Многие люди задумывались, конечно, о «романтике», окружающей вертолетчиков. Но в реальности особенности работы пилота вертолета несколько иные, у них есть строгие обязанности, и непременно надо овладеть определенными знаниями и навыками. Не менее важно интересующимся такой деятельностью выяснить, где пройти обучение на профессию летчика, управляющего вертолетом.
Особенности
Прототипы винтокрылых летательных аппаратов известны (на уровне чертежей) уже несколько веков. Однако только во второй половине ХХ столетия технический уровень позволил массово строить такие машины. Сегодня профессия вертолетчика распространена довольно широко, ведь им приходится управлять многими тысячами летательных аппаратов. Увидеть в небе вертолет можно в любой точке мира, вне зависимости от сезона. И, несомненно, в обозримом будущем актуальность такого способа перемещения будет только расти.
Но парадоксом при этом будет то, что на самом деле внешне единая специализация «пилот вертолета» распадается на ряд более частных направлений. И дело не только в различии военных и гражданских машин. Даже в ВВС есть своя специализация винтокрылого транспорта:
- ударные;
- многоцелевые;
- транспортные;
- санитарные машины;
- воздушные командные пункты;
- противолодочные;
- транспортно-боевые;
- заправочные;
- корректирующие огонь артиллерии;
- разведывательные;
- учебные вертолеты;
- постановщики помех;
- постановщики мин (и ряд более экзотических вариантов).
Все эти типы вертолетов могут базироваться на наземных аэродромах или на военных кораблях. Разумеется, в каждом случае фактически получается отдельная специализация летчиков.
Те, кто хорошо ведут разведку, могут не справиться с обучением других или с доставкой срочного груза. Экипаж, прекрасно наводящий собственные орудия на противника, редко способен нанести ракетный удар по выявленной позиции. Однако не стоит думать, что сугубо мирные вертолетчики более однородны.
Одни из них выполняют перевозки пассажиров. Другие заняты транспортировкой различных грузов, в том числе и на внешней подвеске. Некоторые пилоты заняты поисково-спасательными и аварийно-спасательными работами. Также можно встретить экипажи, обрабатывающие поля, патрулирующие улицы в составе дорожной полиции, катающие туристов. Также вертолетчики могут:
- работать в егерской службе (охотничий и рыболовный контроль);
- проводить различные воздушные исследования и наблюдения;
- тушить лесные пожары;
- испытывать новые машины и новые типы машин;
- вести ледовое патрулирование;
- участвовать в воздушном строительстве;
- участвовать в съемках различных фильмов;
- помогать метеорологам, геодезистам;
- снабжать удаленные населенные пункты и экспедиционные лагеря;
- выполнять функцию «дальней скорой помощи».
Разумеется, все это требует совершенно особых подходов. Наряду с общей лицензией вертолетчик должен получить и удостоверение об особой подготовке. Ведь все дополнительные работы (например, заправку баков техническими жидкостями и водой, подъем и спуск грузов, спасение людей на море и в других ситуациях) надо знать досконально. Выполнять подобные задачи приходится порой крайне быстро, в сложных и оперативно меняющихся условиях. Специальные навыки не всегда могут получить даже отличники училищной подготовки — придется все время совершенствоваться в профессии и идти вперед.
В целом пилотирование винтокрылых машин отличается востребованностью и неплохо оплачивается. Эта деятельность удовлетворит тех, кто любит путешествовать. Наконец, пилоты рано выходят на заслуженный отдых, что особенно актуально в современных условиях. Однако надо понимать, что полет на вертолете — это всегда риск и напряжение, нервное и физическое, причем опасность ждет вертолетчиков чаще, чем пилотов гражданских самолетов. Особенно этот последний момент характерен для экипажей, вылетающих на различные происшествия, служащих в полиции и армии.
Никакой гарантии успешного прохождения очередной медицинской комиссии нет. Более того, требования медицинского контроля со временем будут только ужесточаться. Вылетать придется регулярно, и эта работа не для домоседов. Часты, даже у пилотов пассажирских регулярных авиалиний, незапланированные полеты — о других специализациях и говорить не приходится.
Наконец, людям, слабым духом, боящимся высоты, в профессии попросту не место.
