Top.Mail.Ru
Профессии

Все о профессии преподавателя

Все о профессии преподавателя

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Описание
  2. Плюсы и минусы
  3. Категории
  4. Должностная инструкция
  5. Квалификационные требования
  6. Личные качества
  7. Обучение
  8. Место работы
  9. Средняя зарплата

Деятельность преподавателя подразумевает не только высокий уровень знаний по предмету, но и постоянное самообучение, нужно быть ответственным и дисциплинированным человеком. Эта работа подходит людям, увлеченным научной деятельностью и желающим поделиться своими знаниями. Профессия относится к числу востребованных, поэтому молодым специалистам не придется волноваться о трудоустройстве.

Описание

Многие не знают, чем преподаватель отличается от учителя, и считают, что это синонимы. На самом деле это разные должности. При этом и того и другого специалиста можно называть педагогом – это не будет ошибкой. Учитель может работать в школе и других общеобразовательных заведениях начального или среднего звена. Деятельность такого специалиста предполагает не только передачу знаний, но и носит воспитательный характер. Практически все учителя являются и классными руководителями, проводят развивающие мероприятия для детей, следят за их успеваемостью и поведением. Профессия преподавателя подразумевает работу в среднеспециальных учебных заведениях – колледжах, техникумах либо в вузах.

Педагог преподносит студентам материал для изучения, дает задания и оценивает выполненную работу. Этот специалист не занимается воспитанием. Хотя в некоторых случаях преподаватель может быть еще и куратором в колледже, если он обучает несовершеннолетних студентов. В этом случае его обязанности аналогичны деятельности классного руководителя старших школьников. Преподаватель также приобщает студентов к научной деятельности, чтобы они могли участвовать в конференциях, реализовывать свои проекты, публиковать статьи.

При этом педагог занимается самообразованием – ведет исследования, разрабатывает собственные методики, может получить ученую степень и продвинуться по карьерной лестнице.

Плюсы и минусы

Любая профессия имеет преимущества и недостатки. Деятельность преподавателя по-своему привлекательна.

  • Должность дает возможность заниматься наукой. Можно проводить исследования, и реализовывать свои идеи. В крупных университетах есть свои лаборатории и прочие условия, необходимые для практических опытов.
  • Если ваши идеи заслуживают внимания, можно подать заявку, и получить грант. Государственные учреждения дают неплохое финансирование.
  • Можно принимать участие в различных мероприятиях, выступать на конференциях. Это не только обмен опытом с коллегами, но и возможность путешествовать – подобные собрания нередко проводятся за рубежом.
  • Среди студентов можно найти интересных собеседников с оригинальными взглядами, также заинтересованных в научной деятельности.
  • Хороший преподаватель обычно пользуется уважением в обществе.

К весомым недостаткам относится невысокий доход. В крупных столичных вузах предлагают неплохие зарплаты, но в регионах дела обстоят хуже. Часто преподавателям приходится искать дополнительные источники заработка, например, заниматься репетиторством. А также в числе минусов высокая психологическая нагрузка. Работа с людьми требует терпения, а среди коллег могут попадаться проблемные личности. Со временем некоторые специалисты разочаровываются из-за малой заинтересованности студентов.

Другая проблема – ненормированный рабочий день. Помимо полной ставки, обычно есть и внеучебная деятельность, научные исследования, участие в каких-либо мероприятиях. А также много времени отнимает заполнение различных документов и отчетов.

Категории

Существуют разные должности, которые предполагают преподавание в вузе. На такую работу нельзя устроиться, имея на руках только диплом бакалавра. Соискателю нужно закончить магистратуру. Для карьерного продвижения следует поступить в аспирантуру, а затем постараться получить ученую степень.

В университете или высшей школе должности имеют определенную иерархию.

  • Ассистент. Стать им можно при наличии диплома магистра или специалиста и опыта преподавательской деятельности, либо после окончания аспирантуры. Этот специалист помогает профессорам – консультирует студентов, проводит с ними лабораторные и практические занятия, присутствует на зачетах или экзаменах.
  • Старший преподаватель. Получить эту должность можно, имея трехлетний педагогический стаж либо ученую степень кандидата наук. Преподаватель не только читает лекции, но и разрабатывает методики и пособия.
  • Доцент. Такая позиция доступна для кандидатов наук, которые ведут активную деятельность: являются исследователями, публикуют статьи и свои труды, выступают на конференциях.
  • Профессор. Это высшая должность, для получения которой нужно приложить немало усилий. Специалисту необходимо иметь звание доктора наук, ряд опубликованных трудов и монографий, а также опыт преподавания не менее 5 лет.

Доцент также может претендовать на роль заведующего кафедрой, если хочет попробовать себя в руководящей должности. Профессора могут назначить деканом факультета или ректором вуза.

А также можно разделить специалистов по категориям в зависимости от того, какой предмет они преподают.

  • Общеобразовательные дисциплины. Это предметы, обязательные для всех студентов. К ним относятся математика, английский язык, философия, история, физическая культура. Могут быть добавлены и другие направления в зависимости от порядков в конкретном учебном заведении.
  • Профильные дисциплины. Дают знания непосредственно по специальности, выбранной студентом. Например, у будущих адвокатов обязательно будут различные юридические дисциплины, изучение обществознания, социология. У экономистов – менеджмент, у врачей – анатомия, а у художников – история декоративно-прикладного искусства и дизайн.
  • Дисциплины по специализации. Они нацелены на углубленное изучение выбранного направления. К примеру, психология может быть общей дисциплиной для ряда курсов, а ее разновидности – детская, возрастная, криминальная – будут уже специализированными.

