Без внимания живые существа не могут получать информацию о мире вокруг. Благодаря ему мы информированы и подготовлены к разным вариантам развития событий. Правильное отношение ко вниманию, его своевременная коррекция и развитие повышают качество нашей жизни во всех ее сферах.
Что это такое?
Внимание учебники психологии трактуют как избирательную направленность восприятия на определенные объекты. Цель — получить как можно больше оперативной информации об объекте или явлении. В когнитивной психологии определение более расширенное. Специалисты уверены, что за избирательностью нашего внимания стоят наши цели и потребности, характер личности и ситуация, в которой мы оказались. Как высший психический процесс внимание делает нас жизнеспособными. Только представьте, что было бы с видом, если бы существа в нем были лишены внимания полностью! Вымирание было бы быстрым, травматичным и неизбежным.
Сосредотачивая внимание на чем-то, мы получаем сведения, на основе которых наше сознание принимает решения, опасно ли это, что нужно делать. Стимулы имеют разную силу воздействия, от чего и зависит дальнейшая психофизиология. Внимание стоит рассматривать и как важнейший познавательный процесс, без которого невозможно обучение навыкам, получение знаний. Пока наше внимание сосредоточено на чем-то, остальные объекты мы не воспринимаем отчетливо. Но фокус внимания может быстро меняться. Пристальное внимание означает большую задержку фокуса на определенном объекте. Почти всегда это вызывает изменения и в физиологии – вырабатываются гормоны стресса.
Специалисты не считают внимание отдельным самостоятельным психопроцессом, ведь оно сопровождает различные другие состояния постоянно. Но внимание — понятие, четко отражающее свойство иных процессов. Человек может слушать рассеянно или внимательно, смотреть вскользь или присматриваться и отмечать мельчайшие детали, уделять своей работе больше или меньше внимания и времени.
Мы обращаем внимание только на то, что в данной ситуации или при конкретных обстоятельствах важно для нас. Время фокусировки на объекте именуется сосредоточенностью.
Признаки
Критерии, позволяющие говорить о признаках внимания, многогранны. Специалисты выделяют несколько основных:
- проявление внимания всегда сопровождается преобладанием какого-то определенного вида деятельности над прочими;
- в момент внимания у индивида повышаются умственные способности, а также более острыми становятся сенсорное и тактильное восприятия.
Важнейшим признаком внимания считается мобилизация психической деятельности. Если человек делает что-то внимательно, повышаются продуктивность, результативность и скорость его действий. Внимание всегда избирательно. Чем большее значение для нас имеет объект, тем дольше могут быть периоды сосредоточения. Внимание не может одновременно принимать разные источники информации, оно плавно или скачками переключается между объектами, каждый раз выбирая именно тот, что приоритетен.
Пока человек удерживает внимание на чем-то, работа его мозга регулируется этим фактом. Пока задача не будет выполнена, именно внимание помогает удерживать и контролировать мыслительные процессы.
Основные свойства
Свойствами внимания считаются:
- четкая определенная направленность — оно всегда акцентировано на чем-то одном;
- объем и распределенность — характеристики, говорящие о достаточности, избыточности или недостатке;
- сосредоточенность — период удерживания внутреннего фокуса на объекте, его сила;
- устойчивое состояние и способность переключаться обеспечивают подвижность.
Давайте рассмотрим общие механизмы, чтобы понять, как работает внимание. На старте все объекты имеют равное значение. Внимание широко распределяется между ними, не проявляя избирательности. Мы видим что-то, но можем даже не осознавать этого, ведь внимание неустойчиво. Как только среди равных объектов появляется тот, что для нас значим в связи с потребностями, задачами или обстановкой, внимание цепко выхватывает его и начинает поставлять в головной мозг потоки информации. Физиологические основы во многом зависят от индивидуальных особенностей. Кому-то быстрее удается обрабатывать слуховую информацию, кому-то предпочтительны зрительные образы, тактильные ощущения. Все процессы активизируются.
- Концентрация удерживает внимание на нужном нам объекте.
