Top.Mail.Ru
Самокаты

Самокаты: особенности, виды, выбор и эксплуатация

Самокаты: особенности, виды, выбор и эксплуатация

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История появления
  2. Устройство и характеристики
  3. Разновидности
  4. Что лучше: самокат или велосипед?
  5. Польза и вред катания
  6. Рейтинг лучших брендов
  7. Как выбрать?
  8. Безопасность
  9. Правила дорожного движения
  10. Как кататься?
  11. Обзор отзывов

Самокаты являются одними из наиболее популярных средств передвижения. Они просты в использовании, с ними можно прекрасно провести свободное время, заняться спортом. Ассортимент этих устройств огромен – каждый потребитель может подобрать для себя идеальную модель, отвечающую всем его требованиям и пожеланиям. В этой статье мы познакомимся поближе со всеми особенностями самокатов и узнаем, как их надо правильно подбирать.

История появления

Создание первой модели самоката датируется 1761 годом. Это легкое средство передвижения было изобретено в Германии Михаэлем Касслером. Есть и иная версия появления этого устройства, гласящая, что изобретателем самоката был Карл фон Дрез. Карл изобрел этот вид транспорта в 1817 году, а в 1820 году модифицировал конструкцию, сделав колесо в передней части управляемым. Подобные виды устройств завоевали огромную известность и широкое распространение во Франции и Англии.

В 1819 году изобретатель из Англии Денис Джонсон запатентовал усовершенствованную модель самоката, разработанного 2-мя годами раньше Карлом Дрезом. Рама новой конструкции была выполнена из дерева, как и колеса. Вместо шин, тут имели место обода из металла. Тормоз в конструкции изделия предусмотрен не был вовсе. Передняя вилка тоже была произведена из железа, как все элементы, на коих было расположено сиденье с подлокотником. Диаметр колес был 76,2 см (39 дюймов).

Вес подобного самоката был примерно 30 кг. Метод движения на нем был во многом схож со способом эксплуатации современного беговела для детей – требовалось отталкиваться от дороги обеими ногами по очереди.

В 1839-1840 годах кузнец из Шотландии по имени Киркпатрик Макмиллан продолжил совершенствование конструкции самоката фон Дреза. Он снабдил изделие педалями, кривошипом и рычагом, прикрепленным к заднему колесу. С наступлением XX века мир увидел новое изобретение – самокат, оснащенный двигателем. В 1915 году фирма из Америки – Autoped Company of America начала выпускать первые модели самокатов, оснащенные нижнеклапанным 155-кубовым движком с мощностью в 1,5 л. с. Устройство имело маленькие колеса, руль складной конструкции.

В то время выпускаемые изделия произвели настоящий фурор на американском и западноевропейском рынке.

За годы своего существования самокат претерпел массу изменений и усовершенствований. Многое менялось как в его конструкции, так и функциональной составляющей. Постоянно появлялись новые модели этих доступных средств передвижения. В Советском Союзе рассматриваемый транспорт ассоциировался с предметом для детей, однако, в 1937 году в известном научном журнале была опубликована статья, повествующая о том, как инженер Сергей Станиславович Лундовский разработал самокат для взрослых.

В те времена подобное нововведение стало чем-то поистине необычным. «Взрослый» самокат был способен от единственного отталкивающего движения ноги перевозить пользователя на 50 м. Конструкция могла быть снабжена грузом в 30 кг. Самокат являл собой видоизмененную детскую модель «Орлик» с заниженной платформой. Колеса во «взрослой» конструкции прикреплялись при помощи особых рычажковых гаек, их удавалось легко снять. Изделия дополнялись багажником из рамы от велосипеда.

К большому сожалению, изготовление самокатов указанного типа не было налажено, но имя Сергей Лундовского попало в историю отечественного самоката.

В 80-е годы прошлого века советские самокаты перестали быть популярными – на их место пришли импортные велосипеды, которые в те времена казались настоящим чудом техники. В 90-е годы в продажу начали поступать привлекательные на вид детские самокаты, отличающиеся мобильностью и легкостью. Через некоторое время стали предоставляться шоссейные, спортивные и гоночные категории устройств. Сегодня ассортимент самокатов шикарен. На рынке присутствует много известных производителей, выпускающих качественные модели самокатов различных модификаций.