Помимо этого, преподаватель может курировать университетский кружок для студентов – по робототехнике, шахматам, иностранному языку и другим направлениям. Кроме того, специалист может вести курсы для абитуриентов, желающих поступить в данное учебное заведение. Нередко это занятия практической направленности, необходимые для сдачи творческого конкурса: основы рисунка, балет, вокал.

Должностная инструкция

У преподавателя есть ряд обязанностей и прав. Все эти пункты прописываются в должностной инструкции, с которой соискатель может ознакомиться перед приемом на работу. В зависимости от позиции требования могут отличаться, например, у ассистента и доцента они будут разными, но есть и некоторые общие положения.

Обязанности

Существуют государственные образовательные стандарты – именно они регламентируют деятельность преподавателя. А также специалист должен:

  • способствовать формированию профессиональных навыков у обучающихся;
  • использовать наиболее эффективные методики и технологии;
  • участвовать в разработке образовательных программ;
  • соблюдать права и свободы обучающихся;
  • своевременно повышать профессиональную квалификацию.

Важную роль для должности преподавателя играет перцептивная деятельность, которая включает в себя умение правильно воспринимать и оценивать психологическое состояние студента и его способности, видеть в нем личность. Это необходимо для выстраивания адекватного взаимодействия между педагогом и обучающимися.

Помимо перцептивной функции, есть и другие компетенции, которыми должен овладеть специалист:

  • информационные;
  • контролирующие;
  • организаторские;
  • коммуникационные;
  • развивающие.

Права

У преподавателя есть определенные возможности:

  • он имеет право вносить предложения, касающиеся улучшения условий работы, устранения недостатков учебного заведения, деятельности других сотрудников;
  • специалист может запрашивать у структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения обязанностей;
  • сотрудник может ознакомиться с проектами решений, касающихся его деятельности.

А также педагог имеет право привлекать других работников к выполнению определенных задач, если это указано в должностной инструкции, и требовать у руководства содействия при исполнении профессиональных обязанностей.

Ответственность

К этой категории относятся следующие моменты:

  • преподаватель несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
  • также сотрудник будет отвечать перед законом в случае каких-либо правонарушений или причинения материального ущерба.

Деятельность работника регулируется трудовым законодательством РФ, а также основные положения прописаны в должностной инструкции.

Квалификационные требования

Компетентность педагога складывается из многих характеристик. Это не только профессиональные знания, но и другие качества. К ним относятся:

  • умение чувствовать, насколько учащийся понимает материал;
  • способность подбирать оптимальные средства и методики обучения;
  • стремление к самообучению и профессиональному совершенствованию;
  • умение формировать у обучающихся мотивацию, находить индивидуальный подход.

А также преподаватель должен быть в состоянии объяснить один и тот же материал разными способами, чтобы все могли его усвоить. Помимо этого, важно обмениваться опытом с коллегами, быть способным к обучению на чужих примерах. Педагог должен уметь управлять своим поведением, переключать внимание, проявлять эмпатию. Кроме того, необходимо обладать развитыми навыками речевого общения.

Личные качества

Работа в учебном учреждении подойдет не каждому. Нужно иметь определенные склонности и черты характера.

  • Коммуникабельность. Деятельность предполагает не просто общение, а необходимость налаживать отношения с разными людьми, находить к ним подход.
  • Тактичность. Важно проявлять понимание и сдержанность в определенных ситуациях.
  • Терпение. Оно требуется как при контакте с людьми, так и в научной работе.
  • Увлеченность своим делом. Это один из залогов успешной карьеры, ведь преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием и иметь творческое мышление, чтобы находить новые идеи.
  • Ответственность и трудолюбие. Такая работа требует немалого вложения сил и времени.

Кроме того, педагог должен иметь активную жизненную позицию, не стесняться отстаивать свое научное мнение, продвигать его, участвуя в различных мероприятиях. Для этого важна уверенность в себе и адекватная самооценка.

Обучение

В отличие от учителя, который заканчивает педагогический вуз и отправляется работать в школу, преподавателя ждет более сложный путь. Недостаточно получить только диплом бакалавра, нужно закончить магистратуру, а затем пойти в аспирантуру. При этом специальность необязательно получать в педагогическом вузе, направление может быть любым. Главное – наличие профессиональных знаний, а преподавательским методикам обучат в аспирантуре.

Способы образования также могут быть разными. Получить специальность можно очно или заочно. Аспирантура тоже может предусматривать дистанционное обучение, все больше учебных заведений практикует такой подход.

Место работы

Преподаватель может получить должность в вузе. А также можно поискать вакансии в среднеспециальных учебных заведениях – колледжах, техникумах, училищах. Помимо этого, у специалиста есть возможность дополнительно зарабатывать репетиторством, проводя частные занятия.

Средняя зарплата

Уровень дохода зависит от наличия ученой степени, опыта, научной сферы и престижности учебного заведения. Иногда преподаватели работают сдельно и получают оплату по количеству лекционных часов, практических работ и проведенных исследований, но у большинства есть определенная ставка. А также специалист может получить грант или премию. Средний уровень дохода по стране составляет 20-50 тысяч рублей. В столице зарплата будет выше, чем в регионах.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.