Людей и зверей изображали еще первобытные художники. Потребность в воссоздании себя самого, людей и анималистических героев всегда актуальна для наивного искусства – она рождается в народе и выражается разными формами. Рисовать, лепить, вышивать, ваять, наконец, вырезать из дерева: человек в процессе своего художественного развития эволюционировал в выборе средств, форм, технологий. Пример такого народного творчества, ставшего образцовым – богородская резьба.
Особенности
Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе.
Традиционная богородская игрушка – это фигурки людей, животных и птиц, сделанные из неокрашенной липы. Изображали резчики и большие композиции из крестьянской жизни.
Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев.
История возникновения
В конце XVI столетия село Богородское стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, крестьяне села с того времени были монастырскими крепостными. И их заслуга в том, что появилось такое ремесло: в те времени и была заложена богородская резьба по дереву.
Троицкий монастырь объединил возле себя лучших ремесленников, иконописцев, резчиков по дереву и кости.
Потому называть богородскую игрушку только крестьянским ремеслом, примитивным и сравнявшимся со многими другими, будет неправильно. Даже царские дети играли с такими поделками.
Сергиев Посад считали столицей русской игрушки, в целом же промысел был развит во многих окрестных селах. Но наиболее заметным стало село Богородское, и его название увековечило самобытное ремесло. Кто был первым резчиком, доподлинно неизвестно.
По одним данным это был сам Сергий Радонежский, по другим – обычный житель Сергиева Посада, продавший куклу из липового чурака купцу, что торговал у Лавры. Есть мнение, что куклы начала делать женщина, жительница села Богородское, и вырезала игрушки она исключительно ради потехи для собственных детей.
Так или иначе, игрушки попадали к купцам, а оттуда – на продажу, где их и примечал народ. В середине XIX столетия промысел из города весь переместился в село.
Резьба считалась мужским делом, ведь оно требовало немалой физической силы и выносливости.
Но на конечный продукт работала вся семья: старшие сыновья готовили сам материал, младшие занимались ошкуриванием фигурок, делали несложные манипуляции. Работали умельцы сидя, располагая на коленях заготовку. Существовала и семейная специализация: более чем 1-2 видами игрушки семья не занималась. Существовали мастера «фигуристы» (вырезали из дерева человечков), «зверисты» и «птичники».
В начале прошлого столетия художественное направление переживало тяжкие времена. Если кратко, дешевизна импортных товаров машинного производства вытеснила с рынка ручную игрушку. И народное искусство могло погибнуть, но спасителями его стали профессионалы. Один из них, Николай Бартрам, заинтересовал кустарей в резьбе в таком же народном стиле, однако, по образцам профессионалов. Игрушка приобрела натуралистичность и значительную детализацию.
Не обошлось в богородском творчестве и без периода политизации: такая идея была распространена в то время, все искусство должно было служить идеалам партии. Мастера старались уйти от навязанных идеалов в сторону сказочных, а после – и исторических тем. В 60-х годах артель стала фабрикой художественных изделий. А потом был большой упадок: недалеко обосновали поселок строителей ГАЭС. Корни промысла, многовековые и славные, отмирали. Сложно было и в 90-е годы, но фабрика, пройдя разделения и переименования, все же выжила и функционирует сегодня. Она находится все там же, в поселке Богородское, недалеко от Сергиева Посада.
Виды древесины
Материал богородских умельцев – мягкая липовая древесина, ольха и осина используются реже. Заготовку деревьев осуществляли только зимой, ведь в эту пору в материале мало влаги.
У молодых деревьев древесина рыхлая и неупругая, для резчиков подходили только деревья возрастом 50-70 лет. Когда с липы снимают кору, дерево еще 2-4 года просушивается под специальным навесом.
Готовый к работе ствол распиливали, а кругляши поленьев делили на «горбушки» либо треугольные бруски. Как работает мастер с деревом:
- полученные заготовки специалист размечает по готовым лекалам, делая карандашную обрисовку шаблона, а запилы выполняет ножовкой, зарубки делая топором (для контурных наметок);
- излишки массы дерева он снимает стамесками, тонкую часть работы выполняет маленьким богородским ножом «щучкой»;
- отходы липы отправляются на изготовление мелких деталей либо подставки для скульптурных групп.
Каждый богородский мастер бережет материал, каждый мастер старается увидеть новые возможности в художественной обработке древесины. Раньше мастера и вовсе работали без эскизов, с маху, что стало поводом для нового термина «маховая резьба».
Инструменты
Начинающий резчик, попадая в мастерскую к профессионалу, приходит в восторг от количества инструментов. Но практически все они – дело наживное, и работать начинают с базового набора. А уже потом каждый мастер подбирает новый инструмент под себя.
Какие инструменты необходимы:
- нож-косяк – обладает удлиненным лезвием с прямой режущей кромкой;
- резак для геометрической резьбы – может придавать полотну основную форму, и в то же время может резать мелкие детали;
- богородский нож по дереву «Татьянка» – может выполнять весь цикл работ, от черновой обработки до тончайших деталей;
- стамески для резьбы – бывают разные, прямые, угловые, полукруглые, клюкарзы, штихели;
- вспомогательные инструменты – рубанок или рашпиль, топорик для черновых заготовок, ножовка или электропила, набор лекал, дрель, шлифовальная шкурка.
Набор может дополняться индивидуальными предпочтениями, но представленные инструменты – стандартный выбор резчиков.
Технология и популярные мотивы
Токарные игрушки и резные собираются из отдельных деталей. Гладкие детали будущей скульптуры обрабатываются шкуркой, пока их поверхность не станет бархатистой. Многие игрушки сегодня покрываются лаком, предварительно идут под роспись.
Но классический богородский медведь остается однотонным, хотя найти в продаже можно как и классического выполнения резные скульптуры, так и расписные фигурки.
В каком-то смысле можно ожидать, что промысел скоро словит новую волну популярности: пока соотечественники все еще в массе своей наслаждаются сканди-стилем, приходят новые дизайнеры и предлагают заменить скандинавский декор русским.
И богородские снеговики, Дед Мороз для новогоднего украшения дома – прекрасная находка. Так и с остальными скульптурами, способными сделать дом уютнее и краше. Основные мотивы и сюжеты ранних творений резчиков – нарядные куклы (барыни и гусары), конечно же, крестьяне, а также интересные многофигурные композиции, милые резные миниатюры.
Позднее коллекции пополнялись дамами, бравыми всадниками, лихими плясунами, солдатами, рыбаками, пастушками.
Дети очень любят анималистичные композиции, с которыми можно играть, а не только любоваться ими. Все темы резчики берут из жизни. Подмечают и ее красоту, и быт, и будни, и устное народное творчество в сказках и приданиях, и сцены, символизирующие радостные моменты жизни русского человека. Юмор и реализм спокойно сочетаются в этих работах, влюбляя себя благодаря гармоничности и цельности художественного высказывания.
Одни из самых интересных богородских игрушек – те, что двигаются. Кнопка, пружинки, баланс помогают статичной фигурке стать динамичной. Даже знаменитейший скульптор Роден не жалел комплиментов для богородских мастеров, а подаренную ему игрушку бережно хранил. И это справедливо: чтобы создать игрушку в движении, нужно иметь еще и инженерно-конструкторское мышление.
Богородский промысел – часть богатой скарбницы народного искусства. Живет ли он сегодня в архаичных формах или двигается вперед, благодаря новым идеям современных мастеров, главное, что он жив и запрос на прекрасное изобретение предков поддерживается.
Экскурсию по Богородскому музею деревянной игрушки смотрите в видео.