Современные качественные самокаты обладают сложной тормозной системой, которая позволяет проводить мягкое торможение даже в чрезвычайных ситуациях. Из этой статьи вы узнаете о самых популярных разновидностях самокатных тормозов, а также ознакомитесь с советами по их выбору и установке.
Требования к тормозу
К любым тормозам, будь они для детских или для взрослых самокатов, предъявляется всего три ключевых требования.
- Быстрая реакция. Любая тормозная система, вне зависимости от ее разновидности, должна мгновенно срабатывать на команду во время езды. Это может быть критично в неожиданных или экстремальных ситуациях.
- Удобство. Тормоз должен находиться в доступном для торможения месте. Чаще всего это крыло велосипеда для ножного торможения либо ручки с установленным ручным тормозом.
- Надежность и долговечность. Тормоз для самоката должен быть не только эффективным, но и надежным. Это значит, что он не должен терять функциональность после нескольких применений или стираться от длительных использований. То же самое касается влияния тормозных механизмов на сам самокат – они должны наносить ему минимально возможный ущерб.
Разновидности
Существует несколько разновидностей тормозов для самоката в зависимости от принципа работы и устройства самого тормоза, а также места его расположения. По месту расположения все тормоза разделяются на ручные (колодочный, дисковый, ободной) и ножные (тормоз-крыло).
Тормоз-крыло
На данный момент это один из самых доступных и распространенных тормозов для самоката. Практически каждая модель этого средства передвижения оснащена специальным задним крылом (или болотником), которое может одновременно препятствовать попаданию грязи на одежду и выполнять тормозящую функцию.
Некоторые самокатчики любят называть этот тормозной механизм «нажимным».
Он устроен очень понятно – во время самого катания спортсмен надавливает толчковой ногой на крыло самоката. Само крыло контактирует с задним колесом самоката и притормаживает его.
В некоторых случаях крыло самоката изготавливается из непрочных материалов – полимеров или листового металла. В данном случае на нижней поверхности колеса устанавливается специальная прочная колодка, которая выполняет все ту же тормозящую функцию.
Очевидный минус такого тормоза в том, что либо крыло, либо специальная колодка со временем стирается.
Кроме того, и крыло, и колодка могут навредить целостности самого колеса, особенно если речь о резиновых или пластиковых моделях.
Главное, чего нужно избегать при использовании тормоза типа «крыло» – очень частых и резких торможений.
Обычно к такому прибегают только начинающие спортсмены, которые не понимают насколько повышается износ колес самоката в этом случае.
Дело в том, что сама конструкция самоката с таким типом тормоза действительно позволит быстро затормозить, однако если торможение будет слишком резким и краткосрочным, крыло самоката сильно нагреет колесо и буквально сдерет с него порядочный слой резины или пластика. Со временем это приводит к тому, что колесо теряет округлость и становится непропорциональным. Если на первых порах такие проблемы могут быть незаметны, то потом вы станете ощущать характерную вибрацию и плавные подкидывания даже на ровных участках дороги.
Тормоз с колодкой
Принцип работы колодочного тормоза крайне прост. В данном случае сам механизм торможения находится именно на ручке самоката, от которой протянут натянутый тросик до переднего или заднего колеса. При желании торможения самокатчик зажимает тормоз на ручке и тросик вынуждает тормозную колодку прикоснуться к колесу.
В торможении с помощью колодки основная проблема также заключается в низкой износоустойчивости.
Колодка, из какого бы она ни была материала, со временем стирается и нуждается в замене. В спортивных моделях самокатов одной колодки обычно хватает на 2-4 месяца при постоянных поездках и нагрузках на тормозную систему.
Такой тормозной механизм также может значительно навредить колесу вашего самоката. Кроме того, если колодочный тормоз установлен только на переднее колесо, при резком торможении самокатчик просто-напросто может перекувырнуться через свое средство передвижения и получить серьезные травмы. Особенно это опасно при резких торможениях на крутых горках.
Дисковые тормоза
Тормоза дискового типа бывают гидравлическими или гидромеханическими. Этот тормозной механизм также управляется через ручку на руле с тросиком, однако здесь колодка соприкасается не с самим колесом, а уже с его диском. Для натяжения тросика здесь используется специальная тормозная пружина, как и в колодочных моделях.
Устройство дисковых тормозов сконструировано так, чтобы наносить минимальный вред колесу самоката.
В данном случае основное давление оказывается исключительно на тормозной дисковый механизм, который может быть просто заменен. Это не вынуждает самокатчика беспокоиться за состояние и износ колес самоката, что сильно увеличивает его срок службы.
К недостаткам дисковых тормозов можно отнести то, что их сложно заменить и отрегулировать в домашних условиях, а также то, что качественный дисковый механизм довольно много весит.
