Самооценка

Почему ребенок стесняется и что с этим делать?

Почему ребенок стесняется и что с этим делать?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Нормально ли стесняться?
  2. Причины
  3. Признаки
  4. Как помочь ребенку?
  5. Игры для борьбы со стеснением
  6. Советы психолога

Некоторые дети испытывают чувство стеснения при общении с другими людьми. Они могут знать правильный ответ на вопрос, но молчат из-за своей застенчивости. Иной раз ребёнок не решается поиграть с соседским мальчиком.

Нормально ли стесняться?

Скованность при взаимодействии с окружающими порой присутствует в жизни человека эпизодически. Но она может оказаться постоянным спутником робкой личности.

В психологии принято рассматривать застенчивость как переходный этап при формировании характера личности и как постоянную черту.

Чаще всего ребёнок стесняется при встрече с малознакомыми людьми. Период социализации в детском садике или в школе тоже не обходится без проявления застенчивости. И это вполне нормально. Врождённое качество присуще спокойным и тихим детям. Желание насильно поменять натуру может привести к развитию невроза.

Причины

Первые проявления робости и нерешительности можно наблюдать у крохи в 1 год при встрече с новыми людьми. Незнакомое социальное окружение порой вызывает чувство стеснительности даже у очень общительного малыша. Сложности возникают в период адаптации при смене коллектива: перевод в другой класс, переход в иное детское учреждение. Переезд тоже выбивает скромного ребёнка из равновесия.

Чувство застенчивости чаще всего возникает из-за неуверенности в себе или страха перед незнакомцем. Некоторые дети не умеют постоять за себя.

Стеснительность мешает процессу обучения. В школьные годы ребёнок может испытывать чувство неловкости на уроке из-за язвительных замечаний, насмешек, неодобрительных взглядов педагога. Моментально в сознании ученика появляется психологический блок, перекрывающий возможность свободно отвечать на вопросы.

Причинами появления боязни отвечать у доски могут быть всевозможные комплексы, возникшие из-за непонимания учебного материала, плохого знания предмета, низкого статуса в коллективе, высокой тревожности, заниженной самооценки.

Некоторые родители начинают предъявлять завышенные требования к своим детям. Они не оставляют им права на промахи. Ребёнка наказывают даже за незначительные ошибки. Школьник опасается получить плохую оценку, поэтому он боится проявлять инициативу на уроке.

Существуют и другие причины проявления застенчивости.

Особенность возрастного периода

Стеснительность начинает усиленно проявляться в 4 года. Кроха испытывает страх и тревогу в присутствии других людей. В садике малыш боится высказать своё мнение. Он скован в движениях, напряжён. В возрасте 5 лет проявление нерешительности и стеснения усиливается. Ребёнок нуждается в похвале и одобрении со стороны взрослого человека, иначе в 6 лет он замкнётся в себе, перестанет обращаться за помощью к родителям. К 7 годам тревожность может снизиться или стать личностной особенностью.

Пубертатный период характеризуется появлением ощущения собственной неловкости из-за резкого изменения структуры тела и духа. Юный человек не может адекватно оценивать свои способности, возможности и внешность, поэтому начинает сомневаться в себе. Подростки боятся критики, осуждения и непонимания со стороны коллектива. Тинейджер стесняется выступать перед аудиторией, потому что боится публичного осмеяния и унижения.

Неумение коммуницировать

Многие дети не умеют общаться со сверстниками. Они не знают, как вступать в диалог. Маленький человечек не всегда может самостоятельно обрести навыки социального взаимодействия. Ровесник хочет подружиться с малышом, а тот бежит за помощью к родителям.

Помогите ему познакомиться с соседским ребёнком, обменяться игрушками на время игры. Нужно с детства учить кроху правильному общению.

