Умение составлять грамотное резюме – это навык, которым должен обладать каждый студент. Подобный документ по большей части пригодится при трудоустройстве. Также резюме может потребоваться в том случае, если вы будете и дальше продолжать свое обучение (например, за границей, в магистратуре или аспирантуре).
Какие правила составления резюме существуют? Нужно ли к документу прикреплять свою фотографию? Как правильно писать сопроводительное письмо? Об этом мы поговорим в нашем материале.
Правила составления
Первое резюме студента – это важный документ для дальнейшего профессионального и личностного развития. Именно поэтому к его составлению нужно подходить с большой ответственностью. Традиционно существует несколько стандартных правил составления резюме, которые относятся и к студентам. Рассмотрим их подробнее.
Оптимальный объем
В этом отношении всегда стоит помнить и иметь в виду тот факт, что работодатель получает огромное количество резюме ежедневно. Если каждый из соискателей будет присылать длинные и объемные документы, то сотрудники отдела кадров компании просто физически не смогут прочесть все резюме. Именно поэтому первая возможность выделиться – это показать работодателю, что вы цените его время.
Для того чтобы сократить резюме, следует заполнять его только по делу, не добавлять ненужных биографических деталей или личной информации. Также большое значение имеет выбранный вами шрифт, его размер, а также тип выравнивания.
С помощью технических хитростей даже самое объемное резюме вы сможете вместить на 1 страницу, что и является оптимальной длиной подобного рода документов.
Индивидуальное оформление
Краткое резюме с минималистичным и стильным оформлением – это то, что обязательно привлечет внимание любого работодателя. Для составления подобных документов можно воспользоваться существующими программами и приложениями либо проявить немного личной креативности. Однако помните, что творчество не должно затмевать профессионализм. Так или иначе, но ваше резюме полностью должно соответствовать всем необходимым требованиям.
Корректность
Наличие грамматических ошибок и отсутствие необходимых запятых – это те свойства резюме, которые сразу же дадут понять работодателю, что вы невнимательны, а возможно, даже плохо образованы. Именно поэтому перед тем как отправлять документ для приема на работу, важно убедиться в том, что он составлен по всем правилам русского языка. Желательно перечитать свое резюме несколько раз, попросить сделать это близких или друзей, также можно воспользоваться специальными сервисами проверки правильности написания.
Единый стиль письма
Резюме – это деловой документ. Соответственно, при его написании следует руководствоваться принципами официально-делового стиля. Недопустимо при написании резюме употреблять разговорные слова или использовать художественные описательные приемы.
Честность
Зачастую студенты (особенно те, кто не имеет опыта работы) пытаются «приукрасить» свое резюме, придумывая некоторые факты и вводя работодателя в заблуждение. Подобные действия категорически запрещены. Помните, что в ходе работы ваша неправдивость обязательно вскроется, и вы потеряете доверие работодателя, а также можете быть и вовсе уволены.
Таким образом, в процессе составления резюме очень важно руководствоваться описанными выше правилами. Эти общеобязательные принципы делового этикета сразу дадут понять работодателю, что вы ответственный и внимательный человек, который тщательно подходит к выполнению любого задания.
Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо – это документ, который позволит вам рассказать работодателю о себе и о своих достоинствах более подробно. Тем не менее не стоит злоупотреблять этой возможностью: сопроводительное письмо, как и резюме, не может быть длиннее 1 страницы. Данный документ дает вам возможность подробнее рассказать о своих навыках и профессиональных умениях, осветить детали своего образования, мотивировать выбор именно этой должности и конкретно этой компании, а также сделать акцент на ваших преимуществах и достоинствах. Таким образом, с помощью сопроводительного письма вы можете выделиться среди общего количества кандидатов.
Студент может написать о том, что он не только учится на пятерки, но также участвует в общественной жизни своего университета, принимает участие в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Таким образом вы дадите понять работодателю, что не только являетесь ценным сотрудником с профессиональной точки зрения, но и представляете собой всесторонне развитую и эрудированную личность, которая станет отличным дополнением коллектива.
