Рюмки периода СССР — не самая известная тема в обиходе. Но все же она заслуживает внимания, и советские граненые хрустальные рюмки для водки должны быть внимательно изучены. Следует изучить сведения про емкости металлические и сделанные из стекла, про наборы из хрусталя. А равно и информацию о производителях таких товаров.
Особенности
Многие советские товары и вещи окружены удивительно густым слоем мифологии. И именно поэтому крайне важно разбираться с особенностями каждого из них по отдельности. Так, рюмки СССР — это объективно — не были чем-то унылым и блеклым. Наоборот, они вносили оживление в антураж жилых помещений, что особенно нравилось детям.
С технической точки зрения все эти рюмки относятся к разряду лафитников. Когда конкретно, где и кем они были разработаны, доподлинно неизвестно. Ясно только, что прообразы такой продукции существовали уже в XIX столетии. Но в нашей стране только в течение ХХ века стало возможно делать эти вещи достаточно массовыми и внедрять их в повседневный обиход. Ранее они выступали скорее принадлежностью узкого аристократического быта.
Строгих требований по размеру нет и не было никогда. Возможен разброс от 50 до 150 мл чаще всего. Менялся и подход к употреблению. Существовавшее поначалу мнение, будто из такой тары уместно пить лишь элитные напитки, оказалось в итоге отброшено. Разумеется, это повлияло и на сами рюмки. Они разделились на несколько более частных направлений.
Разновидности
Классические рюмки-лафитники времен СССР как минимум в подавляющем большинстве случаев имеют единообразную конфигурацию. Речь идет о сосуде в форме тюльпана на нетолстой ножке. Для сладких и полусладких вин используют емкости величиной 125-150 мл. Иногда встречаются и более крупные, однако это уже настоящая редкость. Крепленое десертное вино, настойки и наливки подают обычно в таре объемом 75-100 мл, а для водки предусмотрены особые позиции в наборах — 25 или 50 мл, что называется «на 1 глоток».
Важно обратить внимание и на конструкционный материал. Наиболее традиционно применение стекла. Им пользовались по причине простоты, надежности и экономичности такого решения. Веками изделия из хрусталя были как раз «королевской» прерогативой.
Однако в отношении посуды СССР это нехарактерно как раз. Развитие промышленных технологий, вкупе с поднятием общего уровня материальной культуры, сделало хрустальные кубки если и не товаром повседневного спроса, то уж во всяком случае общедоступной вещью – их часто дарили на праздник.
Самые торжественные рюмки делались гранеными. Их нередко добавляли в наборы для праздников. Обычным вполне явлением было украшением посуды гербом.
Часть моделей — мельхиоровые. Они удобны и безопасны в применении. Каждое такое изделие станет настоящим украшением для кухонного использования. Отмечено, что подобная тара в наши дни окажется отличным выбором для любого коллекционера.
Говоря про металлические рюмки периода СССР, нельзя забывать, что тогда делались и серебряные емкости. Ими занимались на нескольких предприятиях, где сумели довести производство до высокого уровня совершенства. Это настоящие шедевры ювелирного искусства. Но именно потому стоит ознакомиться с конкретными брендами и их возможностями, особенностями.
Производители
В первую очередь надо обратить внимание на изделия Дятьковского хрустального завода. Накопленный на нем с 1790 года опыт позволял добиваться отличного результата. Вопреки названию предприятия, там делали и стеклянную посуду. Она, как и хрустальная, отличалась превосходной отделкой и эстетическим совершенством.
Альтернативой являются товары «Неман», которые делали в Белоруссии. Там выпускали очень привлекательные внешне изделия. Серебряные рюмки изготавливал завод в Таллине и целый ряд небольших организаций в Дагестане, объединенных под маркой «Кубачинского художественного комбината».
Хорошей репутацией в прошлом пользовались рюмки, выпущенные ювелирной фабрикой Ленинграда. Ее технологи мастерски освоили цветную перегородчатую, а также и выемчатую эмаль. Великоустюгский завод «Северная Чернь» делал преимущественно стопки, а вот рюмками на нем занимались в меньшей степени.