Многое в нашей жизни зависит от того, как мы ощущаем сами себя. Речь идет о самооценке. Она влияет на нашу карьеру и отношения с людьми, она важна для поддержания внутренней гармонии. Какой она бывает и подлежит ли коррекции, расскажет эта статья.
Что это такое в психологии?
Самооценкой современная психология называет систему представлений человека о самом себе, своей личности, месте в обществе, о своих качествах и достоинствах. Самооценка является проявлением самосознания. Человек от животных отличается способностью оценивать себя, и именно эти особенности позволяют ему делать свой жизненный выбор.
Определение в более широком понимании подразумевает способность человека критически оценивать свои поступки и основные черты характера, примеривать на себя разные альтернативы и возможности. Самооценка помогает нам ставить цели и двигаться к ним. Значение слова также включает в себя определенное нравственное удовлетворение. Люди с нормальной самооценкой легко поддерживают гармонию в душе, они уверены в себе, не страдают от внутренних конфликтов. При формировании самооценки человек соединяет в общем поле свои представления о себе, полученные путем сравнения себя с окружающими и некими жизненными ориентирами. Ориентиры меняются со временем. Если еще пару веков назад ценным считалось умение танцевать на балах, то сегодня умение танцевать на самооценку большинства людей не влияет. Есть и вечные ценности, такие как порядочность, честность, ответственность, доброта, смелость и т. д. Они влияют на самооценку во все времена.
Самооценка может варьироваться — в каких-то ситуациях она повышается, в каких-то незначительно временно снижается, все зависит от того, нравимся ли мы себе в тот или иной отрезок времени в тех обстоятельствах, в которых оказались.
Но именно самооценка в итоге сама и регулирует наше восприятие, не позволяя человеку долго бичевать себя за ошибку или возносить на вершину Олимпа за успешно выполненную, но вполне заурядную задачу.
Из чего состоит?
Психологи считают, что самооценка включает в себя два компонента, которые постоянно взаимодействуют в структуре нашего самовосприятия. Формула довольно проста — когнитивное плюс эмоциональное.
- Когнитивная часть складывается из личных представлений человека о себе и своих чертах, навыках, характере, о плюсах и минусах. Идет активное самосознание, человек познает себя на протяжении всей жизни.
- Эмоциональная часть состоит из отношения человека к себе, внутренней оценки. Это те чувства, которые люди испытывают сами к себе, одобрение или его отсутствие, уважение или неуважение, любовь и принятие.
Характеристика этой структуры довольно условна и важна только для теоретиков. На практике оба компонента действуют как единое целое. То есть все, что мы узнаем о себе, находит в нас тот или иной эмоциональный отклик, носит определенный эмоциональный окрас. Это единство порождает широкие возможности — поддерживает внутренний моральный самоконтроль, самоценность, что непременно отражается на самореализации человека в разных сферах его жизни.
Виды и уровни
В народе принята упрощенная шкала самооценки, считается, что она либо нормальная, либо аномальная — завышенная или заниженная. В профессиональной среде психотерапевтов и клинических психологов градация более широкая. Специалисты выделяют оптимальную и неоптимальную оценку себя. Почему так? Да потому, что люди редко «вписываются» в некие стандарты и нормы, и многим свойственно оценивать себя чуть выше среднего, а некоторым — ниже среднего. Но и в том, и в другом случае о патологии речи не идет. Оба варианта считаются допустимыми и объективными.
Также говорят об адекватной и неадекватной оценке себя.
Адекватная
Критерии ее довольно просты — такая оценка своих сильных и слабых сторон в целом правильная, устойчивая. Представления человека о себе соответствуют уровню его возможностей и способностей. При этом нравственная оценка себя у человека может быть как отрицательной, так и положительной. Если человек говорит, что не танцует, поскольку неуклюж как бегемот, это носит отрицательный эмоциональный окрас, но в целом соответствует действительности и не вызывает у индивида никаких моральных страданий по этому поводу.
Если у человека адекватная объективная самооценка, он способен разумно взвешивать свои желания и возможности, задачи и способности. Его цели в жизни реалистичны, он чаще их достигает, легко двигается по карьерной лестнице, строит отношения с людьми. Он способен на здоровую самокритику, не превращающуюся в невротическое состояние. Нормальная самооценка позволяет человеку просчитывать некоторые основные последствия его решений и поступков.
