Когда заходит вопрос об общении с прессой, частные лица и компании часто нуждаются в посреднике – человеке, который будет представлять их интересы, позиции, заявления и проводить разъяснения. Представители людей и организаций несут ответственность за их имидж, поэтому они обязаны обрабатывать информацию быстро, точно и без ошибок. Для такой цели и создана профессия пресс-секретаря – само название специальности говорит о связи со СМИ и другими информационными организациями.
Особенности
Специальность представителя предприятия или должностного лица очень молодая – она появилась на территории России в конце ХХ века. В то время происходил резкий промышленный прогресс, а также менялась модель рыночной экономики. На территории Европы население многих стран активно пользовалось услугами пресс-секретарей уже в 50-х годах ХХ столетия, а появилась эта специальность в западных странах не позже 1940 года. Профессия приобрела популярность, когда в мире начали развиваться информационные технологии, масс-медиа и маркетинг. Посредники между народом, СМИ и самим предприятием просто необходимы для тех организаций, которые следят за своей репутацией и создают имидж. Также в услугах представителей нуждаются публичные люди, такие как политики, военные или звезды шоу-бизнеса.
Должность требует от человека внимательности и быстрой реакции – каждый день он обязан обрабатывать огромное количество новостей, просматривать репортажи и читать публикации. Работа заключается не только в сборе и обработке информации – пресс-секретарь следит за деятельностью человека, которого представляет. В случае необходимости работник этой профессии сглаживает негативное впечатление прессы на действия или высказывания работодателя. Умение быстро реагировать на конфликты и качественно их улаживать – самые важные качества представителя компании.
Также немаловажной чертой характера профессионала своего дела является умение держать секреты – для корректной работы представителя работодатель доверяет ему все свои цели и стремления, поэтому пресс-секретарь не должен быть меркантильным или болтливым. Специалист отвечает за имидж своего руководителя, защищает репутацию и всегда остается верным его принципам.
Из-за высокого уровня ответственности и невероятно быстрой работы корреспондентов сложно составить график работы пресс-секретаря, ведь новое событие, требующее немедленной реакции, может произойти в любой день и в любое время суток.
Должностная инструкция
Иногда случается ситуация, когда фирма или предприятие неправильно представляет себе обязанности посредника. Компания назначает пресс-секретарям работу, которая не является их специальностью, например, организация мероприятий или решение вопросов с маркетингом. Посредник между СМИ и руководителем выполняет функцию создания позитивной репутации работодателя, а также занимается налаживанием общения с общественностью.
Чтобы легче было разобраться в функциях работы профессионала, разобьем их на три основные категории:
- охрана руководителя от негативных высказываний, исправление стереотипов о предприятии, а также коррекция ошибочных действий и последующих негативных событий, созданных работодателем;
- создание благоприятных условий для общения с народом вокруг предприятия, исполнение роли посредника в треугольнике из руководителя, корреспондентов и общества;
- создание значимой для социума позиции предприятия, а также общей линии поведения компании, которая будет в доступе у СМИ.
Обязанности
Пресс-секретарь выполняет много разнообразных заданий, при этом не выходя за рамки своих профессиональных обязанностей. Предприятие, нанимающее представителя, возлагает на плечи работника функции разной сложности – все зависит от специфики компании. Несмотря на особенности работы, главная задача пресс-секретаря – налаживание общения со средствами массовой информации, и это остается первостепенным занятием.
Коммуникация посредника с корреспондентами заключается в предоставлении прессе статей и материалов, написании новостей о компании, подготовке руководителя к интервью, а также быстром ответе на вопросы журналов, газет, телеканалов и новостных сайтов. Иногда пресс-секретарь может представлять интересы компании на различных мероприятиях, когда работодатель не имеет возможности их посетить. Профессионалы своего дела занимаются постоянной проверкой публикуемых новостей, связанных с предприятием, и передают собранную информацию и данные о репутации своему работодателю. Кроме того, в обязанности посредников входит организация интервью, пресс-конференций, брифингов и выступлений директора компании.
Если масштаб предприятия небольшой, задание пресс-секретаря – вести странички в социальных сетях или писать новости, создающие хорошую репутацию, в интернете. Иногда профессионал переговоров выступает в роли фотографа на разных мероприятиях, а также участвует в создании рекламы.
Посредник всегда сопровождает своего руководителя на деловых встречах, интервью и выступлениях – он помогает в формировании диалогов и советует, как правильно отвечать на провокационные вопросы.
