Перечень профессий, которые требуют высокоразвитых коммуникативных навыков, включает сотни самых различных специальностей – от менеджеров по продажам до врачей, учителей и управленцев. Такая работа особенно сложна, так как результат далеко не всегда зависит от знаний и компетенции — многое зависит от способности подобрать подход к человеку и выбрать верную тактику взаимодействия.
Особенности
В рассматриваемую группу профессий включены те, которые предполагают плотное взаимодействие и регулярное общение с окружающими. Это может быть сфера обслуживания, воспитание или руководство. Людям в рамках своих трудовых обязанностей приходится находить общий язык с посторонними, устраивать коллективные мероприятия и быстро разрешать все возникающие проблемы.
Все специальности, связанные с общением, можно разделить на несколько подтипов:
- обучение;
- материально-бытовое обслуживание;
- торговля;
- информационное обслуживание;
- медицина;
- управление.
Любая профессия в рамках перечисленных категорий требует определенных профессиональных знаний и навыков. Кроме этого, от людей, работающих в данных направлениях, требуется умение устанавливать контакт и поддерживать разговор с абсолютно разными людьми. К плюсам таких профессий можно отнести возможность реализовать свой личностный потенциал, а также благодарность со стороны потребителей услуг.
Есть и минусы — как правило, такие работы сопровождаются психологическими перегрузками и стрессами. Им соответствует повышенный уровень ответственности, а вот зарплаты оставляют желать лучшего.
Какие качества необходимы?
Работа, предполагающая общение, подходит только экстравертам. Они легко находят общий язык с окружающими, стремятся им помочь, сопереживают. Интровертам в подобных профессиях будет непросто — они будут испытывать дискомфорт и сомневаться в своем профессиональном выборе.
Кроме коммуникабельности в работе важны такие качества, как вежливость, толерантность и терпеливость. Специалисты в этой области должны демонстрировать высокую степень самоконтроля, приветствуется способность слушать другого человека и вникать в суть его проблем. Такие люди должны быть добрыми и готовыми прийти на помощь. В то же время успеха добиваются только эмоционально устойчивые, ответственные люди, способные отстаивать свою точку зрения.
Специальности, требующие специального образования
Большая часть профессий, базирующихся на контактах с людьми, требует специального образования. Рассмотрим некоторые из них.
- Учитель. Основная задача представителей данной профессии — передавать знания и навыки окружающим. Речь идет о преподавателях школ, воспитателях детских садов, педагогах центров дополнительного образования, спортивных тренерах. К этой же группе относятся логопеды и дефектологи. Обычно в этой сфере работают люди, самоотверженно любящие свое дело, поскольку материальное вознаграждение таких специалистов не столь высоко. Впрочем, многие из них находят себе подработку в качестве репетиторов, в этом случае их дополнительный доход может быть в разы больше основного.
- Медик. Работники больниц, поликлиник, оздоровительных центров и санаториев неизменно находится в контакте со своими пациентами и их родственникам. Главная роль в таких учреждениях отводятся докторам, но огромные объемы работы выполняются младшим медперсоналом. Существует расхожая фраза: «Хороший врач лечит не болезни, а пациента», поэтому особое внимание они уделяют проблемам больного человека и его образу жизни. Количество контактов доктора зависит от его специализации.
- Психолог. В России эта профессия получила своё развитие в начале 2000-х годов, после десятилетий непризнания этой специальности. Конечно, по сей день многие по-прежнему относятся к психологам с недоверием. Но лёд постепенно тает — сегодня визит к семейному или детскому психологу уже не считается чем-то постыдным. Кроме того, такие специалисты имеются в большинстве крупных детских садов и школ.
- Журналист. Профессия журналиста немыслима без общения. Этот человек должен искать нужную информацию у очевидцев событий, получать экспертные оценки, узнавать точку зрения простых обывателей, обрабатывать полученную информацию и предоставлять ее на суд зрителей, слушателей или читателей.
- Переводчик. Знание иностранных языков в нашей стране пока еще не стало массовым, поэтому профессии переводчика держится в числе востребованных. Люди, в совершенстве владеющие иностранными языками, реализуют себя в совместных компаниях, они работают на обслуживании политических, деловых и туристических делегаций. Эти специалисты выполняют синхронный или последовательный перевод на встречах и конференциях, они могут заниматься экскурсионным сопровождением иностранных туристов в нашей стране или работают с российскими путешественниками за рубежом.
- Управленец. Позиция руководителя предприятия также требует навыков работы с людьми. Этот человек должен организовать деятельность каждого сотрудника для того, чтобы добиться его максимальной профессиональной продуктивности. Если начальник просто отдает распоряжения и указания, то со временем у него встанет проблема с кадрами. Этот человек должен уметь выстраивать контакт со своими подчиненными, выявлять их сильные стороны.
- Менеджер по кадрам. Обычно любая крупная компания имеет свой отдел по работе с персоналом. Основная задача его сотрудников — осуществлять поиск работников на вакантные позиции. Кроме того, в их функции входит обучение персонала, разработка системы мотивации и взысканий.
- Работник социальной службы. Такие люди оказывают помощь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации вследствие болезни, неприспособленности к жизни, физических ограничений или одинокой старости. Социальные работники помогают своим подопечным делом и словом.
Социальным работникам зачастую приходится налаживать взаимоотношения с персонами, которые вовсе не стремятся к контакту — с наркоманами, алкоголиками, бывшими заключенными и прочими асоциальными элементами.
Список доступных профессий
Для коммуникабельных людей открыты и другие профессии, не требующие профильного образования. Большую часть из них можно освоить непосредственно на рабочем месте.
- Продавец-консультант. Именно с этой позиции начинают свою карьеру сотни тысяч молодых людей. От них требуется знание ассортимента, а также обаяние, умение найти подход к потенциальному покупателю.
- Менеджер по продажам. Сходная профессия, только этот человек должен искать оптовых клиентов для компании. Работа непростая — специалистам часто приходится слушать отказы, зачастую в некорректной форме.
- Общаться с людьми приходится стилистам, парикмахерам и мастерам маникюра, а также официантам, хостес, администраторам и другим работникам сферы обслуживания.
- Список могут дополнить рекламисты, библиотекари, гиды и проводники.
Все эти люди должны быть общительными и уметь находить контакт с разными людьми.