При адекватной самооценке люди позитивно относятся к окружающим, считаются с ними, заботятся о них, но никогда не находятся под прессом общественного мнения. Им сложно навязать что-то, у них есть собственное объективное мнение по каждому вопросу.
Неадекватная
Отклонения возможны либо вверх, либо вниз. В первом случае формируется завышенная самооценка, во втором — заниженная. И тут много зависит от уровня отклонений. Небольшие превышения или занижения распространены чрезвычайно широко, и в целом их можно отнести к норме, поскольку на поведение человека они не влияют, жизнь ему не осложняют. Нестабильная оценка ниже среднего легко при необходимости корректируется, а неустойчивую оценку выше среднего и корректировать не нужно — человек вполне заслуженно уважительно относится к себе, ценит себя, и это ему помогает.
К сожалению, все чаще специалисты констатируют в последнее время существенные отклонения самооценки. В этом случае и чрезмерное завышение, и снижение восприятия себя непременно влияет на жизнь человека, его поступки и решения, делая его существование порой невыносимым. Отдельно стоит сказать о завышенной и заниженной самооценке. Личности, которые существенно завышают свои таланты, способности, окружают нас везде. Они есть в любом коллективе, в любой компании. Такой человек стремится быть в центре событий, на виду, легко и назойливо раздает советы, обожает руководить в любой ситуации, доминировать.
Собственная значимость у такого человека преувеличена, ведь она зачастую не подкрепляется ничем — нет ни должного опыта, ни уровня знаний, ни черт характера, которые соответствовали бы взятым на себя задачам. Это не мешает человеку придумывать свой образ и обожать его. Такие личности не воспринимают критику, болезненно и порой враждебно относятся к простым замечаниям или указаниям на ошибку. Они не ценят и не могут выслушивать чужих мнений, если они отличаются от их собственного.
Люди с завышенной самооценкой считают себя правыми во всем и всегда. Если что-то идет не так, то виноваты у них будут другие, а также обстоятельства, события, но только не они сами. Их поведение часто демонстративно высокомерно, они ведут себя независимо, не умеют принимать помощь от окружающих, не просят о ней.
Чаще всего, если попробовать указать такому человеку на его слабую сторону, он воинственно отразит замечание, немедленно преобразовав слабость в силу. Например, если вы укажете на неразумное упрямство, человек с завышенной самооценкой, скорее всего, отметит, что это — не упрямство, а целеустремленность и настойчивость. Если же укажете ему на жадность, он обязательно назовет ее бережливостью и рачительностью.
Люди с завышенной самооценкой часто любят «геройствовать» напоказ. Если зрителей нет, они не будут совершать широких жестов и благородных поступков. Как правило, им нужно общественное одобрение как подпитка для своего самолюбия, им свойственно пренебрежительное или брезгливое отношение к окружающим. Таким людям очень сложно выстроить счастливые семейные отношения, с ними тяжело дружить и иметь деловые отношения. Если такой человек получает доступ к власти, под его руководством работать почти невозможно, ведь для себялюбца ничего не стоит унизить, оскорбить подчиненного.
А вот личностей с дефицитом самооценки разглядеть поначалу сложно. Они незаметны в коллективе, поскольку предпочитают не быть на виду. Поначалу такие люди часто производят впечатление скромных, и это даже располагает. Но пообщавшись с ним подольше, вы откроете не самые приятные стороны.
Низкая самооценка приводит к дефициту любви к себе. Человек считает себя неудачником, неспособным и негодным ни на что стоящее. Он нерешителен, его сложно «сдвинуть с места».
Человек нуждается в поддержке от окружающих. Без нее он чувствует себя как в эпицентре атомного взрыва. Он зависим от мнения и суждения других людей, легко внушаем, им часто и легко манипулируют. Легко меняет свое мнение в пользу навязанного чужого и обратно. Низкая самооценка не дает человеку возможности брать на себя любую ответственность. Чаще всего при любом удобном случае он переложит ответственность со своих плеч на чужие. Это касается даже ответственности за его собственные поступки – «Я поступил так, потому что ты так решил», «Я не допустил бы ошибки, если бы не ты».
