Саморазвитие

Как стать общительным и интересным человеком?

Как стать общительным и интересным человеком?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Зачем это нужно?
  2. Причины проблем с коммуникацией
  3. Каким образом можно улучшить навыки общения?
  4. Упражнения
  5. Возможные ошибки
  6. Советы психолога

Общительность и коммуникабельность многие указывают как личное достоинство, подчеркивая его при устройстве на работу, при соискании новой должности. Но все ли эти люди по-настоящему общительны? Как развить в себе способность к коммуникабельности, расскажет эта статья.

Зачем это нужно?

Потребность в общении так же сильна, как и базовые потребности человека. Быть общительным приятно, поскольку таким людям не сложно подбирать нужные слова в той или иной ситуации, заводить новые знакомства. Общаться с привычным для нас кругом людей с легкостью — еще не признак высокой коммуникабельности, ведь такое общение часто происходит невербально. Люди, которые хорошо нас знают, понимают нас буквально с полуслова. А вот в обстановке незнакомой, в окружении чужих человек со слабыми коммуникативными способностями может растеряться.

Уровень коммуникабельности во многом зависит от темперамента, характера, воспитания, образования, а также религиозности конкретного человека. Но никаких преград для того, чтобы стать более общительным, не существует. И повысить свой уровень коммуникабельности может абсолютно каждый психически здоровый человек в любом возрасте.

Для чего это нужно? Человек с расширением коммуникативных возможностей становится более открытым для окружающего мира. Он может легко заводить друзей, поддерживать деловое общение. Становится легче формировать и выражать свою точку зрения, за счет чего растет уверенность в себе, повышается самооценка.

Общительные люди более гибкие, они легче адаптируются к новым неожиданным обстоятельствам.

Психологи доказали, что общительные люди легче обучаются, широко мыслят, у них более развернутый кругозор. При этом стоит четко отделять общительного человека от патологически нуждающегося в говорении. Он всегда знает меру, не скажет лишнего, у него развито чувство такта, имеется адекватное чувство юмора. С ним легко всем вокруг.

Общительные люди обладают особым шармом, делающим их более привлекательными для представителей противоположного пола. Он не испытывает внутреннего напряжения при общении, и это отлично чувствуют собеседники, начиная интуитивно доверять человеку. Вот почему общительным людям легче строить личные отношения, вступать в брак, устраиваться на работу.

Причины проблем с коммуникацией

Проблемы с общительностью разнообразны, но, как правило, они вызваны похожими причинами. И прежде, чем перейти к действиям по повышению личного уровня коммуникабельности, нужно разобраться в том, почему у вас не получается естественным образом свободно осуществлять общение с окружающими. Причины могут быть следующими.

Стеснительность

Человек может стесняться из-за низкого уровня уверенности в себе и своих силах. Он необщительный вовсе не потому, что ему не требуется общения, а потому, что не чувствует уверенности, что сможет понравиться собеседнику, произвести на него благоприятное впечатление. Происхождение самой стеснительности может проистекать из детства, когда самооценка была сформирована аномально, чаще она заниженная.

Иногда стеснительными люди становятся в подростковом возрасте в силу неудачного опыта общения со сверстниками, неудачного опыта первых отношений, неудовлетворенности собственной внешностью.

Недостаток знаний, ограниченность словарного запаса

Иногда человек молчит вовсе не потому, что он стесняется или боится что-то сказать, а ему просто нечего сказать. Он не понимает, о чем речь, предмет разговора ему совершенно незнаком.

Если подобное происходит часто, это повод призадуматься над самообразованием, расширением кругозора, над формированием богатого словарного запаса.

Индивидуальные особенности

Иногда человек замкнутый и молчаливый по причине врожденных особенностей, темперамента. Например, интроверт общается с людьми мало и скупо, при этом не задается вопросами, как повысить коммуникабельность, ему и так хорошо. Особенности личности подразумевают полную гармонию наедине с собой или в крайне узком кругу.