Подобрать идеальный продукт можно на любой вкус, цвет и бюджет.

Устройство и характеристики

Самокат можно смело считать чем-то средним между велосипедом и скейтбордом. Конструкция средства передвижения собирается из ряда основных элементов.

  • Рама. Несущее основание производится из стали, алюминиевого сплава или магния. Многие экземпляры могут складываться, их удобно хранить и носить с собой.
  • Дека. Планка для ног ездока.
  • Руль. Бывает или регулируемым, или нерегулируемым. Изготавливается Т-образным или «велосипедным». Бывают экземпляры, в которых руль выполнен в форме джойстика.
  • Колеса. В изделиях предусматривается 2 колеса. Однако в продаже получится повстречать и изделия, где присутствует 3 или 4 колеса.
  • Амортизаторы. Они ставятся не на все модели, но если амортизационная вилка присутствует в конструкции, то поездка окажется удобной и комфортной, поскольку удары и вибрации смягчатся.
  • Тормозная система. В транспорте предусмотрен ножной тормоз. За его функционал отвечает заднее крыло. Последнее делают из металла или пластмассы, с прикрепленной металлической колодкой. Когда осуществляется нажатие, тормоз надавливает на колесо, уменьшая скорость движения. Есть экземпляры, в коих торможение осуществляется за счет действия ручки на рулевой детали. Она соединяется с тормозной колодкой на колесах и спереди, и сзади. Выпускаются самокаты с дисковыми тормозами. В футбайках устанавливаются велосипедные тормозные системы.
  • Механизм складывания. Благодаря ему устройство оказывается удобным и «податливым» в транспортировке. Распространен тип складного механизма, в котором рулевую стойку надо складывать вместе с передним колесом. Реже встречаются варианты, в которых может складываться лишь рулевая стойка.

Принцип работы самокатов практически не изменился за их двухсотлетнюю историю. Чтобы на таком виде транспорта сдвинуться с места, надо просто оттолкнуться ногой от земли, управляя движением конструкции при помощи простого руля. Исключением могут служить только современные электрические модели самокатов, которые оснащаются мотором и удобным сиденьем. Современные модели самокатов характеризуются не только продуманной до мелочей конструкцией, но и небольшими габаритами. Компактными являются городские устройства.

Большинство моделей адаптированы к городским или внедорожным условиям. Самокаты оснащаются колесами оптимальных размеров, которые часто бывают надувными.

Разновидности

Все разновидности самокатов подразделяются на несколько типов, различающихся по функционалу и устройству.

Классические двухколесные

Модели встречаются чаще остальных. Городские двухколесные самокаты чаще оснащены высококачественной амортизационной системой, а их колеса отличаются диаметром в 150-250 мм. На указанной технике удается беспроблемно проезжать по трещинам и выбоинам на асфальтовой дороге. Двухколесные самокаты имеют массу преимуществ:

  • в езде по городу они оказываются комфортными;
  • оснащаются удобным складным механизмом;
  • отличаются скромным весом;
  • хорошо разгоняются, имея оптимальный диаметр колес;
  • удастся подобрать славную модель за демократичную цену.

Минусы у городских двухколесных устройств такие:

  • нуждаются в постоянном уходе;
  • для трюков не подойдут.

Футбайки

Так называют велосамокаты. Это внедорожные устройства, имеющие много аналогичных черт с обычными велосипедами. Здесь присутствуют полноразмерные колеса, диаметр которых составляет 29 дюймов. Модели футбайков отличаются хорошим разгоном. Набранную скорость поддерживают лучше и дольше, но для управления ими ездоку приходится прилагать много усилий. Футбайки имеют такие преимущества:

  • характеризуются хорошей скоростью и неплохим накатом;
  • с такой профессиональной конструкцией есть возможность преодолевать разные препятствия;
  • имеет место большое количество велосипедных деталей – проблем с заменой не возникает;
  • футбайк можно легко подстроить под себя;
  • хороший ручной тормоз;
  • имеет место амортизационная передняя вилка.

Но есть и недостатки:

  • большие габариты;
  • хорошо ощутимая нагрузка на ноги.

