Резьба по дереву

Все о скульптурной резьбе по дереву

Все о скульптурной резьбе по дереву

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Инструменты
  3. Технология
  4. Советы мастеров

Фигуры из дерева — это отдельное произведение искусства, которое завораживает, пленит и поражает воображение. Есть много способов обработки древесины, самым сложным из которых является скульптурный тип резьбы. Именно он привлек наше внимание.

Особенности

Скульптурная резьба по дереву зародилась еще до христианских времен. В древности люди вырезали фигуры богов, молились им и поклонялись. С того времени многое изменилось, появились новые виды и способы обработки дерева, но художественная резьба, как и раньше, находится в большом почете. Скульптурная резьба по дереву обладает рядом особенностей.

  1. Скульптурные фигурки продумываются до мелочей, их можно рассматривать со всех сторон, потому скульптурная резьба также называется круглой.
  2. Отличительной чертой является высокая степень детализации. Это могут быть небольшие изделия и большие скульптуры в несколько метров.
  3. Для занятия таким видом искусства не нужно большое помещение. А также мастеру не потребуются сложная техника и дорогостоящие инструменты.
  4. Инструменты для обработки заготовок доступны по стоимости и находятся в свободной продаже. Некоторые даже можно изготовить самостоятельно.
  5. Найти подходящий материал в качестве заготовки не составит проблем. Более того, можно выбирать подходящий вариант из большого разнообразия.
  6. Скульптурная резьба получила широкое применение во многих областях жизнедеятельности человека. Из дерева могут создаваться не только фигурки животных и абстрактные элементы, но и предметы быта, детские игрушки и элементы декора.

Инструменты

Скульптурная резьба по дереву невозможна без специальных инструментов. К ним предъявляются повышенные требования качества, поскольку от этого напрямую зависит процесс обработки древесины и результат. Вот список обязательных инструментов, без которых невозможно выполнить скульптурную резьбу.

  1. Нож-косяк позволяет создавать небольшие углубления. Его лезвие скошено на 35-60 градусов, что объясняет такое странное название.
  2. Нож-резак облегчает обработку закругленных элементов.
  3. Набор стамесок, которые отличаются по форме. Вся основная работа выполняется круглыми стамесками. Инструмент прямой формы используется в качестве дополнительного. Все другие варианты стамесок используются редко, но они все равно должны находиться под рукой.
  4. Богородский нож позволяет выполнять скульптурную резьбу и является одним из основных инструментов.
  5. Топор необходим для грубой обработки заготовки, которая осуществляется на первых этапах работы с древесиной. При помощи топора можно легко снять кору и придать заготовке грубую, начальную форму.

В магазинах нередко встречаются готовые наборы, в которые уже включены все необходимые инструменты. При покупке набора или отдельного инструмента нужно помнить о качестве, которое должно быть максимально высоким.

Низкокачественный инструмент будет ломать и крошить дерево, которое также может растрескиваться.

Технология

Создание скульптуры из бревна/пня или даже небольшого кусочка дерева — задача не из простых. Эта работа разбивается на несколько сложных этапов, каждому из которых нужно уделить время и внимание.

  • Начинается работа с выбора подходящего объекта для дальнейшей обработки. Правильный выбор материала для изделия — это уже половина успеха. Выбор древесины большой и практически неограниченный. Для неопытных мастеров лучшим вариантом будет липа, поскольку она обладает однородным цветом и является наиболее пластичной. Материал для будущего изделия должен быть очень качественным.

Недопустимо наличие изъянов в виде трещин, сучков, отверстий, поражений вредителями. А также древесина должна быть хорошо высушена — допустимая влажность составляет 10%.

  • Эскиз нужно создавать в большинстве случаев. Лишь очень опытные мастера с хорошими художественными задатками могут обойтись без эскиза. Для сложных работ создаются модели из пластилина, глины или другого пластичного материала. Мастер может создавать модель с детализированной прорисовкой элементов или без нее.
  • Заготовка подвергается грубой обработке, которая включает выборку основных форм. Задача мастера заключается в приведении бесформенного объекта к определенной геометрической фигуре, которая должна состоять из линий и контрольных точек. Изначально происходит вырубание проекции, что позволяет убрать с заготовки большую часть лишнего материала. Далее мастер восстанавливает линии симметрии и выстраивает абрис второй проекции.
  • Фигура вырубается на 4 грани, что позволяет создать уточненный абрис будущей фигуры во всех проекциях. На этом этапе выполнения не стоит округлять фигуру, что является распространенной ошибкой многих мастеров. Абрис пока еще остается обобщенным.
  • Создание 8-гранной формы осуществляется путем срезания углов у квадратных заготовок. На данном этапе мастер окончательно определяется с положением будущего творения, пластикой и динамикой.

Проведение уточнения и деталировки на этом этапе не проводится.

  • Округление и деталировка подразумевают избавление от граней, проработку мелких деталей и лицевых линий. На этом этапе удобно было бы сделать на дереве прорисовки карандашом, но это будет ошибкой, которую нельзя допускать. Следы от карандаша сложно удаляются, и после них часто остаются темные следы.
  • Ошкуривание лучше проводить при помощи корундовой бумаги с тканевой основой. В индивидуальном порядке выбирается мелкая или средняя зернистость.
  • Остается лишь покрыть готовое изделие защитным слоем. Это может быть лак, морилка или различные краски. Здесь уже перед мастером открываются неограниченные возможности.

Советы мастеров

Осваивание фигурной резьбы по дереву – сложный, но увлекательный процесс. Для начинающих мастеров мы собрали советы специалистов, которые помогут в этом непростом деле.

  1. Скульптурная резка по дереву требует хорошего владения всеми другими видами обработки древесины. Все эти навыки пригодятся во время работы.
  2. Мастер должен четко представлять результат, обрисовывать все детали будущей фигуры и видеть ее во всех проекциях. Потому нужно создавать модели, а уже с них переносить задумку на дерево.
  3. В процессе обработки или сушки на изделии могут появляться трещины. От этого никто не застрахован. Для заделки трещины необходимо сделать слепок, подготовить подходящую по форме и размерам затычку и вставить ее по контуру. Небольшие трещины можно заполнить бесцветным лаком.
  4. С древесиной нужно работать аккуратно и осторожно. При сильном давлении могут появляться большие трещины, которые испортят всю работу.

Резьба по дереву представлена в видео далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.