Государственная служба многим нашим согражданам кажется весьма перспективным направлением развития карьеры – все понимают, кем в итоге можно стать, если очень постараться. Следует заметить, что поначалу зарплата, возможно, не будет впечатляющей, однако, пробовать можно и нужно, ведь дорогу осилит только идущий.
Что это такое?
В любом современном обществе есть люди, чьей основной обязанностью является работа руками, работники умственного труда, а также представители власти, которые решают, в каком направлении следует работать всем остальным. Быть начальником лишь на первый взгляд просто – для успешного функционирования вверенного предприятия или организации надо хорошо разбираться в принципах ее деятельности, обладать специфическими навыками и знаниями. Кому-то, конечно, это удается сугубо интуитивно, но большинство людей учатся этому в университетах на специальности, которая так и называется – государственное и муниципальное управление.
Структура управления состоит из трех различных уровней. Самый высокий из них – тот, выйти на который стремятся все, – это верховная власть, в которую входят административные органы, суды и так далее. Ниже располагается местная бюрократия – это тот уровень, на который как раз вполне реально попасть сразу же после получения диплома. Наконец, власть может быть «параллельной» – имеются в виду различные гражданские объединения, не являющиеся государственными, чья деятельность при этом не противоречит действующему законодательству. Сюда обычно относятся частный бизнес и другие организации, прямого отношения к государству не имеющие.
Задача управленца заключается в том, чтобы правильно определять направление развития вверенного ему предприятия, отдела, департамента, а также решать любые проблемы, возникающие в процессе его деятельности.
Для эффективного выполнения своих обязанностей такой чиновник обязан понимать саму концепцию госслужбы, ориентироваться в инструментах проведения реформ, уметь диагностировать проблемы социального характера, быть подкованным в связях с общественностью.
Определяясь с тем, быть или не быть госслужащим, надо четко понимать потенциальные преимущества и недостатки своего решения. На первый взгляд, быть чиновником – это попросту круто. Надо признать, что во многих смыслах так оно и есть, потому что набор выгод весьма достойный.
- Престижная профессия. Все ошибаться не могут – раз чиновниками хотят быть все, значит, это действительно отличный вариант. Судя по абитуриентским заявкам, современной молодежи более интересны только юриспруденция и медицина.
- Льготы. Даже в начале карьеры, когда зарплата еще не будет впечатляющей, чиновник уже будет иметь льготы. Одними льготами «сыт не будешь», и все-таки они не помешают.
- Универсальная специальность. Управленцы нужны абсолютно везде. Даже если определенная отрасль экономики страдает, в целом на специалистов по управлению это не влияет.
- Перспективы. Управленец – тот человек, у которого уровней повышения по службе практически неограниченное количество, зато и дорасти можно до высот, невиданных ни в одной другой сфере.
Однако же не стоит думать, что быть чиновником – это сплошные выгоды. У этой работы тоже есть свои недостатки, и они, вероятно, покажутся вам весьма существенными.
- Профессия сложная. Потенциальному управленцу придется разбираться в огромном количестве различных областей и постоянно самосовершенствоваться. Лидерские качества, способность управления общественным мнением, собственный имидж – это все те свойства, которые никогда не будут прокачаны до максимума, и работать над ними придется все время до конца карьеры.
- Ответственность огромная. Ни на одной работе не будет столько ответственности, как здесь. За действиями управленца следят все, от его решений зависит будущее многих людей. Если ошибетесь, рискуете не просто вылететь с работы, а еще и получить огромный шквал критики, который в самых худших случаях может перерасти в попытки мести со стороны недовольных.
- Стартовать сложно. При всей перспективности профессии поначалу будет тяжело – работы много, а зарплата скромная.
Более того, для последующего карьерного роста важно нарабатывать знания и прокачивать навыки, а это обязанности, которыми занимаются в нерабочее время и совершенно бесплатно.
Обязанности
Читатели наверняка знают, что наши чиновники во многих случаях не блещут честностью и добропорядочностью, однако надо понимать: человек, попавший в госструктуры без мощных связей, должен иметь устойчивые моральные принципы уже не только из соображений совести, но и ввиду опасности сесть за решетку. Потому, выбрав для себя именно эту сферу деятельности, не ориентируйтесь только на собственное благосостояние – будьте готовы реально работать на пользу общества, предлагать различные положительные изменения, внедрять их, несмотря на возможное сопротивление. В обязанности государственного служащего неизбежно входит составление документации разных видов. Какие именно это будут бумаги, зависит от места работы и должности, но чаще всего придется иметь дело с нормативными актами, проектами, приказами.