Кикборды

Кикборды недалеко отошли от скейтбордов. В них предусмотрена укороченная, широкая дека. Присутствует 3 колеса. Основная пара располагается в передней части. Подобное решение дает возможность обращаться к прочим техникам езды, отклоняя деку и вынуждая изделие поворачиваться (как и на скейтах). Этому содействует и замена стандартного т-подобного руля джойстиком. Аппараты характерны такими плюсами:

  • отличаются устойчивостью;
  • быстрые модели, могут развивать хорошую скорость;
  • оказываются беспроблемными в перевозке и переноске;
  • управляется и рулем, и ногами;
  • на колесе сзади есть ножной тормоз.

Слабые стороны такие:

  • увеличенный радиус поворота;
  • не самая демократичная цена.

Трайки (тридеры)

Эти самокаты не следует путать с trike-велосипедами. Устройства оснащаются 3 колесами, но главное их отличие от кикбордов заключается в наличии 2 коротеньких дек. В определенных случаях площадки опоры делают в форме поперечной планки. Подобные экземпляры зовут инерционными самокатами, так как на них удается ездить, не контактируя с дорогой. В базовых комплектациях модели оснащаются 2 тормозами ножного типа. С целью комфортного управления аппараты часто оснащаются и ручными тормозными системами. Трайки характерны такими плюсами:

  • высокие показатели устойчивости;
  • красивый дизайн;
  • бесконечно делать отталкивающие движения от дороги не надо;
  • возможно исполнять трюки;
  • хорошая управляемость;
  • нагрузка на мышцы корпуса и ног.

Имеются слабые стороны:

  • требования, предъявляемые к состоянию асфальтового покрытия;
  • первое время держать равновесие трудно.

Трюковый

Спортивные самокаты, имеющие упрочненную, неразборную раму, которую нельзя регулировать. Присутствуют небольшие колеса (от 100 до 125 мм.). Но это не говорит о том, что трюковые устройства перемещаются с низкой скоростью – на треке демонстрируют себя как хорошие, скоростные модели, поскольку в них присутствуют подшипники высочайшей точности и класса. Трюковые изделия могут смотреться слегка по-детски, но беспроблемно переносят существенные нагрузки. Самокаты славятся следующими качествами:

  • прочностными характеристиками;
  • маневренностью;
  • легким разгоном на недлинных участках;
  • комфортным управлением.

Минусы такие:

  • неподходящий вариант для поездок по дорогам;
  • уровень высоты руля нельзя отрегулировать;
  • функциональное наполнение слабое, а цена высокая.

Дёрт

Это разновидность спортивных устройств, подходящих для экстремальной езды по бездорожью. Изделия оснащаются широкими надувными колесами с камерой, серьезным протектором. Присутствует высокопрочная рама, но руль регулировать нельзя. Устройства имеют такие плюсы:

  • крепкая, высокопрочная конструкция;
  • высокая проходимость;
  • возможность выполнения трюков;
  • неплохой набор скорости;
  • легкая управляемость.

Рассмотрим минусы:

  • для езды приходится прилагать много сил;
  • дёрт-самокаты стоят дорого.

Что лучше: самокат или велосипед?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует сравнить устройства и понять, в каких параметрах они превосходят или уступают друг другу.

  • Большинство самокатов более компактны и удобны в хранении, нежели велосипеды. В маленьких квартирах последние хранить бывает проблематично, как и перевозить в метро, особенно если их основа не является складной.
  • Управлять самокатами легче, нежели велосипедами. Они более маневренные и «послушные», элементарные в освоении.
  • На велосипеде удается преодолевать более внушительные расстояния. В их конструкции присутствует сиденье, которое есть не у всех самокатов.
  • При езде на самокате ездоку обычно приходится контактировать с поверхностью дороги, а во время поездок на велосипеде в этом необходимости нет, что особенно радует в дождливую и грязную погоду.
  • Самокат нет необходимости парковать на улице в отличие от большинства моделей велосипедов.
  • Львиная доля самокатов имеет меньшую массу, нежели велосипеды.
  • Самокаты часто стоят дешевле, чем велосипеды.

