В любом бизнесе необходим бухгалтер, будь то крупная корпорация или индивидуальный предприниматель. Обязанности человека, занимающего эту должность, довольно разнообразны и напрямую зависят от сферы деятельности предприятия и численности штата. Остановимся подробнее на специфике работы бухгалтера и зоне ответственности на разных участках.
Особенности должности
Бухгалтер — это специалист, который отвечает за ведение бухгалтерского учета, он занимается ведением документооборота, отправкой налоговой и статистической отчетности в соответствующие инстанции. Как и любая другая профессия, работа бухгалтером имеет свои достоинства и недостатки.
К преимуществам можно отнести определенные моменты.
- Бухгалтер был и остается востребованной специальностью. Работники с высокой квалификацией требуются во всех отраслях и нужны каждой организации.
- Стабильный доход. Причем он прямо зависит от опыта работы и профессиональной категории работника. Главный бухгалтер солидной компании может зарабатывать довольно внушительные суммы. В среднем размер зарплаты бухгалтеров выше среднего уровня по России.
- Работа офисная, требует постоянного присутствия на рабочем месте, за исключением редких посещений банков и контролирующих структур.
- Для опытных специалистов открываются очень хорошие карьерные перспективы.
- При необходимости бухгалтер всегда может работать удаленно на фрилансе, взяв бухгалтерию нескольких мелких фирм.
Однако и недостатки довольно существенны:
- очень широкий круг функциональных обязанностей;
- частые переработки, особенно в период сдачи квартальной и ежегодной отчетности;
- присутствие стрессовых ситуаций;
- высокий уровень личной ответственности перед руководством фирмы и контролирующими органами за допущенные при составлении бухгалтерской отчетности ошибки, причем ответственность бывает не только административной, но и уголовной;
- бухгалтер не может в любое удобное для него время пойти в отпуск, в частности, его никто не отпустит в период подготовки и сдачи отчетности;
- работа сложная, монотонная, связана с цифрами и постоянной бумажной волокитой;
- любой бухгалтер должен неустанно повышать свою компетенцию.
Должностные обязанности бухгалтера разных направлений
В небольших компаниях один бухгалтер ведет весь учет компании, но на крупных предприятиях имеется целый отдел, в котором специалисты делят между собой зону профессиональной ответственности.
Бухгалтера-экономиста
В задачи бухгалтера-экономиста входят:
- содействие программе реализации экономической стратегии предприятия;
- разработка и внесение своих собственных новаторских идей и методов их внедрения на практике с целью улучшения ФЭД.
В рамках поставленных задач бухгалтер-экономист занимается выполнением следующих работ:
- внедрением финансово-экономической составляющей системы анализа ФЭД предприятия;
- разработкой долгосрочных и краткосрочных мероприятий, нацеленных на улучшение позиций компании на рынке оказываемых услуг, а также на оптимизацию финансовых показателей компании;
- участие в создании комплекса мер, основной задачей которых является улучшение показателей работы компании в целом;
- обеспечение корректности введения данных о деятельности компании в автоматизированные системы бухгалтерского учета;
- предоставление внутренней и внешней документации по первому требованию уполномоченных на то лиц.
Ведущего
На ведущего бухгалтера фирмы возлагаются функции помощника главбуха:
- выполнение основных работ по ведению учета основных средств, а также товарных и денежных ценностей, реализации продукции, итогов ФЭД, взаиморасчеты с контрагентами;
- участие в организации мероприятий, нацеленных на более эффективное использование ресурсов компании и повышение финансовой дисциплины;
- осуществление приемки первичных документов по отдельным участкам бухучета, контроль за ними и подготовка к обработке;
- отражение всех необходимых финансовых операций на соответствующих счетах;
- выявление причины формирования потерь, а также непроизводственных расходов, внесение предложений по их минимизации и предупреждению;
- выполнение начисления необходимых налогов и сборов, а также взносов во внебюджетные фонды;
- обеспечение руководителей компании, а также инвесторов, аудиторов и кредиторов корректными данными по соответствующим участкам учета;
- участие в АХД фирмы с целью выявления резервов компании;
- координация работы группы исполнителей в бухгалтерии компании.
По материалам
Бухгалтер материального стола должен заниматься:
- расчетом себестоимости выпускаемых товаров/оказываемых услуг;
- приемкой и обработкой первичной финансовой документации;
- отражением всех операций с основными средствами и материалам на соответствующих счетах БУ;
- калькуляцией фактической стоимости работ и товаров;
- составлением необходимых актов сверки с контрагентами;
- подготовкой всех необходимых отчетов;
- курированием вопросов кредиторской задолженности;
- инвентаризацией принадлежащих компании материалов;
- хранением и ведением документации.
Главного
Это специалист, деятельность которого охватывает все участки бухгалтерского учета. В его обязанности включается:
- оценка первичной документации на соответствие законодательным требованиям;
- анализ счетов БУ по учету взаиморасчетов с контрагентами предприятия;
- сверка данных с ИФНС;
- мониторинг состояния дебиторской задолженности;
- начисление зарплаты;
- сдача отчетов в налоговые органы;
- контроль за соблюдением финансовой стороны договоров;
- контроль за верным отражением на счетах всех проводимых финансово-хозяйственных операций;
- при необходимости — подготовка пакета документов для удержаний из зарплаты недостачи;
- формирование отчетности для управляющего офиса предприятия;
- сдача ежеквартальной отчетности во внебюджетные фонды;
- контроль за ведением кассовой книги;
- своевременное отражение в бухучете всех недостач и излишков в кассе;
- аудит первичной кассовой документации;
- проверка правильности формирования книги продаж и составления авансовых отчетов.
На крупных предприятиях отдельно выделяют такие позиции, как бухгалтер-кассир, бухгалтер по работе с банками и бухгалтер по зарплате.
В обязанности кассира входит:
- прием и выдача наличных средств;
- инкассирование выручки;
- принятие наличности от юридических и частных лиц;
- выдача денег под отчет;
- отражение всех операций в системе 1С: Бухгалтерия;
- своевременное заполнение кассовой книги;
- закрытие рабочего дня кассира-операциониста.
Бухгалтер по работе с банками выполняет немного иные обязанности:
- введение 51 и 52 счетов;
- работа в системе «Клиент банка»;
- оформление выписки по движению средств на расчетном счете;
- заполнение платежных поручений и передача их в обслуживающий банк.
Бухгалтер по заработной плате отвечает за:
- своевременное начисление зарплаты сотрудникам компании;
- расчет сумм налогов и платежей;
- сдача всей необходимой отчетности во внебюджетные фонды;
- распределение по счетам сумм зарплаты и налоговых сборов;
- курирование оформления зарплатных банковских карт;
- учет компенсации расходов на ГСМ, мобильную связь, аренду жилья и других льгот сотрудникам;
- учет по выплате алиментов и пособий.
Примеры
При написании резюме очень важно соблюдать следующие требования:
- текст должен быть написан грамотно, без синтаксических и орфографических ошибок;
- весь документ следует отформатировать так, чтобы шрифты, заголовки и стиль написания были единообразными;
- для резюме следует давать только самую важную информацию – объем документа не должен превышать 1-2 страницы.
Предлагаем вам несколько образцов правильного написания резюме.
Не забудьте написать сопроводительное письмо, в котором укажите цель вашего обращения и кратко опишите свои преимущества перед другими кандидатами.