Двухколесный самокат – один из наиболее узнаваемых и распространенных видов легкого транспорта, широко используемый на просторах нашей страны. 10-20 лет назад он на некоторое время отступил в тень перед сокрушительным натиском со стороны коллег-велосипедов, однако в последнее время наблюдается явная тенденция к возвращению самокатов в широчайшее использование. При этом такой транспорт все еще сильно уступает велосипедам, а для некоторых категорий граждан может даже оказаться своего рода экзотикой, потому стоит разобраться с тем, что это и зачем нужно.
Какому возрасту подходят?
Будучи очень популярным в советские времена, двухколесный самокат считался сугубо детским транспортом – отталкиваться-то приходилось ногой, а таким способом сильно далеко не уедешь. С массовым распространением легкого электрического транспорта на аккумуляторах кто-то из конструкторов придумал выпустить самокат с моторчиком, и это стало настоящим прорывом. На фоне того, что в мире все больше людей отказываются от личных автомобилей, а общественный транспорт в час пик – еще то испытание, неудивительно, что 2-колесный самокат, уже существенно модернизированный, стал интересовать не только детей, но и солидных взрослых.
Сегодня даже сложно сказать, для какого возраста самокатов на двух колесах продается больше, зато можно с уверенностью утверждать, что они выпускаются практически для всех категорий населения – от детей детсадовского возраста до взрослых. Грузоподъемность взрослых моделей, достигающая 120 кг и более, говорит сама за себя – если вы умеете держать равновесие и почему-то не хотите велосипед, этот вариант для вас может оказаться оптимальным.
Современные модели иногда рассчитаны на преодоление серьезных дистанций – по паспорту некоторые способны преодолевать добрую сотню километров без подзарядки. Такие самокаты оборудованы даже удобным велосипедным сидением, так что уже язык не поворачивается назвать их несерьезным или детским транспортом.
Обзор видов
Современные производители предлагают настолько обширное разнообразие моделей, что классифицировать самокаты можно по большому числу критериев, даже если речь идет только о двухколесных моделях. Мы рассмотрим наиболее распространенные виды классификации, чтобы дать понять читателю, на что ему ориентироваться.
Сегодня нормой являются как детские, так и взрослые самокаты, отличающиеся грузоподъемностью, габаритами, весом, скоростью (у взрослых быстрее) и мощностью двигателя. Такое деление весьма поверхностное, а есть и более детальное, согласно которому в категорию детских самокатов входят модели для возраста 1-8 лет, для детей от 8 до 12 лет транспорт называется подростковым, от 13 лет – переходным, и выделяются собственно взрослые транспортные средства.
Взрослые модели делаются основательными, с широкой железной подножкой и способностью выдержать до 150 кг, благодаря чему взрослый человек средней комплекции может брать с собой и ребенка, и тяжелый рюкзак.
По типу езды самокаты делятся на городские, трюковые и универсальные. Названия категорий, в принципе, говорят сами за себя – так, городской в условиях крупного города заменяет личный транспорт. Обычно он обладает большими колесами для более быстрой езды, ручным тормозом, подсветкой в виде фары (иногда – светящихся колес), зачастую это еще и складная модель, которая поместится в любой лифт или багажник автомобиля.
У трюкового задача принципиально иная – на нем не ездят, а именно катаются, отрабатывая зрелищные трюки экстремального содержания, потому для него важнее всего такая деталь конструкции, как хорошие амортизаторы.
Универсальные модели призваны обеспечивать решением обе задачи – и транспортом быть, и акробатическо-гимнастическим снарядом.
Кроме того, современные самокаты делятся еще и по типу того, как они приводятся в движение. Классический тип представляет собой всем знакомую с детства модель, у которой лишь одна нога ставится на деку, тогда как вторая играет роль двигателя, отталкивая водителя вместе с транспортным средством от стартовой точки. Двухколесными самокатами инерционного типа иногда называют то, что в последние несколько лет широко распространилось под названием «сигвей» – здесь есть мотор, но управление транспортным средством осуществляется не кнопками, а наклоном тела в нужную сторону, причем колеса здесь расположены не спереди и сзади от деки, а по бокам.
Электрический самокат фактически стал причиной новой волны популярности этого средства передвижения, он работает примерно по принципу очень простого мотороллера, только от аккумулятора, способного к многократной перезарядке. Есть еще и весьма редкие бензиновые и даже керосиновые самокаты, которые от того же мотороллера отличаются уже только предельно облегченной рамой.
Производители
Для многих потребителей лучший способ выбрать самокат – не вдаваться в технические подробности, а просто отдать предпочтение известному бренду, испытанному миллионами потребителей по всему миру. Иногда это работает, потому мы, помня о том, что у каждого свое понимание лучшего самоката, вкратце рассмотрим нескольких топовых производителей – опять же, не настаивая, что самые лучшие именно они.
- Navigator. Один из наиболее популярных производителей детских самокатов, который влюбит ребенка в свою продукцию в ярких тонах от розового до синего и с красивой подсветкой колес. Хорош ассортиментом моделей для любого возраста и роста.