Права
В договоре о приеме на должность пресс-секретаря прописаны следующие пункты:
- по поручению директора работник уполномочен принимать участие в различных мероприятиях, совещаниях и коллегиях, связанных с предприятием;
- в целях поддержания или улучшения имиджа компании сотрудник имеет право предлагать способы улучшения производительности подразделений или фирмы в целом;
- пресс-секретарь имеет право на получение подробной информации и документов от всех должностных лиц компании;
- специалист уполномочен выступать перед любыми средствами массовой информации в роли представителя фирмы.
Ответственность
Должность пресс-секретаря очень непростая, часто приходится работать с конфиденциальной информацией. В связи с этим на плечи специалиста ложится большая ответственность – как за собственные действия, так и за поступки компании в целом. Пресс-секретарь должен понести наказание в том случае, если выполнял свою работу недобросовестно, реагировал некорректно или игнорировал важные события.
Профессия требует от человека огромного объема знаний, толерантности, выдержки и рассудительности, ведь посредничество – это всегда большая ответственность.
Знания и навыки
Самый востребованный навык для успешной работы пресс-секретарем – это коммуникабельность. Только легкий в общении человек сможет постоянно контактировать с большим количеством людей, сумеет красиво ответить на любой вопрос и подготовит качественный, подходящий для выступления текст. Кроме ораторского мастерства, посредник должен обладать еще несколькими качествами: пунктуальностью, инициативностью и высоким уровнем ответственности.
Хорошими специалистами в посредничестве становятся те люди, которые окончили вузы по профессиям, связанным с обществознанием, журналистикой, рекламой и политикой. Практика показывает, что в данной сфере деятельности большего успеха добиваются те профессионалы, которые получили два высших образования по разным специальностям. Более того, для перспективы в карьере пресс-секретари часто повышают свою квалификацию, посещая специальные курсы.
Образование
Чтобы получить должность представителя, необходимо иметь либо специальное среднее, либо высшее образование. Второе, конечно же, раскроет больше возможностей для трудоустройства. Для поступления в профильные вузы необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам: обществознание, история, математика, русский и английский язык. Во время обучения будет разумно сосредоточить внимание на таких специальностях, как журналистика, библиотечно-информационная деятельность, реклама и связи с общественностью, а также публичная политика и документоведение. Все эти специализации улучшат ваши знания по профессии пресс-секретарь.
Работа представителем частного лица требует выдержки, необычных способностей и навыков, разнообразные умения станут лишь плюсом в данном ремесле. По этой причине большинство успешных пресс-секретарей чаще всего имеют больше чем одно специальное образование. Нередко профессионал работы с прессой имеет специальность филолога, ведь работа предполагает обработку большого количества текстов.
В сфере представителей компаний много сотрудников, имеющих базовое образование, к примеру, пресс-секретарями становятся юристы, экономисты и специалисты по международным отношениям. Также довольно часто профессионалами становятся те люди, у которых сложилась карьера по профессии референт-переводчик или PR-менеджер. Для абитуриентов представим небольшой список высших учебных заведений, в которых можно получить базу для трудоустройства пресс-секретарем.
- Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина. Специальности, связанные с профессией пресс-секретарь, – филолог, журналист, реклама и связи с общественностью.
- Университет технологий управления и экономики в Санкт-Петербурге. Специальность «Документирование и архивоведение».
- Государственный университет путей сообщения в Новосибирске. Предоставляет образовательную программу по специальности «Реклама и связи с общественностью».
- Государственный университет имени М. В. Ломоносова в Москве. Предоставляет обучение по направлениям журналистика и филология.
Место работы
Обязанности пресс-секретарей – это поддержание хорошей репутации, общение с корреспондентами и постоянный мониторинг важных новостей. Услугами таких профессионалов чаще всего пользуются известные люди, должность которых требует частого общения с прессой и работы с публикой. Людей, которые нанимают представителей, вы постоянно встречаете в статьях средств массовой информации – это рядовые политики, владельцы крупного бизнеса, актеры, певцы, писатели, спортсмены и музыканты. Кроме того, некоторые категории людей, занимающих руководящие должности, могут иметь сразу несколько пресс-секретарей, самый яркий пример такого сотрудничества – это президент и его представители.
Начинать карьеру можно еще в период получения образования – на многих предприятиях нанимают студентов на должность штатного секретаря или помощника директора компании. Чем больше опыта у будущего профессионала, тем больше шансов занять вакансию с приличной заработной платой после окончания университета.
Размер зарплаты представителя также зависит еще от нескольких факторов, таких как черты характера, возраст, амбиции, образование и предыдущие места работы.