- Объем внимания определяет, сколько объектов человек может охватить своим вниманием синхронно. Взрослым обычно удается держать в фокусе до шести объектов, детям школьного возраста — от 2 до 5. Отдельные личности способны превышать эти нормативные значения. Покажите человеку несколько картинок одновременно на долю секунды. Сколько он запомнит, таковым и будет его личный объем.
- Устойчивость означает время, в течение которого человек способен быть предельно внимателен. Слабая устойчивость называется лабильностью.
- Далее наше внимание переключается. Происходит это сознательно. Если фокус смещается непреднамеренно, говорят не о переключении, а об отвлечении.
Чем чаще внимание переключается с объекта и обратно, тем выше вероятность, что человек допустит много ошибок. Интенсивное переключение называют рассеянностью.
Функции
О внимании мы обычно не задумываемся, пока не появляются реальные проблемы с ним, пока оно успешно справляется со своими функциями. К ним относятся:
- быстрое обнаружение нужных нам объектов, источников опасности, важной информации;
- поддержание нашей бдительности и помощь инстинкту самосохранения;
- способность проводить оперативный поиск;
- помощь в анализе, отождествлении, сопоставлении данных, замещении имеющейся информации новой.
Нарушение всего одной функции приводит к расстройствам внимания как такового. Только в условиях работы всех составляющих как общего целого организма можно говорить о полноценности внимания и качестве жизни и деятельности человека.
Обзор видов
Классификация давно уже не вызывает споров в научных кругах. Выделены основные виды внимания, каждый из них подробно описан.
Непроизвольное
Такой вид нередко называют пассивным. При нем человек не прилагает никаких сознательных усилий к выбору объекта, к регуляции остальных механизмов. Внимание самостоятельно устанавливает некие «цели», поддерживает с ними связь и переходит на новые. Считается, что таким оно бывает на основе глубинных установок личности, которые сам человек, по сути, даже не осознает. Таким внимание может быть недолго, оно обычно оперативно переходит в произвольный вид. Непроизвольная реакция зависит от особенностей объекта и раздражителя, личного ранее пережитого опыта и даже от того, в каком состоянии и настроении находится человек. Например, он может фиксировать пение птиц на улице, если проснулся в хорошем настроении, или не замечать его, если у него с самого утра начался водоворот проблем и забот.
Недооценивать непроизвольную фокусировку нельзя. Она полезна в нашей повседневной жизни, поскольку дает шанс вовремя найти странные или опасные раздражители и принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия. Есть у него и минусы — именно оно лежит в основе неприятного и неэффективного отвлечения, при котором наша продуктивность снижается. Непроизвольное внимание «включается» тогда, когда раздражитель не ожидается, он силен или является новым и необычным для человека. Часто оно реагирует на движущиеся объекты, контрастные или внезапно совпавшие с внутренним состоянием индивида.
Произвольное
Физиологические его основы связаны с возбуждением в коре мозга определенного очага, в который поступают сигналы. Исследователи считают, что оно сформировалось на заре человеческой цивилизации, и его развитие связано с трудовой деятельностью. Без сознательного направления внутренней фокусировки человек не смог бы заточить камня и сделать первые орудия, не смог бы охотиться и выживать.
В той или иной степени направление произвольного внимания на объект всегда связано с определенными усилиями со стороны человека. Если дело требует длительного сосредоточения и концентрации, человек испытывает усталость, утомление и даже стресс, которые ничуть не меньше, чем при физических действиях, а порой и превосходят их эффект в несколько раз. Чтобы наше избирательное внимание не переутомлять и не нарушать своего восприятия и общего самочувствия, специалисты рекомендуют чередовать виды деятельности, требующие высокого напряжения, с действиями, которые не нуждаются в трудоемкой селективной концентрации.
Послепроизвольное
Установив с объектом осознанным усилием связь, человек более легко воспринимает остальное поступление информации. Таким образом произвольное внимание переходит в так называемое вторичное непроизвольное или послепроизвольное. Чем более четким оно будет, тем легче человеку выполнит работу, изучит что-то. Главный признак этого вида — отсутствие напряжения.
Также в классификации нередко отдельно выделяют отвлеченное и опосредованное внимание, тактильное, моторное или сенсорное, слуховое, зрительное и т. д.