Нередко низкая самоценность сопровождается самыми разнообразными комплексами неполноценности, фобиями. Такие личности избыточно ранимы, их можно обидеть не только словом, но и случайным взглядом. Как правило, они не могут создавать полноценных и долгосрочных отношений, с трудом поддерживают дружеские контакты. Зачастую заниженная самооценка становится причиной постоянного самобичевания, когда человек слишком требователен к себе, страдает перфекционизмом. В таком случае им свойственна мелочность, они склонны к зависти. Могут изысканно и изощренно мстить.
Иногда люди с низкой самооценкой начинают демонстративно пытаться доказать окружающим что-то, и это всегда становится причиной ярких, но неадекватных поступков, которые вызывают смех и недоумение, испуг и отторжение у общества. Как и себялюбцы, те, кто себя не любит, склонны быть эгоистами. Но это — качественно другие эгоисты. Они постоянно жалеют себя, пестуют свои неудачи и беды. Они поглощены своими страданиями настолько, что практически не способны замечать окружающих, любить, поддерживать, сопереживать.
Функции
Роль самооценки высока. Она гораздо более широкая и разносторонняя, чем мы привыкли считать.
- Регулятор — от степени адекватности оценки себя зависит, какие решения примет человек, какие поступки он совершит в итоге. Это и саморегулятор поступков, не позволяющий индивиду перешагнуть определенных границ.
- Защита — уровень самооценки поддерживает психическое состояние человека в стабильном состоянии, обеспечивая адекватность его поведения и реакций.
- Развивающий фактор — самооценка с ее периодическими колебаниями нужна для саморазвития, повышения своих знаний, умений, освоения новой деятельности, качественных изменений в жизни.
- Отражение — вид и уровень восприятия самого себя позволяет человеку сопоставлять реальность и свои убеждения, верно оценивать свое место в мире.
- Гармония — благодаря адекватной самооценке человек испытывает адекватные эмоции, бывает удовлетворен собой, испытывает счастье.
- Адаптация — в адаптивных механизмах, когда личности приходится срочно перестраиваться под некие внешние изменения, привыкать к новому социуму, условиям, именно самопознание облегчает привыкание.
- Мотивация — самооценка позволяет нам двигаться вперед, стимулирует нас на достижение целей, поскольку для каждого имеет существенное значение, что он будет думать сам о себе при реализации задач.
Самооценка регулирует нашу деятельность с самого начала и до самого окончания каждого действия. Именно благодаря ее громкому сигналу «Стоп!» мы останавливаемся, если понимаем, что делаем нечто ошибочное, что непременно повлечет за собой порок самокритики или недовольства самим собой.
Факторы влияния на самооценку
Часто человека с неадекватной самооценкой винят в том, что его представления о себе именно такие. Но стоит ли винить человека, если формирование системы представлений зависит от множества факторов?
Социальные
В процессе взаимодействия с обществом формируется связь между реальностью и собственным ощущением «Я». Осознавать свою личность дети начинают уже к году, и именно с этого возраста начинается воздействие факторов, влияющих на то, какой будет в итоге самооценка. До школы и в начальных классах дети еще не способны в силу возраста анализировать адекватно свои достоинства и недостатки, сопоставлять реальные возможности со способностями. В этом возрасте ситуация находится в руках взрослых, именно они создают основу, формируя первые представления о том, что допустимо, а что — нет, что подлежит похвале, а что — порицается.
Если действия родителей, воспитателей, учителей и наставников на этом этапе ошибочные, то именно они и дают мощный толчок к неадекватности самооценки растущего человека. Какие ошибки могут влиять?
- Наказания, по своей степени не соответствующие обстоятельствам и степени вины ребенка.
- Наказания несправедливые, незаслуженные.
- Слишком частые хвалебные «оды» в адрес ребенка, не имеющие объективных обоснований.
- Обидное сравнение малыша с другими, призванное указать на его слабость, отсутствие способностей и талантов, непослушание.
- Возведение ребенка «на пьедестал» в семье или в школьном коллективе.