Это, в свою очередь, влияет на маневренность и скорость самоката.
Варианты самокатов с этим типом тормоза сегодня также популярны, как и модели с тормозными «крыльями». Это можно легко объяснить – дисковый тормоз гарантирует практически мгновенное торможение в любой ситуации, при этом отсутствует вероятность кувырка (потому что они устанавливаются именно на заднее колесо) или повреждения колеса/самоката.
Вариант считается идеальным для спортивных и трюковых моделей взрослых самокатов, где от этого средства передвижения требуется максимальный контроль и идеальная реакция.
Ободной тормоз
Принцип работы такого тормоза также основывается на натяжении тросика, однако здесь торможение осуществляется через соприкосновение тормозной колодки не с колесом или его диском, а с металлическим ободом. Это также позволяет на более долгий срок сохранить работоспособность колеса, однако опять же – со временем колодки сотрутся и потребуют замены.
Обычно тормоза такого типа устанавливаются на так называемых футбайках, предназначенных для езды и по городским дорогам, и по бездорожью.
Рекуперативный тормоз
Это не совсем обычная разновидность тормоза, которая обычно устанавливается в электросамокатах или современных и дорогих моделях.
В данном случае, помимо обычного тормозного механизма, в самокате установлен специальный компактный электрогенератор, который преобразует энергию от торможения (на высоких скоростях) в электроэнергию.
Она, в свою очередь, усиливает тормозной эффект на колесо. В данном случае торможение происходит не просто плавно и быстро, но и требует меньше тормозных усилий от самого самокатчика.
Как выбрать?
При выборе тормозного механизма самоката следует осознавать, в каких именно условиях вы будете использовать это средство передвижения. Для легких и кратковременных путешествий или для детских самокатов лучше всего подойдут колодочные тормоза или модели типа «крыло». Их легко починить, они достаточно дешевые, простые в установке и эксплуатации, а также отлично показывают себя на ровных дорогах.
Для более агрессивной и профессиональной езды следует покупать дорогие модели ободных, дисковых или рекуперативных тормозов. Они максимально безопасны, обладают отличной реакцией на команды и оказывают минимальное влияние на целостность колес самоката.
Как отрегулировать?
Как правило, в регулировке нуждаются только модели самокатов с тросовой системой торможения: колодочные, ободные и дисковые. Для плавной, тихой и беспроблемной работы самоката тросики должны быть грамотно затянуты.
Чтобы вы примерно представили себе регулировку тормоза на самокате, ниже будет приведена подробная инструкция пошаговой настройки колодочного тормоза.
В случае с самокатом, работающим на колодочном тормозе, существует 2 варианта развития событий: либо он слишком сильно затянут и торможение происходит слишком резко, либо он ослаблен и для эффективного торможения нужно что есть силы зажимать ручку на руле. Единственным инструментом, который понадобится вам для того, чтобы настроить самокат в таком случае, будет гаечный ключ «десятка».
Если необходимо ослабить тормозной механизм
Если тросик в тормозе слишком перетянут и сильно зажимает заднее колесо, не следует сразу же что-то откручивать. Если самокат оснащен складным механизмом, просто сложите его и проследите, как ведет себя тормоз в таком положении самоката.
Обычно именно в сложенном виде трос оказывается слишком сильно натянут и банально мешает колесу вращаться.
В случае, если колодка все еще слишком зажимает колесо велосипеда, незначительная регулировка все же потребуется. Основная проблема здесь в слишком сильно затянутой гайке (в правую сторону), которая отвечает за натяжение тросика в самом тормозном механизме. В этом случае колодке ничего не остается, как не ослаблять давление на колесо. В данном случае все, что от вас понадобится – это немного увеличить зазор тормозной пружины.
Чтобы сделать это, достаточно немного ослабить гайки и провернуть их слегка влево.
Сначала поворачиваем нижнюю гайку, а затем верхнюю – для этого используйте все тот же ключ. Как только зазор в пружинке будет увеличен, вы увидите, как колодка постепенно начнет отходить от поверхности колеса.
Если нужно сильнее затянуть
Если вы пользуетесь своим самокатом постоянно, колесо, как и колодка, постепенно стираются, что ослабляет сам тормозной механизм. Чаще всего стирается именно колесо, в данном случае проводится противоположная описанной выше операция. Обе гайки постепенно поворачиваются вправо, до того, как между колесом и колодкой образуется желаемый зазор.
Если в настройке нуждается сам механизм на ручке руля, жесткость тормоза здесь можно поставить, просто зажав или ослабив гайку на ручке, отвечающей за фиксацию тросика.
В следующем видео вы узнаете, как правильно отрегулировать тормоз.