Формы
Формы внимания зависят от направления. Когда человек изучает объект окружающей среды, учится, познает мир, говорят о том, что его внимание внешнее или сенсорно-перцептивное. Переключение фокуса внимания внутрь себя, на свои ощущения, эмоции, мысли или переживания — внутреннее внимание или интеллектуальное. Оно необходимо для того, чтобы человек познавал себя, контролировал свое поведение, действия, решения, цели.
Отдельная форма представлена моторным вниманием. Оно направляется на контроль действий и движений, которые совершает человек.
Теории
Существует большое количество теорий, связанных с вниманием. Считается, что не все информационные потоки, которые человек получает, могут быть обработаны. И, по сути, человек сам определяет, что ему нужно, а что — нет. Ярким примером тому являются автомобилисты. В поездке они меньше видят и замечают, чем их пассажиры, поскольку их внимание сосредоточено не на том, что происходит на улицах, а на знаках дорожного движения и светофорах. В то же время они могут не заметить чего-то очень интересного на тротуаре. Но возникает вопрос, когда именно происходит выбор у человека: до появления раздражителя или уже после.
Британский экспериментальный психолог Дональд Бродбент выдвинул теорию ранней селекции и фильтрации. Он предлагал участникам одновременно прослушивать разную информацию, одна из которых представляла определенный интерес для них. В итоге именно интересную участники эксперимента вспомнили лучше, чем ту, что звучала на фоне. Это позволило ученому говорить о том, что наш мозг располагает некоторыми «фильтрами», через которые неважные для человека сведения просто не могут пройти. Во всяком случае до тех пор, пока он не соизволит сознательно уделить этим объектам свое внимание. Тогда блокировка мозга будет снята.
Но куда же поступает тогда пока ненужная информация? Бродбент предположил и обосновал, что она также сохраняется в мозге, но в определенном «хранилище до востребования». Пока данные не нужны, они не обрабатываются. Отсюда эффект внезапного узнавания – «где-то я это уже слышал, а вот где — не помню». Британский психолог создал довольно стройную теорию, но не предусмотрел и не смог объяснить, почему все-таки мозг самостоятельно переключает внимание на семантически значимые раздражители, например на имя человека.
Этот вопрос долго не давал покоя научным кругам, и позже гарвардские выпускники – ученики Дональда Грей и Веддерберн – повторили эксперименты учителя, но подавали в разные уши испытуемым значимые и незначительные слова. Все участники эксперимента подтвердили, что слова, смысл которых для них имеет значение, запомнились лучше, чем числа и бессмысленные слова. Таким образом, ученики превзошли учителя и объяснили, что «фильтр» не тотальный, через него все-таки проникают слова, семантика которых воспринимается человеком как значимая.
Британский психолог, специалист по изучению внимания Энн Трисман сформулирована еще одну теорию, получившую название «модель аттенюатора». Она постаралась объяснить, куда уходит не прошедшая фильтрацию информация, как именно она сохраняется на глубинном уровне. Также Энн обозначила понятие барьерной важности, доказав, что человек обязательно реагирует на семантически важные для него понятия, даже если они приходят из источников, не заявленных в приоритете. Имя, фамилия, резкий окрик, слова типа «тревога», «пламя», «война», «беги» заставляют человека мгновенно переключиться с восприятия важной информации на новую, для которой нет никаких фильтров, барьеров.
Над вопросами внимания поработали и другие специалисты. Например, эксперт в области влияния музыки на психику Диана Дойч и ее коллега Дональд Норман предложили теорию, согласно которой человек получает все сто процентов информации, и только потом она анализируется и отбирается. Что-то оставляется за ненадобностью, что-то поступает на более глубокий анализ. Израильско-американский психолог Даниэль Канеман заявил, что дело вообще не в выборе. Он назвал внимание ресурсом, который способен распределяться между раздражителями. Чем выше раздражение, тем выше продуктивность внимания человека.