Кроме того, участие в разнообразных мероприятиях свидетельствует о том, что вы владеете навыками тайм-менеджмента, а также являетесь дисциплинированным и ответственным человеком. Таким образом, сопроводительное письмо – это описание вас как целостной личности.
Нужна ли фотография?
Вообще говоря, прикрепление фотоснимка к резюме изначально не являлось обязательным условием. Однако с течением времени все большее количество работодателей заявляют о необходимости наличия фотографии. В целом решение о том, будете ли вы прикреплять свое фото к резюме, зависит от нескольких факторов. Так, в первую очередь важно прочитать непосредственное объявление о вакансии. Если наличие фотографии – это принципиальный вопрос, то работодатель об этом обязательно укажет. В таком случае рекомендуется следовать его требованиям.
Однако зачастую может сложиться и другая ситуация, когда в описании вакансии сказано только то, что необходимо предоставить свое резюме, но на необходимости наличия фотографии не было сделано никакого акцента. В этом случае мы рекомендуем поступать в зависимости от того, на какую должность вы претендуете. Так, если работа напрямую связана с вашим внешним видом, большую часть своего рабочего дня вы будете общаться с людьми, следует прикрепить свой снимок (например, на должность официанта, администратора, тренера и т.д.).
С другой же стороны, если в ваши прямые обязанности не входит постоянное непосредственное взаимодействие (это может касаться некоторых офисных должностей или так называемой работы на телефоне), то фотографию можно и не добавлять. В то же время следует помнить, что рано или поздно вы все равно встретитесь с работодателем на собеседовании, а также будете постоянно в его поле зрения во время работы.
В связи с этим не рекомендуется намеренно скрывать свою внешность – лучше сразу отправить резюме с фото, чтобы у работодателя и сотрудников отдела кадров не возникало лишних вопросов.
Что следует указать?
Правильно написать студенческое резюме для устройства на работу – довольно трудная задача (как для очника, так и для заочника). При этом подобный документ необходимо будет также составить на практику или стажировку. Главная цель резюме – привлечь работодателя. Рассмотрим примеры заполнения граф резюме по шаблону.
- Должностные обязанности. В этом блоке описываем желаемую должность (например, должность врача для студента-медика) и обязанности, которые готовы исполнять.
- Раздел об образовании. В этом блоке обязательно указываем информацию о вузе или колледже, в котором на данный момент происходит обучение. При этом обязательно нужно написать год начала учебы и год ее окончания, а также вашу конкретную специализацию. Если это ваше второе образование, то обязательно нужно указать и первое. Кроме того, не забудьте написать о дополнительных курсах, тренингах и мастер-классах, которые вы прошли. Таким образом вы покажете работодателю, что являетесь интересующимся и увлеченным специалистом, который готов развиваться и учиться новому.
- Опыт работы и достижения. Если у вас уже есть опыт работы по специальности, то его нужно обязательно описать. Подойдут любые стажировки и практики. При отсутствии опыта – пишем о достижениях. Например, можно написать о том, что вы заняли первое место на олимпиаде или являетесь президентом студенческого клуба.
- Профессиональные навыки. Здесь рассказываем о ваших умениях. Например, знание английского языка, владение графическими редакторами и т. д. Ваши навыки должны иметь непосредственное отношение к той должности, на которую вы претендуете.
- Личные качества. Пишем о своих индивидуальных характеристиках: умение работать в команде, пунктуальность, коммуникабельность, стрессоустойчивость и т. д.
Чего не нужно писать?
Как уже упоминалось ранее, резюме – это исключительно деловой документ. Он должен дать работодателю представление о том, какими профессиональными навыками вы владеете, какой вы человек, какие достижения у вас имеются.
Именно поэтому в резюме не нужно описывать свою личную жизнь и биографию. Любая информация, которая напрямую не относится к должности, на которую вы претендуете, должна быть исключена из данного документа. Это касается не только личных данных, но также и неактуального опыта работы или образования. Так, зачастую студенты, стремясь показать себя с лучшей стороны, рассказывают о том, как во время каникул подрабатывали официантами или продавцами сувениров.
Подобная информация совершенно не интересует работодателя, если на данный момент вы хотите получить должность, например, стоматолога.
Образцы
Рассмотрим несколько грамотно составленных резюме студентов.