Учитель начальных классов может работать в школе, государственной и частной, а может демонстрировать свой профессионализм в центре оказания репетиторских услуг. И везде при устройстве на работу ему понадобится резюме.
Основные правила
Резюме учителя начальных классов должно быть составлено содержательно, емко и грамотно. Логично, что если в таком документе будут ошибки, это дискредитирует специалиста.
Стоит обратить внимание на несколько правил составления грамотного резюме учителя.
- Пишите только правду, но не отмечайте негативных моментов. Безусловно, если вас уволили по статье или в прошлом у вас был некий печальный опыт, ставший известным широкой общественности, его не утаишь. Но не нужно указывать тех негативных моментов, которые остались в прошлом и не влияют на ваш нынешний педагогический имидж. В то же время не стоит для устройства в школу приукрашивать свой облик, держите баланс.
- Придерживайтесь структуры. В резюме должны быть пункты, а в них – логика и стройность. Старайтесь, чтобы резюме вмещалось на одну сторону листа: поработайте со шрифтом, его размером, списками.
- Придерживайтесь доброжелательного тона. Излишняя строгость, протокольность в таком документе не нужна. Можно грамотно, в деловом стиле, но без канцеляризмов написать о себе.
- Не старайтесь создать стандартизированное резюме: в таком случае оно не будет отличаться от резюме конкурентов. Особенно это касается пунктов о личных и профессиональных качествах.
- Не пишите плохих отзывов о предыдущем месте работы, о прежнем начальстве. Это говорит о вас как о человеке, который выносит сор из избы и обязательно проделает то же и с новым местом работы.
- Не пишите длинными предложениями – они плохо воспринимаются читателем, особенно если это наниматель, который хочет сразу увидеть суть в документе.
- Сопроводите резюме фотографией. Это покажет то, что вам нечего скрывать, что может вызвать первую интуитивную симпатию у работодателя. Выберите фото, где вы доброжелательны. Это может быть фотография на рабочем месте.
- Отформатируйте резюме перед отправлением: выделите названия пунктов жирным шрифтом. Создайте визуально приятную для прочтения структуру документа.
- Подобное резюме позволяет внести немного профессиональных вольностей. Например, вы можете отметить там свое педагогическое кредо.
- Следите за тем, чтобы все части резюме были соразмерны. Если список достижений будет занимать более половины от всего объема, это может выглядеть нескромно.
Сопроводительное письмо
Такое письмо – это необязательное приложение к резюме, но желательное. Оно небольшое, состоит из нескольких предложений. В сопроводительное письмо входят следующие пункты:
- приветствие (только не пишите «Доброго времени суток!», напишите просто «Здравствуйте»);
- ФИО;
- должность, на которую претендуете; очень коротко, но емко перечислите сильные стороны, навыки, которые важны именно для той позиции, что вы намерены занять;
- мотивация;
- прощание.
Пишите так, чтобы читающий смог потратить на прочтение сопроводительного письма не более 15 секунд. Но учтите, что оно может оказаться решающим: его задача – побудить нанимателя внимательно прочесть ваше резюме, заинтересовать.
Как правильно написать?
В резюме есть такие пункты, которые могут вызывать затруднения в написании. Некоторые предполагаемые формулировки могут казаться не совсем удобными, точными. Следующие рекомендации помогут вам избежать обидных ошибок.
Личные качества
Писать нужно только о том, что может затрагивать профессиональную сферу. Например, вы щедрый человек, но к профессии учителя начальных классов напрямую это не относится. А вот то, что вы склонны к эмпатии, стараетесь помогать людям, отзывчивы, может быть важным для работодателя.
Не уделяйте много внимания этому пункту, достаточно 5–6 качеств, которые расскажут о вас: доброжелательность, коммуникабельность, активность, настойчивость и внимательность.
Должностные обязанности
Здесь вы указываете свои функции: ровно то, чем занимались на предыдущем месте работы. Не нужно прибавлять то, чем вы еще могли бы заниматься. Пишите об актуальных обязанностях, о реальном для вас опыте. Описать должностные обязанности можно следующим образом:
- составление и проведение уроков;
- подготовка и организация классных мероприятий;
- организация досуга учащихся;
- проведение кружков и объединений по интересам;
- работа с родителями.
Возможно, на предыдущем месте работы вы занимались чем-то дополнительно, сверх ставки учителя начальных классов. Напишите об этом в пункте «Дополнительное», так как напрямую вакансии, на которую вы претендуете, это не касается.