Свои модели и теории предложили и другие ученые — Чарльз Эриксен, Майкл Познер. Но не только теориями жива наука. Проводили и практические исследования, которые были направлены на выделение тех участков мозга, которые и в ответе за наше внимание, — куда поступает информация, чем или кем она обрабатывается, где хранится. В частности, Познер выделил определенную активность в лобной доле мозга, когда человек решает серьезные задачи, требующие высокой концентрации. И активность в таламусе и области движения глаз, когда внимание не носит сознательного или напряженного характера.
Эксперименты на открытом мозге показали активность в мозолистом теле и позволили четко понимать, что выборочное внимание поддерживается левым полушарием, а уровень бдительности и настроженности человека — правым. Пока человек сосредоточенно удерживает внимание на чем-то, его гиппокамп генерирует интенсивные тета-ритмы, а нервные клетки вырабатывают особый нейромедиатор — ацетилхолин. Вот почему многие органические поражения мозга, психические болезни протекают с существенным нарушением внимания.
Методы развития и управление
Внимание можно развивать в любом возрасте. Но методы будут различными.
Дети
Чтобы укрепить неустойчивое детское внимание, научить малыша сосредотачивать внутренний фокус на большем числе объектов, достаточно 1–2 занятий в неделю. Функции мозга еще только формируются, любая коррекция дается легко и непринужденно.
- Подавайте информацию в форме игры – ребенок должен быть заинтересован.
- Мотивируйте ребенка на то, чтобы он непременно доводил любое начатое им дело до конца.
- Объясняйте важность каждого действия, призывайте ко вниманию, если малыш начинает отвлекаться.
- Практикуйте пересказ сказок и историй, которые вы прочитаете или расскажете ребенку, сюжетных линий просмотренных вместе мультфильмов.
- Используйте таблицы, упражнения и задания для повышения внимания, обращая внимания на возрастное предназначение. Для каждой группы детей созданы свои методики.
Тренируйте детское внимание ненавязчиво: играйте в города и «съедобное-несъедобное» во время прогулки или похода за покупками, перечисляйте, кто больше запомнит животных, встреченных по пути.
Взрослые
Взрослым людям в любом возрасте подойдут несколько другие приемы и техники.
- Выберите любой объект и постарайтесь максимально на нем сосредоточиться. Время концентрации увеличивайте постепенно. Позднее проделайте то же с двумя или тремя объектами, переключая внимание между ними сознательно.
- По пути на работу, во время прогулок, в процессе общения с кем-то старайтесь зафиксировать в памяти как можно больше деталей. Вечером старайтесь воспроизвести их все, включая мелкие и незначительные.
- Для развития слухового внимания полезны пребывания в шумных местах, общественном транспорте. Сосредоточьтесь на одном голосе в общем гуле. Постарайтесь удерживать его в фокусе хотя бы 5–7 минут. Отмечайте скорость, тембр, слова, эмоции говорящего, смысл его речи, постарайтесь представить этого человека, если не видите его.
- Используйте онлайн-тренажеры. Это программы для составления анаграмм, таблица Шульте, обучение скорочтению, приложения для поиска различий в картинках на время.
Взрослым тоже полезно играть. Подойдут «Пятнашки», шахматы, шашки, нарды, покер.
Полезные советы
Тренируйте несколько видов внимания одновременно. Например, зрительное сосредоточение можно совмещать со слуховым, а при изучении нового материала можно эффективно синхронно тренировать боковое зрение. Даже если вы на внимательность не жалуетесь, специалисты считают постоянные тренировки и упражнения залогом высокой продуктивности в будущем. Доказано, что люди, которые постоянно применяют навыки сосредоточения, работа которых тесно связано с концентрацией, реже страдают старческой деменцией, у них ниже вероятность болезни Альцгеймера.
Сохранению вашей наблюдательности на долгие годы будет способствовать здоровый образ жизни. Чаще гуляйте, занимайтесь посильными видами физических нагрузок, достаточно спите и разумно питайтесь. Минимизируйте стрессы – гормоны стрессы сначала обостряют внимание, а потом существенно притупляют его, а такие частые «качели» не приносят пользы для психического здоровья.
При признаках ослабления внимания, рассеянности, невозможности сосредоточиться обращайтесь к специалистам – не занимайтесь самолечением.