- Частая сознательная фокусировка внимания малыша на его ошибках, неудачах.
Для малышей мнение окружающих не особо важно, для них важное значение имеет отношение и любовь родителей. Но уже с подросткового возраста ситуация меняется — мнение сверстников становится приоритетным. И такое влияние сохраняется на протяжении всей жизни человека.
Замечено, что чем важнее для нас человек, нас критикующий или хвалящий, тем сильнее отпечатывается его мнение на нашей самооценке.
Личностные
На оценку своего собственного «Я» влияет и характер человека, и его темперамент. Более восприимчивые и чувствительные люди чаще подвержены отклонениям от оценочной нормы в ту или иную сторону, чем менее эмоциональные и спокойные личности.
Если человек больше склонен к позиции интроверта, мнение окружающих для него не столь болезненно и в большинстве случаев на его оценку себя не влияет. Иная картина у экстравертов — для них общество и возможность общаться с комфортом имеет главное значение.
Уровень притязаний
У каждого он свой. Один хочет иметь белоснежную морскую яхту и владеть корпорацией, другой нацелен лишь на скромное обеспечение повседневных потребностей своих и своей семьи. Как и сама самооценка, притязания бывают чрезмерными или заниженными, неадекватными. Адекватными считаются такие уровни, при которых возможности соответствуют цели, позволяют ее достичь. Очевидно, что выпускнику с небольшим количеством полученных на экзаменах баллов не стоит подавать документы в лучший университет страны, а сотруднику с низкой зарплатой не стоит присматривать себе морскую яхту. Если же они делают это, можно говорить о наличии завышенных притязаний.
Низкий уровень наблюдается у тех, кто имеет реальные возможности, но не использует их по каким-то личным причинам, например, из-за страха потерпеть неудачу. Специалисты уверены, что наиболее сильно искажает личность и портит жизнь не завышенный уровень притязаний, а сниженный.
Именно он создает наиболее благодатные предпосылки для социальной пассивности, отсутствию мотивации и целей, человек с большими задатками фактически становится хроническим неудачником.
Способы коррекции
Проработать проблемы с самооценкой человек может самостоятельно. Но если ситуация уже явно носит патологический характер, можно и нужно обратиться за помощью к специалисту, например, к психотерапевту. Специалисты солидарны в том, что легче коррекции поддается заниженная оценка, поднять ее помогают особые психологические приемы и техники. Уменьшить слишком высокое самомнение всегда сложнее, потребуется долгая и кропотливая работа над собой. Хорошая новость заключается в том, что человек, осознавший, что имеет завышенную самооценку, уже встал на путь терапии — он же смог критически оценить себя, а значит, уже начал работать над развитием адекватного восприятия себя.
Общие советы, которыми богат интернет, могут иметь довольно посредственные результаты. Да, медитации, арт-терапия полезны, но не всегда эффективны. Для начала нужно определиться, в какой именно сфере оценка неадекватна — в профессиональной, личной или иной. На листе бумаги выпишите свое видение того, как складываются у вас отношения с окружающими, работа, как оцениваете внешность, интеллектуальные способности, свои знания, хобби, дайте оценку своей семье, друзьям. Оценивайте каждую сферу по десятибалльной шкале. На адекватность указывает результат в 5 и около того баллов по каждой сфере. Соответственно, более 7 и менее 3 — тревожные результаты, и коррекцию нужно проводить именно в тех проблемных сферах, где оценка неадекватна.
Составьте план, укажите, чего не хватает для нормализации восприятия данной сферы. И приступайте к действиям.
- Не сравнивайте себя с другими. Каждый из нас — личность уникальная, не имеющая аналогов.
- Старайтесь замечать больше красоты вокруг, очищайте мысли от негатива. Такие мысли — сильнейший магнит для неудач.
- Работая над задачей, нацеливайте себя только на успех. Неудачи приходят к тем, кто их подсознательно ждет.
- Чаще и больше улыбайтесь себе и другим.
- Больше общайтесь, не избегайте помощи от других, просите, если она нужна.
- Найдите работу мечты или интересное хобби, в котором сможете раскрыть свои способности максимально полно. В этом случае похвалы будут всегда обоснованы.