- Next. Еще одна узнаваемая фирма, делающая упор именно на детский транспорт. Отличается сочетанием привлекательного внешнего вида, удобством для малыша, даже если он пока особо не умеет ездить и хорошей устойчивостью.
- Tech Team. Бренд предлагает самокаты разных типов и возрастных групп, но не в последнюю очередь прославился своими трюковыми моделями. Таковые годятся как для простого катания во дворе, так и для совершенствования навыков заядлых любителей самокатов.
- Razor. Довольно дорогой транспорт из числа качественных, многим нравится из-за кремниевых тормозов с настоящими искрами.
Критерии выбора
Несмотря на то что некоторые производители в характеристиках пишут о «самокатах для детей от 1 года», покупать такой транспорт стоит для ребенка от 4 лет и старше. Если это детский самокат, обращайте большое внимание на способность модели подстроиться под рост юного пассажира. Желательно выбирать модели с регулируемой высотой руля (и сидения, если оно вообще есть), потому что в 7-8 и 9-10 лет один и тот же ребенок сильно отличается ростом. При выборе детской модели важно следить еще и за дизайном – самокат для девочки вряд ли понравится мальчику и наоборот.
Если пассажир взрослый, отталкивайтесь от его роста, который уже вряд ли изменится, и обращайте внимание на грузоподъемность деки – желательно, чтобы она с запасом превышала вес владельца.
Важным критерием является также и материал колес. Если предпочтение было отдано надувным резиновым колесам, удобство езды по неровной дороге существенно повысится – камеры будут выполнять амортизационную функцию.
Альтернатива в виде полиуретановых колес годится в большей степени для ровных дорожных покрытий, но при этом именно они совершенно невосприимчивы к проезду по острым предметам, практически не вытираются и не нуждаются в регулярном подкачивании.
Диаметр колес также имеет значение. Маленькие колеса годятся только для ровных дорог, потому они бы проигрывали конкуренцию разгромно, если бы не одно «но»: складная модель с небольшими колесиками в сложенном виде становится предельно компактной, да и весит всегда меньше. Во всем остальном крупные колеса выглядят приоритетнее – они и эффективно сглаживают любые неровности дороги, и помогают двигаться быстрее за счет того, что диаметр колеса больше.
В качестве основного материала для изготовления самокатов используется сталь либо алюминий. В плане прочности они примерно одинаковы в том смысле, что оба нормально выдерживают человеческий вес. Если же говорить о массе транспорта, то логичнее, конечно, взять алюминиевую модель.
Регулировка руля важна в вышеописанной ситуации с растущим ребенком или при параллельном использовании одного самоката несколькими людьми разного роста. При этом трюковые модели обычно принципиально лишены такой функции – в ситуации с серьезными нагрузками весьма желательно, чтобы самокат гарантированно не сложился, да и сами «трюкачи» обычно уже взрослые.
Тормоз для самоката обязателен, он бывает ножным (в виде накладки на заднее колесо, на которое наступают ногой) или ручным – по типу велосипедного. Первый вариант предпочтителен для новичков, поскольку считается, что так проще не упасть, однако именно ручной тормоз окажется эффективнее, когда хозяин овладеет техникой езды.
Инструкция по эксплуатации
Даже если вы купили самокат в разобранном виде, собрать его обычно несложно – в комплекте поставки обязательно присутствует инструкция, а сам агрегат состоит из не столь большого количества деталей и в нем все понятно интуитивно.
Ребенок теоретически готов научиться кататься в возрасте от 1,5 лет, но не нужно заставлять его, если он не демонстрирует к этому никакого интереса. Обратите внимание, что столь маленьких детей обычно учат на трехколесных моделях, а вот двухколесные актуальны лет с 4-5.
Для обучения ребенка обычно выбирают модели с маленькими колесами среднего веса, не способные разогнаться слишком уж сильно.
Перед выездом необходимо настроить руль – руки ребенка, согнутые в локтях, должны располагаться не выше уровня груди. Важно также выбрать место с ровным асфальтом – любые неровности усложнят задачу. Попросите малыша встать на самокат и в таком положении изложите основные правила: руль надо держать двумя руками и отталкиваться от земли ногой, вторую поставив на деку.
Во время инструктажа и первых проб придерживайте ребенка рукой, чтобы он не упал и быстрее нашел точку равновесия – для этого желательно немного наклониться вперед. Недопустимо выгибать спину назад.
Постепенно уменьшайте значение контроля – пусть привыкающий ребенок пробует понемногу кататься без поддержки. Повороты не пытайтесь осваивать до тех пор, пока ездок не научится уверенно ездить по прямой – только потом объясните, что движения руля должны быть плавными. Расскажите юному водителю о том, как работает тормоз и обязательно подчеркните, что резкое торможение нежелательно – делать это нужно постепенно.
В обучении взрослого в целом актуальны те же правила, с той лишь разницей, что его, возможно, никто придерживать не будет, потому придется вспоминать навыки удерживания равновесия на велосипеде.
Обзор двухколесного самоката Razor A6 ждет вас далее.