Соискатель подобной вакансии также должен быть довольно общительным и стрессоустойчивым человеком, потому что в госсекторе практически нет вариантов работы, не предполагающих общения с людьми. Ни для кого не секрет, что в госорганы обычно обращаются с жалобами, но чиновники не всегда прислушиваются к мнению людей, – иногда не могут, а бывает и просто не хотят. Будущему служащему надо уметь отказывать и выдерживать поток критики, который может излиться в ответ.
Работа в государственном и муниципальном управлении также требует постоянного слежения за тем, что говоришь вслух. На высших должностях придется привыкнуть к тому, что журналисты ловят каждое ваше слово и ретранслируют его для общественности. В некоторых случаях общение с народом будет непосредственным, если надо выступить на некоем массовом мероприятии. Человек может просто неправильно высказаться, но при этом его слова вызовут бурю негодования и тогда придется публично извиняться и объясняться.
Привычка следить за собственными словами и наперед продумывать все свои речи также очень пригодится на деловых переговорах. Во многих случаях навык их ведения требуется только позднее, по мере основательного развития карьеры, но это еще не повод не тренировать свои способности переговорщика. Пригодятся также и математические навыки. Надо понимать статистику, видеть в ней некие тенденции и на их основании составлять правдоподобные прогнозы. Способность трезво анализировать любую сложившуюся ситуацию – это прямой путь к тому, чтобы не вылететь с должности с позором и общественным порицанием.
Наконец, деятельность государственного служащего, особенно на нижних уровнях карьеры, предполагает большое количество письменной работы, которая в последние годы понемногу переходит в печатную. Различные отчеты и докладные – это повседневная обязанность чиновника низшего ранга.
Обучение
Учитывая, что государственное и муниципальное управление – сфера довольно обширная, существует огромное количество вузов, где можно получить соответствующую специальность. Более того, в том или ином виде специальность преподается в большинстве регионов РФ – по той простой причине, что служащие нужны абсолютно везде.
Однако выбор конкретного университета сильно зависит от того, какую планку абитуриент ставит перед собой в собственном карьерном развитии. Если хочется просто работать в местных органах власти и условных президентских замашек у человека нет, то для него вполне подойдет местный вуз. Другое дело, если в мечтах видишь себя хотя бы заместителем мэра, – тогда желательно не просто получить «корочку», а вместе с ней еще и обзавестись профильными знаниями. Сам диплом при этом тоже может сыграть важную роль в процессе старта карьеры – если вуз считается престижным, то работодатели чаще будут отдавать предпочтение его выпускникам, а не остальным соискателям.
По понятным причинам наиболее престижные дипломы по обсуждаемой специальности выдаются в Москве и Санкт-Петербурге – в обеих столицах есть ряд вузов, занимающихся подготовкой специалистов по госуправлению.
При этом стоит учитывать, что данная специальность априори не является дешевой, а в элитном университете она «влетит» родителям «в копеечку».
Место работы и зарплата
Вопреки ожиданиям многих абитуриентов, рассматриваемая профессия предполагает куда более масштабные перспективы трудоустройства, чем одни лишь только государственные органы. На самом деле понятие данной специальности настолько широкое, что два человека с одинаковыми дипломами могут работать по специальности, но при этом заниматься совершенно разными вещами: отвечать непосредственно за коммуникацию с обществом, трудиться в сфере жилищно-коммунального хозяйства, решать культурные и образовательные вопросы. При этом никто не говорит, что хорошие управленцы нужны только государству – спрос на них есть и в частных компаниях.
Чаще всего, конечно, в поисках работы с таким дипломом приходят в различные государственные инстанции городского, районного, регионального уровней. При этом отыскать себя можно и в штате крупной международной компании, и в бизнесе, и даже в научно-исследовательской организации. При этом адекватный выпускник должен понимать, что даже шикарный диплом без опыта работы все-таки не позволяет сразу же претендовать на высокие должности и впечатляющую зарплату. Более того, в этой отрасли, как и в любых других, заработок может существенно варьироваться в зависимости от того, в каком регионе вы работаете и какую должность занимаете. Иногда значение имеет даже стаж – вас могут и не повышать в должности, но зарплата при этом будет расти.
Итак, новичку, только что покинувшему стены образовательного учреждения, стоит ориентироваться на первоначальный оклад в довольно скромных размерах – кое-где за 25 тысяч рублей в месяц еще стоит поблагодарить судьбу. В среднем по стране в государственных органах чиновники зарабатывают около 35 тысяч рублей в месяц, но для этого надо уже быть опытным служащим, хорошо заявившим о себе. При этом в Москве, а особенно в негосударственном секторе, уровень зарплат может быть существенно выше, и даже 100 тысяч рублей в месяц не будут казаться потолком.
Добиться таких зарплат теоретически можно и в госструктурах, но для этого, конечно, надо быть большим начальником.