Педагог-библиотекарь в школе — не самая известная широкой публике должность. Но и у этих специалистов есть свои обязанности на работе, должностные инструкции. Полезно знать, какую зарплату начисляют им, какое требуется портфолио и как проходит аттестация.
Особенности
В школе работают прежде всего преподаватели различных предметов — это знают все. И традиционно должность библиотекаря там считалась, скорее, подсобной, вспомогательной. Однако жизнь вносит свои коррективы, и в связи с ростом значимости таких моментов появилась новая профессия — школьный педагог-библиотекарь.
Такая должность официально введена в 2011 года, и не локально, а распоряжением министерства образования.
Конечно, педагог-библиотекарь хранит существующий книжный фонд, а по мере возможности расширяет его. Но при этом упор делается на совершенно другое — библиотека учебного заведения должна стать полноценным средством социализации обучающихся, а не просто местом, где они время от времени берут книги. Поставлена задача наращивать активность коммуникации и сделать библиотеку полноправным звеном информационного образования. В официальных распоряжениях подчеркивается, что должна вырасти значимость читательской инициативы со стороны самих детей, то есть их следует заинтересовывать и привлекать сознательно, а не просто ставить требования прочитать одно или другое издание.
Ответственность педагога-библиотекаря намного выше, а его работа куда многограннее, чем у старого работника библиотеки в школе, но и статус при этом выше — фактически он приравнен к «учителям-предметникам».
Такой подход позволил:
- улучшить материальное стимулирование;
- добавить полномочий и льгот наравне с «обычными педагогами»;
- одновременно и повысить требования к самим кандидатам и сотрудникам, которые теперь должны проходить аттестацию и другие проверки.
Должностная инструкция
Основные обязанности занимающего эту должность таковы:
- участвовать (насколько возможно) в образовательной деятельности учреждения в целом в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
- вести учебно-методическое сопровождение учебной деятельности;
- анализировать состояние книжного фонда и развивать его (насколько возможно);
- проводить анализ изменения запросов на те или иные издания;
- прогнозировать вероятные сдвиги запросов на учебную и художественную литературу;
- соответственно этим оценкам и прогнозам готовить заявки на пополнение и обновление фонда, а при необходимости — списывать ставшие неактуальными издания.
Но на этом перечень работ подобного специалиста не заканчивается. Также его функции включают:
- выдачу на руки учащимся необходимых учебников и сбор их в нужный момент;
- организацию литературных выставок и их проведение;
- подготовку перспективных планов собственной работы;
- педагогическую деятельность по распространению интереса к книге, умению выбирать и оценивать ее, правильно понимать содержание, анализировать художественные приемы, выразительные средства и логические ходы авторов;
- развитие у учеников культуры чтения и поиска необходимой информации, культуру пользования библиотекой и ее справочниками, каталогами;
- сотрудничество с районными и другими внешкольными библиотеками, с органами управления образованием;
- взаимодействие с классными руководителями, чтобы снабжать учеников именно необходимой в конкретный момент литературой;
- слежение за соблюдением норм техники безопасности;
- составление каталогов и картотек;
- консультации для других педагогов и родителей, чтобы они могли правильно выбирать литературу;
- дисциплинарные наказания учеников в нужных случаях;
- участие в выработке школьной стратегии развития.
В типичном портфолио педагога-библиотекаря присутствуют:
- общие сведения о специалисте;
- информация о его уровне образования;
- сведения о дополнительной подготовке и аттестации;
- карты профессионального роста;
- аналитические отчеты о проделанной работе на прежних местах (с указанием цифр прироста посещаемости и других количественных показателей);
- данные об участии в общешкольных мероприятиях;
- дипломы и сертификаты;
- авторские рабочие программы;
- планы развития библиотек.
Навыки и знания педагогов-библиотекарей включают:
- знакомство с руководящими материалами;
- владение основами библиотечного дела и его технологии;
- усвоение форм и практик взаимодействия с читателями в индивидуальном и массовом формате;
- умение составлять каталоги, комплектовать и учитывать фонд;
- понимание норм охраны труда, техники безопасности и требований защиты от пожаров.
Ответственность включает:
- компенсацию недостач при утрате или порче книг;
- дисциплинарную ответственность по закону;
- отстранение от должности при попытках политической, сектантской или иной пропаганды, в том числе путем влияния на фонд;
- ответственность при нарушении устава организации, при насилии над учащимися, в том числе психологическом.
Образование
Специальное педагогическое образование для этой должности не требуется. Необходимо лишь владеть, собственно, навыками библиотечного дела. Это прямо предписано приказом министерства здравоохранения и социального развития об утверждении должности педагога-библиотекаря. Там указано, что он обязан иметь высшее профессиональное — не имеет разницы, педагогическое или библиотечное — образование. Тот же приказ говорит, что требований к стажу предъявлять нельзя, но он влияет на уровень оплаты.
И все же в ближайшее время будет нужно пройти дополнительную подготовку. Так, при отсутствии педагогического образования педагог-библиотекарь обязан с 1 января 2019 года иметь дополнительное профессиональное образование сообразно направлению действия образовательного учреждения.
Внимание стоит уделить и такой процедуре, как аттестация. Порядок таков:
- проведение 1 раз за 5 лет;
- в первые 2 года работы аттестация не проводится;
- при отсутствии специальных навыков и стажа, но при наличии необходимого практического опыта и компетенций аттестационная комиссия вправе в порядке исключения назначить такого человека на должность;
- у комиссии есть право проводить тестирование (испытание) потенциальных сотрудников перед заключением договоров;
- при неудачном прохождении испытания сотрудника уведомляют и через 3 суток имеют право прекратить действие трудового договора, если только срок самого испытания, первоначально установленный, не истек.
Какая зарплата?
В среднем по России этот показатель, по некоторым данным, колеблется от 20 до 25 тысяч рублей. Играет роль очень многое, даже сезон; обычно в самом начале года зарплата максимальна, а к концу весны – сокращается. Стоит отметить, что далеко не везде ситуация обрисована столь же хорошо. Так, по сведениям ряда источников, реальные ставки оплаты по России составляют 13—14 тысяч рублей. В «двух столицах» ситуация немного лучше (до 27000), а на Крайнем Севере и отчасти на Дальнем Востоке зарплата педагога-библиотекаря составляет те самые 20—25 тысяч; в сельской местности оплата равна всего 10—11 тысячам, а ведущий педагог-библиотекарь может дополнительно получить на руки 4000–5000.