналитические отчеты о проделанной работе на прежних местах (с указанием цифр прироста посещаемости и других количественных показателей);
  • данные об участии в общешкольных мероприятиях;
  • дипломы и сертификаты;
  • авторские рабочие программы;
  • планы развития библиотек.

Навыки и знания педагогов-библиотекарей включают:

  • знакомство с руководящими материалами;
  • владение основами библиотечного дела и его технологии;
  • усвоение форм и практик взаимодействия с читателями в индивидуальном и массовом формате;
  • умение составлять каталоги, комплектовать и учитывать фонд;
  • понимание норм охраны труда, техники безопасности и требований защиты от пожаров.

Ответственность включает:

  • компенсацию недостач при утрате или порче книг;
  • дисциплинарную ответственность по закону;
  • отстранение от должности при попытках политической, сектантской или иной пропаганды, в том числе путем влияния на фонд;
  • ответственность при нарушении устава организации, при насилии над учащимися, в том числе психологическом.

Образование

Специальное педагогическое образование для этой должности не требуется. Необходимо лишь владеть, собственно, навыками библиотечного дела. Это прямо предписано приказом министерства здравоохранения и социального развития об утверждении должности педагога-библиотекаря. Там указано, что он обязан иметь высшее профессиональное — не имеет разницы, педагогическое или библиотечное — образование. Тот же приказ говорит, что требований к стажу предъявлять нельзя, но он влияет на уровень оплаты.

И все же в ближайшее время будет нужно пройти дополнительную подготовку. Так, при отсутствии педагогического образования педагог-библиотекарь обязан с 1 января 2019 года иметь дополнительное профессиональное образование сообразно направлению действия образовательного учреждения.

Внимание стоит уделить и такой процедуре, как аттестация. Порядок таков:

  • проведение 1 раз за 5 лет;
  • в первые 2 года работы аттестация не проводится;
  • при отсутствии специальных навыков и стажа, но при наличии необходимого практического опыта и компетенций аттестационная комиссия вправе в порядке исключения назначить такого человека на должность;
  • у комиссии есть право проводить тестирование (испытание) потенциальных сотрудников перед заключением договоров;
  • при неудачном прохождении испытания сотрудника уведомляют и через 3 суток имеют право прекратить действие трудового договора, если только срок самого испытания, первоначально установленный, не истек.

Какая зарплата?

В среднем по России этот показатель, по некоторым данным, колеблется от 20 до 25 тысяч рублей. Играет роль очень многое, даже сезон; обычно в самом начале года зарплата максимальна, а к концу весны – сокращается. Стоит отметить, что далеко не везде ситуация обрисована столь же хорошо. Так, по сведениям ряда источников, реальные ставки оплаты по России составляют 13—14 тысяч рублей. В «двух столицах» ситуация немного лучше (до 27000), а на Крайнем Севере и отчасти на Дальнем Востоке зарплата педагога-библиотекаря составляет те самые 20—25 тысяч; в сельской местности оплата равна всего 10—11 тысячам, а ведущий педагог-библиотекарь может дополнительно получить на руки 4000–5000.

1 комментарий
lavrovaver 05.06.2024 06:36
0

я училась в институте культуры, закончила кафедру по музеологии, но на факультете были библиотекари, и на последних курсах, промелькнуло желание перевестись (было возможно, но сложно), у меня не получилось, закончила универ, а мысль в голове осталась, решила пройти курсы в РБК по бибилиотечному и музейному делу, сейчас работаю в школе, как и хотела, очень нравится))

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.