Черта характера

Застенчивость может быть врождённым качеством. В этом случае она будет периодически проявляться на протяжении всей жизни. Дети, обладающие такой чертой характера, склонны к проявлению беспокойства, тревожности, страха. Стеснительные малыши не желают расставаться с родителями даже на очень короткий срок. Они избегают общения с незнакомыми людьми, испытывают напряжение в кругу родственников, тяжело переживают из-за неудач. Робкому ребёнку, имеющему чувствительную нервную систему, трудно выносить посторонний шум, громкий звук, яркий свет.

Приобретенная

Стеснительность может развиться в результате какого-то травматического события, недружелюбного окружения или тяжёлой болезни.

Любая непохожесть на ровесников формирует чувство робости, например, дефект речи (неправильное произношение отдельных звуков, заикание), проблемы со слухом или зрением.

Сталкиваясь с негативным опытом, малыш начинает бояться оценки окружающих. Большинство детей стесняются носить очки.

Признаки

С самого раннего детства некоторые малыши ведут себя скованно в обществе. Они забиваются в самый дальний угол, отказываются рассказывать стихи при посторонних людях. Кроха прячется за свою мать, прижимается к ней, отворачивается от чужих взрослых, опускает глаза в пол. Кроха стесняется здороваться с окружающими. Ребёнку сложно знакомиться с людьми, заводить новых друзей. Он предпочитает уединение.

Стеснительный ребёнок боится посмотреть в глаза собеседнику. На его вопрос может дать односложный ответ или вовсе промолчать. Малышу бывает стыдно петь даже в присутствии своих родителей. Застенчивый человек опасается выглядеть смешно в глазах других людей. Он сильно озабочен собственными реакциями, поэтому избегает ситуаций, требующих спонтанных действий.

Ребёнок стал школьником, но стеснение не прекращается, а только усиливается. Робкий ученик стесняется отвечать на уроке. Прекрасно зная учебный материал, школьник испуганно бормочет что-то себе под нос. Вместо хороших оценок получает посредственные баллы. Застенчивость мешает выражать свою точку зрения и ясно мыслить.

Как помочь ребенку?

Нужно с первых дней жизни знакомить младенца со взрослым миром. Берите с собой кроху в магазины, на встречи с разными особами, в поездки на природу и по другим своим делам. Если малыш ведёт себя нерешительно в общественных местах, прячется за маму, то помогите ему убрать стеснительность. Не принуждайте его ни к каким действиям: не подталкивайте к собеседнику, не заставляйте здороваться. Дома обсудите произошедшую ситуацию, предложите разные варианты поведения. Пусть ребёнок увидит, как выглядят его действия со стороны.

Устраивайте просмотры мультфильмов и сказок с наглядными примерами проявления смелости и бесстрашия. Дети всегда стремятся быть похожими на своих кумиров. Действия главных героев могут научить малыша, как побороть страх и проявить решительность. Придумывайте вместе истории про смелых и сильных людей. Правильно выбранный сюжет помогает бороться с детской неуверенностью. Проговаривайте чувства персонажей. Например, «Овечка не хочет делать этого из-за боязни, что у неё не получится» или «Собачка стесняется, потому что никого тут не знает». Если говорить вслух о проблемах, то они теряют свою остроту.

Родители должны чаще разговаривать с малышом. Не нужно акцентировать внимание ребёнка на его застенчивости. Делитесь с ним способами преодоления своих трудностей. Не скупитесь на похвалу, обращайте внимание малыша на его малейшие достижения, поддерживайте любую инициативу. Приглашайте домой гостей. В присутствии посторонних людей побуждайте малыша к непринуждённому разговору.

Нередко ученик боится отвечать у доски первым из-за слабого знания предмета. Родители могут помочь ребёнку путём устранения имеющихся пробелов. Позанимайтесь с ним сами или обратитесь за помощью к репетитору.