Учитывая все перечисленные различия между рассматриваемыми устройствами, можно решить для себя, что лучше: велосипед или самокат. Если хочется преодолевать большие расстояния, кататься далеко и долго в комфорте, то лучшим окажется велосипед, ведь в нем есть сиденье, багажник и педали для управления – отталкиваться ногами от земли не придется. Если же нужен компактный, легкий и маневренный аппарат для поездок на работу или просто для досуга, то может подойти и самокат.

В каждом из устройств есть свои слабые и сильные стороны, выбирать лучший вариант стоит, отталкиваясь от собственных целей и желаний.

Польза и вред катания

Рассмотрим, каким оказывается положительное влияние от езды на рассматриваемом виде транспорта:

  • во время катания на самокате происходит укрепление сосудов и сердце человека – это отличная профилактика вегетососудистой дистонии;
  • стимулируется работа легких, предупреждается варикоз, повышается состояние мужского здоровья, избегаются боли в шее и пояснице;
  • самокат позволит держать свою фигуру в форме и тонусе;
  • езда на самокате положительно влияет на глаза – во время передвижения на устройстве приходится поочередно смотреть вдаль, фокусировать взгляд на близких точках – это хорошая тренировка для глаз;
  • хорошо развивается внимание;
  • в холодное время года катание на самокате укрепляет иммунную систему человека.

Серьезный вред катание на самокате причинит вряд ли. Риск упасть с этого устройства и получить травму обычно ниже, нежели в случае с велосипедами. Конечно, если конструкция собрана недобросовестно, то ее эксплуатация может привести к плохим последствиям, но надежными и прочными моделями можно пользоваться, не боясь навредить себе.

Рейтинг лучших брендов

Разберем небольшой топ лучших брендов, выпускающих качественные самокаты.

  • Dominator. Открывает рейтинг известная американская фирма, выпускающая высококачественные трюковые самокаты. Устройства надежные и крепкие, но стоят недорого и представлены в большом ассортименте. Выпускаются самокаты как для новичков, так и для профессионалов.
  • Dualtron. Самокаты Dualtron – изобретение корейского концерна Minimotors. Изделия являются электрическими, популярны как среди детей, так и среди взрослых. Отличаются высоким дорожным просветом, несколькими режимами езды, двухсторонней подвеской.
  • Playshion. Самокаты фирмы производят в Китае. Популярностью пользуются трюковые модели, представленные в разном цветовом оформлении. Стоят устройства недорого, но собираются из качественных деталей.
  • Puky. Немецкие самокаты указанного бренда жутко популярны в России. Они надежны, безопасны, функциональны и красивы. На устройства распространяется официальная гарантия. В продажу поступают как детские, так и подростковые модели.
  • Hipe. Бренд самокатов, самокатных запчастей и деталей. Производитель специализируется на выпуске доступных товаров для начинающих райдеров. Качество изделий на высоте, а цена на них доступная. В линейке можно встретить и профессиональные самокаты для продвинутых пользователей.
  • X-Match. Это спортивный бренд, выпускающий множество товаров, в том числе и недорогие самокаты с алюминиевой рамой. В ассортименте встречаются в основном городские модели с нагрузкой до 100 кг. Расцветки изделий бывают разными.
  • Rush Hour. Производитель, изготавливающий высококачественные двухколесные и трехколесные самокаты в огромном ассортименте.
  • Moby Kids. Бренд предлагает надежные классические модели самокатов.
  • Limit. Крупный китайский производитель, выпускающий недорогие устройства для начинающих.
  • Xootr. Фирма, выпускающая замечательные самокаты с передними тормозами, эффектным дизайном и регулировкой руля.
  • Reaction. Фирма выпускает разноцветные самокаты с высокой устойчивостью, различными платформами. Стоят изделия недорого и представлены в большом ассортименте.
  • Roces. Бренд предлагает надежные и крепкие самокаты с мягкими полиуретановыми колесами, амортизаторами, снижающими вибрацию, а также складными механизмами.
  • Jack Hot. Это привлекательные и надежные электрические самокаты. Могут обойтись дорого, зато прослужат долго и будут удобными в управлении.
  • Zilmer. Надежный бренд, выпускает самокаты, отвечающие всем нормам и стандартам. В продажу поступают как бюджетные, так и более дорогие экземпляры с повышенным функционалом.

