В наше время появляется довольно много профессий, которые дают возможность хорошо заработать и реализовать себя. И для этого необязательно получать специальное образование. Достаточно обнаружить у себя определенные способности и целенаправленно их развивать. Для тех молодых людей, кто не может найти для себя подходящую вакансию, будет полезно присмотреться к такой профессии, как визитный мерчандайзер, а также узнать, чем он занимается.
Характеристика
Мерчандайзеры – это специалисты, которые отвечают за размещение товара на полках. Это касается абсолютно любой сферы торговли. Сейчас все меньше остается торговых точек, где эти работники не принимают участие. И огромные гипермаркеты, и небольшие бутики одинаково нуждаются в работе таких специалистов. Ведь это крайне важно – привлечь покупателя и склонить его к покупке. А для этого товар должен быть размещен по особым законам маркетинга: и правильно, и эстетически привлекательно.
Мерчандайзеры делятся на две группы (в зависимости от особенностей работы).
- Стационарный специалист работает в конкретной торговой точке. Он может отвечать за весь ассортимент, если магазин небольшой. За ним может быть закреплен определенный отдел или несколько отделов, как это происходит в крупных супермаркетах. А также он может отвечать за какие-то схожие группы товаров.
- Визитный мерчандайзер – это тот человек, который посещает магазины, закрепленные за ним, и выполняет там все необходимые функции. Это значит, что такому специалисту сидеть на месте не приходится, а если у него много торговых точек, то удобнее будет передвигаться на машине.
Мобильный мерчандайзер может охватывать большие территории и перемещаться не только по городу, но и его окрестностям.
Обязанности
Некоторые ошибочно считают, что мерчандайзер – это тот же грузчик. Но на деле всё не так. Круг обязанностей этого сотрудника довольно широк. В него входят следующие функции:
- выкладка товара по схеме, которую разрабатывают маркетологи;
- контроль наполняемости витрин нужной продукцией и обновление в случае необходимости;
- размещение рекламных объявлений об акциях, бонусах, скидках на всей территории магазина;
- участие в организации и проведении акций, если того требует руководство;
- оказание помощи продавцам в продвижении определенных товаров;
- контроль за истечением срока годности продукции и освобождение от нее полок, а также осуществление наблюдения за тем, чтобы вся упаковка была целой и безукоризненной на вид;
- транспортировка товаров с помощью специальных тележек или механизмов со склада к витринам;
- в некоторых случаях необходимо составлять отчеты по проданным товарам.
Обязанности могут варьироваться в зависимости от того, где работает сотрудник. Например, в некоторых магазинах этот специалист дополнительно отслеживает динамику цен, обновление ассортимента, проведение акций у конкурентов в своей области.
Личные качества
Из особенностей деятельности специалиста по товару вытекает и набор качеств, которыми должен обладать претендент на эту должность. Прежде всего он должен быть физически здоров, поскольку весь день придется проводить на ногах, а иногда и физически поработать.
Что касается личных качеств, то к ним можно отнести следующие:
- активность;
- целеустремленность;
- коммуникабельность;
- доброжелательность;
- стрессоустойчивость;
- грамотная и внятная речь.
В процессе работы предстоит не только раскладывать и учитывать товар, но и общаться с покупателями. Поэтому нужно быть вежливым, уметь доходчиво объяснить любые моменты. При этом важна доброжелательность. Не последнюю роль играет и внешний вид: аккуратный, свежий, опрятный.
Как им стать?
Визитному мерчандайзеру необязательно иметь высшее образование. Однако окончание учебных заведений – высших или средних – по специальностям «Реклама», «Менеджмент», «Маркетинг», «Товароведение» никак не повредит. То же самое можно сказать о приобретении профессии продавца или специалиста складского учёта. Чтобы стать мерчандайзером, достаточно быть активным, коммуникабельным, внимательным и обучаемым. На эту должность могут претендовать студенты и выпускники школ, желающие подработать в свободное время.
Чтобы обучиться данному виду деятельности, достаточно прийти в магазин и первое время постажироваться, наблюдая за тем, как это делают более опытные сотрудники. А также можно заранее выяснить все моменты такой работы и задать интересующие вопросы.
Рабочее место
Можно сказать, что конкретного рабочего места (в привычном понимании) у визитного мерчандайзера быть не может. Его рабочее место – это торговые залы, магазины, разбросанные иногда на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Он всегда в разъездах, а все нужные записи и документы он держит при себе, поскольку перемещается от объекта к объекту.
У стационарного специалиста по товарам может быть какое-то определенное небольшое помещение, где хранятся необходимые для работы бумаги. Здесь же он отдыхает во время обеденного перерыва, а также оставляет какие-то личные вещи, чтобы была возможность переодеться.