Родители должны прорабатывать с детьми ответы на возможные вопросы по изученным темам. Пусть стеснительный школьник сначала выступает с подготовленным докладом перед зеркалом. Он сможет понаблюдать за своей мимикой, жестами, позой. Ребёнок увидит все лишние движения. Избавившись от них, он попробует произнести речь перед бабушкой, братом, сестрой или домашними питомцами. Первоклассники частенько используют в качестве слушателей мягкие игрушки.

Уделяйте больше времени подростку. Его самооценка может снизиться из-за разлада отношений с друзьями и представителями противоположного пола. Не обесценивайте переживания сына или дочери.

Тинейджер пока ещё не понимает, что подростковая любовь чаще всего заканчивается разрывом отношений. Проявите уважение к его чувствам.

Подростки придают большое значение своему внешнему виду. Они любят экспериментировать. Не осуждайте выбор странной одежды. Попробуйте ненавязчиво помочь своему ребёнку найти подходящую вещь, но не настаивайте на своём мнении. Подростковые эксперименты формируют адекватную самооценку. Благодаря экстравагантной одежде и яркому цвету волос тинейджер учится любить себя. Это качество поможет ему убрать стеснительность.

Мать с отцом должны быть всегда на стороне ребёнка в школе, в саду, на уличной площадке. Уделяйте внимание физическому развитию малыша. Приучайте его делать зарядку по утрам, научите играть в футбол, теннис или волейбол. Ловкий и выносливый человек всегда решителен и уверен в себе.

Игры для борьбы со стеснением

Застенчивость можно преодолеть с помощью различных игр по поднятию самооценки.

  • Игра в комплименты помогает малышу выявить свои позитивные качества. Нужно сесть друг напротив друга и поочерёдно своему визави называть его черты, заслуживающие похвалы. Следует уделять внимание не только особенностям приятной внешности, но и душевным качествам.
  • Игра «Я умею» обучает ребёнка адекватно оценивать свои успехи в освоении каких-то действий или обретении знаний. Ведущий кидает мячик игроку со словами: «Я умею вышивать гладью. А ты что умеешь?» Каждый участник, поймавший мяч, должен рассказать о своих умениях другим игрокам. Малыш таким способом может перебороть в себе застенчивость, обогатить свой словарный состав и повысить коммуникативные навыки.
  • Игра «Идём в гости» предполагает распределение ролей гостей и хозяина. Мягкие игрушки гостят друг у друга. Ребёнок командует, кто из зверей будет хозяином и гостем. Он должен определиться с угощением. Малыш разрабатывает поведение игрушек, составляет диалоги. Игрок обязательно побывает в роли гостя и в роли хозяина.
  • Можно избавить детей от внутренних зажимов при помощи использования мимических действий, жестикуляции, пантомимы. Их используют в игре про персонажей, которые ничего не слышат. На любой вопрос игрок должен ответить жестом, мимикой или телодвижением.

Советы психолога

Некоторые взрослые бездействуют, не обращая внимания на проблему. Робкий ребёнок должен чувствовать поддержку со стороны близких людей. Не оставляйте его наедине с агрессивными людьми, защищайте малыша. Обращайтесь за помощью к педагогам для устранения конфликтов между детьми.

Чрезмерная опека лишает кроху возможности пытаться взаимодействовать со сверстниками. У ребёнка формируется замкнутость и несмелость. Он не способен решать проблемы самостоятельно. Не используйте в воспитании многочисленные запреты и строгие приказы. Помогите малышу расширить круг знакомств. Тренируйте с ним навыки общения.

Стеснительные дети мнительны и ранимы, поэтому в отношениях с ними важно проявлять мягкость. Не повышайте голос на малыша. Родительская строгость может спровоцировать страх перед возможностью ошибиться. Это приводит к ещё большей закомплексованности и стеснению. Нельзя демонстрировать чувство разочарования в ребёнке и его робком характере. Не стыдите его за смущение. Не сравнивайте способности своего ребёнка и его внешность с другими детьми.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.