Как выбрать?

Выбор самоката следует делать в соответствии с целями потребителя:

  • если планируется ездить на устройстве на работу или кататься по парку в выходные, то лучше взять двухколесный городской вариант со складным механизмом;
  • для полноценных спортивных занятий на специальных треках или BMX площадках стоит взять трюковую модель с небольшими колесами и качественными подшипниками;
  • для поездок вдали от города стоит купить футбайк или мощный дёрт-самокат;
  • если же подбирается изделие для ребенка, то оптимальным решением станет устойчивый вариант вроде кикборда или тридера, желательно подбирать модели, регулирующиеся по высоте.

Следует покупать только качественные, фирменные модели. Перед покупкой надо внимательно осмотреть конструкцию самоката на предмет повреждений или дефектов. Если таковые были замечены, товар брать не стоит.

Безопасность

Покупая самокат надо помнить о том, что всегда есть риск с него упасть. Это учитывать особенно важно, если покупается детская модель. Необходимо приобрести все средства защиты (наколенники, шлем, защита для локтей). Падать тоже надо правильно. Технику падения желательно отработать заранее (и взрослым, и детям). Если применяется модель на больших колесах, следует падать на коленки, защищенные наколенниками.

Руки не надо выставлять вперед себя – их нужно согнуть, чтоб при ударе нагрузка подавалась на локти, также защищенные экипировкой.

Правила дорожного движения

Самокаты не приравниваются к категории транспортных средств, как и к велосипедам. Самокатчики подчиняются тем же правилам, что и пешеходы. Все требования перечислены в главе 4 правил дорожного движения. Вот некоторые выдержки.

  • В основном движение на самокате должно осуществляться по тротуару. В определенных случаях можно выезжать на проезжую часть.
  • Если не имеется пешеходной дорожки, на самокате можно ехать по обочине. Когда здесь ездок мешает другим пешеходам, он может ездить по краю проезжей части.
  • Если нет ни тротуара, ни пешеходной дорожки, разрешается проехать по велосипедной дороге или по краю проезжей части. Во втором случае надо передвигаться по ходу движения других средств транспорта.
  • В местах, где движение транспорта регулируемое, ездок обязан руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.
  • На нерегулируемом пешеходном переходе человек на самокате может выехать на проезжую часть, оценив расстояние до приближающихся объектов. Нельзя создавать помех для остальных участников движения, провоцировать опасные ситуации (например, выезжать из-за остановившегося транспорта).

Прежде чем пользоваться самокатом, необходимо подробно ознакомиться со всеми соответствующими пунктами ПДД.

Как кататься?

Научиться правильно кататься на самокате очень просто. Простое катание на городской модели должно происходить так.

  • Исходная позиция такова: стоя на конструкции прямо, слегка наклонившись вперед, опорную ногу следует выставить на деку, а ведущую переместить на дорогу.
  • Теперь можно начинать движение. Держа одну ногу на планке, второй следует оттолкнуться от земли. Катаясь надо держать равновесие, перемещая вес с ведущей ноги на опорную и обратно.

Торможение происходит так.

  • Опускается толчковая нога, прижимается к земле. Актуально на маленькой скорости.
  • Используются ручные или ножные тормоза.

Обзор отзывов

Потребители оставляют о самокатах разные отзывы. Вот что радует владельцев в таких устройствах:

  • доступные цены;
  • малый вес;
  • наличие складных механизмов;
  • наличие счетчиков пробега на некоторых моделях;
  • наличие качественных тормозов;
  • комфортная и тихая езда;
  • легкость управления;
  • маневренность большинства моделей;
  • присутствие хороших амортизаторов.

Но покупателями были замечены и некоторые недостатки таких устройств, к их числу относятся такие пункты:

  • хлипкая конструкция некоторых моделей;
  • наличие не самых удобных, маленьких рулей (менее 50 см.);
  • нередко самокаты нуждаются в ручной доработке;
  • в электрических моделях многих людей не устраивает объем аккумулятора;
  • скоростные модели покупатели считают слишком быстрыми и не самыми безопасными;
  • от резкого торможения происходит быстрый износ колес.

О том, как выбрать самокат, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.