Обязанности
Как уже понятно, охарактеризовать обязанности вертолетчика без привязки к конкретной специализации можно только самым общим образом. В любом случае он будет занят:
- подготовкой своего транспорта к вылету;
- продумыванием основных и запасных маршрутов;
- контролем работоспособности бортового оборудования;
- отслеживанием метеорологической и орнитологической обстановки;
- предварительным прогнозированием такой обстановки до взлета;
- проверкой грамотности крепления и раскладки грузов;
- проверкой рассадки пассажиров и соблюдения ими мер предосторожности;
- выполнением корректных радиопереговоров;
- составлением летной документации;
- выполнением дополнительных распоряжений и указаний, кроме создающих те или иные риски.
В должностной инструкции командира вертолета указаны и другие обязанности:
- предотвращение столкновений в воздухе;
- отстранение от работы нарушивших грубо основные правила подчиненных;
- контроль составления летной документации другими членами экипажей;
- принятие решения о продолжении или прерывании полета при изменении обстановки;
- корректировка маршрута и других параметров полета по ситуации;
- соблюдение предполетного режима (самостоятельно или с помощью других членов экипажа);
- контроль радиообмена;
- контроль остатка горючего при вылете;
- разбор полетов;
- проверка правильности работы подчиненных с использованием средств объективного контроля;
- выполнение основных задач в сверхурочном режиме (сообразно нормам трудового права и другим актам).
Знания и навыки
Разумеется, хороший пилот вертолета отлично знает физику и математику. Именно на эти дисциплины придется сделать основной упор уже в старших классах школы. А в процессе самой подготовки понадобится изучить всю приборную панель летательного аппарата. Специалист должен знать не только суть показаний каждого прибора или назначение отдельных кнопок, рычагов, но и то, как все это работает на техническом уровне. Всю документацию по полетам составляют самостоятельно — и это тоже целая отдельная сфера.
Сверх этого, необходимо:
- знать географию в целом и особенно в районе основных полетов;
- владеть принципами охраны труда;
- понимать требования пожарной, электрической, химической безопасности;
- знать специализированные нормативные акты всех государств, где приходится работать;
- изучить летно-технические параметры и свойства своего вертолета;
- быть готовыми выполнять поисковые и спасательные мероприятия.
Личные качества
Разумеется, пилотирующие вертолет любого типа должны быть абсолютно здоровы. Только такие люди смогут провести воздушное судно по заданному маршруту и выполнить поставленную задачу. Им придется вырабатывать твердый характер, настойчивость и целеустремленность. При этом малейшее недоверие, стремление показать «соседу по кабине и диспетчеру на земле» свою «крутизну и гордость», определенно ни к чему хорошему не ведет. Нужно спрашивать себя — смогу ли я выполнять все распоряжения и уживаться с самыми разными людьми.
Еще важны такие свойства, как:
- хладнокровие;
- устойчивость к стрессам;
- быстрая реакция;
- умение принимать решения в условиях цейтнота и при дефиците информации;
- умение мгновенно оценивать меняющуюся обстановку;
- хорошая физическая форма;
- отличная память;
- хорошее восприятие цветов, форм, размеров и расстояний;
- выверенная координация движений.
Образование
Для желающих стать вертолетчиками стоит выбор между обучением в специальных и высших образовательных заведениях. С самого начала надо определиться, будет ли карьера двигаться по гражданской или по военной траектории. Это настолько разные сферы, что перестроиться крайне тяжело. Максимальное внимание при подготовке уделяется:
- навигации;
- прокладке маршрутов;
- устройству воздушных судов;
- способам управления ими;
- организации радиообмена;
- действиям в нештатной ситуации;
- организации воздушного движения.
В официальных учебных заведениях курс подготовки составляет 3-5 лет. Позднее, уже во время работы, потребуется периодически повышать квалификацию. Частные летные школы готовы подготовить пилотов сверхлегких вертолетов, но это уже скорее развлечение, а не полноценная работа. Поступать можно в:
- технический университет гражданской авиации (Москва);
- университет гражданской авиации (Санкт-Петербург);
- высшее авиационное училище (Ульяновск);
- высшее военное училище летчиков (Сызрань);
- высшее военное училище штурманов (Челябинск).
Работа
Но независимо от выбранного учебного заведения придется еще набирать определенный опыт. Считается, конечно, что формально уже выпускники училищ имеют хороший налет. Однако серьезные организации и структуры предъявляют более жесткие требования. Престижные должности в гражданских авиакомпаниях занять очень непросто.
Квалифицированный летчик вертолетного парка или начинающий испытатель может получать от 70 до 90 тысяч рублей в месяц.