Профессиональные навыки и достижения
Здесь нужно отметить ключевые навыки, которые вы действительно можете занести себе в актив. Описываемые профессиональные навыки могут быть следующими:
- умение заинтересовать детей, увлечь учебной деятельностью, в том числе, и детским исследовательским трудом;
- умение организовать дисциплину в классе;
- умение организовать индивидуальный подход к учащимся с разными интеллектуальными способностями.
Найдите 3 пункта, которые характеризуют вас ярче. У кого-то – жесткая дисциплина, у кого-то – яркие уроки, позволяющие проделать большой объем работы. Чей-то конек – четко налаженная работа с родителями. Достижения – это ваши награды, благодарности и, конечно, присвоенные квалификации. Указывайте не все (грамот может быть несколько десятков), а только главные, ключевые достижения.
Если их в резюме будет больше 5, это утомит читающего.
Что писать без опыта работы?
Может быть и так, что место, куда вы намерены устроиться на работу, будет первым для вас. Или, например, имея профильное образование, вам пока не удалось по нему поработать. Это не значит, что резюме ваше должно быть максимально кратким. Молодой специалист может отметить достижения, которые он занес в свой актив во время обучения в университете.
Имеет смысл сделать особый упор на практике: где вы ее проходили, какие задачи выполняли, какую оценку дал вам руководитель и так далее. То, как вы себя зарекомендовали во время этой практики, и будет вашей главной характеристикой. В резюме молодого специалиста большое значение имеет мотивационный аспект. Напишите чуть подробнее, какие цели вы преследуете, к каким задачам готовы, чего хотите достичь на новой должности. Напишите, каким педагогом вы себя видите, как намерены идти к своей цели.
Рассмотрим примеры такого мотивационного аспекта.
- «На новом рабочем месте постараюсь закрепиться, установить хорошие деловые взаимоотношения с коллегами. Намерена идти по пути профессионального роста и развития, заниматься самообразованием, перенимать опыт старших коллег. В работе ориентируюсь на синтез лучших достижений советской школы и находки западного образования, которые имеет смысл привнести в отечественную школу».
- «На своем первом рабочем месте хочу утвердиться как творческий, активный, целеустремленный педагог. Настроена на профессиональную рефлексию, самоанализ, поиск собственного педагогического стиля. С нетерпением жду начала рабочей деятельности, стремлюсь достойно, творчески, ответственно подойти к своей профессиональной миссии».
Дополнительная информация о себе
Здесь вы можете указать семейное положение, наличие детей. Напишите, какими иностранными языками вы владеете и на каком уровне. Тут же может быть указан домашний адрес.
Образцы
Более точны будут конкретные примеры удачных резюме. На должность репетитора они тоже подойдут.
Пример резюме.
Дмитриева Елизавета Сергеевна
Дата рождения – 12.08.1985 г.
Мобильный телефон: (с кодом)
Домашний телефон: (с кодом)
Электронная почта
Цель: Замещение должности учителя начальных классов
Образование:
2000-2004 гг. Новолучинский педагогический колледж, факультет начального образования, специальность «Учитель начальных классов. Руководитель кружка изобразительного искусства».
2004-2009 гг. Белорусский государственный педагогический университет, факультет психологии, специальность «Преподаватель психологии. Детский психолог».
Март 2012- апрель 2012 г. Курсы повышения квалификации «Методика преподавания в начальной школе», Академия последипломного обучения, Минск.
Опыт работы:
Учитель начальных классов, Новолучинская средняя школа № 4, 2005-2011 уч.гг.
Учитель начальных классов, Минская государственная гимназия № 5, 2011-2018 уч. гг.
Функциональные обязанности:
- проведение уроков;
- организация досуга учеников;
- работа с родителями;
- подготовка внеурочных мероприятий в классе и в параллели;
- разработка программ кружков, проведение кружков;
- организация межпредметных экспериментальных факультативов.
Профессиональные навыки:
- умение организовать интересный, содержательный урок, позволяющий эффективно работать всем ученикам;
- умение организовать дисциплину в классе;
- организация психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Личные качества:
- коммуникабельность;
- инициативность;
- требовательность;
- аккуратность;
- креативность;
- целеустремленность.
Достижения:
- 2008 учебный год – присвоение второй квалификационной категории;
- 2013 учебный год – присвоение первой квалификационной категории;
- 2013 учебный год – благодарность от областного отдела образования;
- 2014 учебный год – второе место на региональном конкурсе «Учитель года»;
- 2017 учебный год – первое место в областном конкурсе методических разработок «Лучший урок».
Дополнительная информация
Замужем, есть сын (ученик 1 класса). Увлечения – чтение, вышивка, психология образования, спорт. КМС по легкой атлетике. Вредные привычки отсутствуют.