Психические отклонения

Ряд психических нарушений и заболеваний также сопровождается искажениями коммуникабельности вплоть до полного отсутствия возможности и желания общаться с окружающими людьми.

Такие случаи самостоятельной коррекции не подлежат, без помощи квалифицированного специалиста и соответствующего лечения не обойтись.

Каким образом можно улучшить навыки общения?

Интересный человек всегда более успешен в своей деятельности. Таким не рождаются. Несмотря на влияние темперамента, базовые навыки коммуникабельности можно развить, научиться взаимодействовать с окружающими наиболее эффективно. Начать нужно с выявления возможных причин проблем с общением.

Установив, что именно мешает вам свободно чувствовать себя в коллективе, поддерживать любой разговор, вы сможете быстрее перестать чувствовать неловкость и поймете, в каком направлении будете двигаться дальше.

С этого дня начните следить за собой во время любого, даже мимолетного общения. В остальном помогут базовые рекомендации, которые с одинаковой эффективностью могут применять мужчины и женщины, девушки и юноши, подростки и пенсионеры.

  • Язык тела. Часто в компании мы волнуемся о том, как прозвучим и что скажем. При этом забываем о языке тела. А оно способно рассказать окружающим немало интересного. Дружелюбные и коммуникабельные люди не прячут взгляда, при общении всегда открыты. Они не будут во время общения отвлекаться на сообщения в мобильном телефоне, на изучение каких-то небольших деталей на своей собственной одежде. Научитесь смотреть прямо в глаза, общаться с собеседником с максимальной заинтересованностью. Невербельные сообщения от вашего тела должны явно обозначать, что вы заинтересованы в предмете разговора. Начните брать свое тело под контроль постепенно, с рук. Ваши руки должны стать дополнением вашей речи, иллюстрируя жестами определенные смысловые акценты речи. Если руки безвольно «висят» или беспокойно хаотично двигаются, это производит на собеседника негативное впечатление. Учитесь читать язык тела своих собеседников.

Поза, мимика, поворот головы, положение рук, ног — все это поможет вам более тонко чувствовать настроение вашего визави и быть более корректным в общении с ним.

  • Слова-паразиты. Попробуйте записать свою речь на диктофон и внимательно прослушайте ее. Если в разговоре вы используете слова-паразиты, избыточные междометия вроде «эээм» или «ааа» для связки слов и мыслей, постарайтесь избавиться от них. Нет ничего мучительнее слушать речь человека, который щедро дополняет подаваемую информацию такими «паразитами». Человек не использующий таких междометий и слов, производит впечатление уверенного в себе, мыслящего ясно и четко.

В начале пути будет сложно, «паразиты» будут вырываться неосознанно. Потребуется приложить немало усилий для самоконтроля.

  • Составляйте сценарный план. У каждого человека есть ряд «неудобных» вопросов, на которые ему всегда трудно давать ответы, которые ставят его в тупик. Для одних это вопросы о работе и профессии, для других — о детях и семейной жизни. Определите перечень своих «неудобных» вопросов и заранее составьте планы ответов на них. Если сложность представляет общение с незнакомыми людьми на незначительные общие темы, также стоит заранее продумать, о чем вы смогли бы поддержать разговор. Это сможет помочь преодолеть неловкость в тех ситуациях, которые ранее заставляли замолкать.
  • Рассказывайте истории. Чтобы вы ни рассказывали, старайтесь рассказывать именно историю — у нее должно быть начало, развитие, кульминация и финал. В такой форме сделанные вами доклады и презентации будут интересными, а разговоры с собеседниками станут захватывающими. Очень скоро вы начнете пользоваться славой интересного рассказчика.
  • Задавайте больше вопросов. Большинство стеснительных людей и тех, кто в итоге испытывает проблемы с коммуникацией, имеют общую черту — они боятся или не любят спрашивать. Одни переживают, что покажутся назойливыми или глупыми, уточнив что-то, другие просто не могут сформулировать вопрос. Научите себя обязательно задавать вопросы собеседнику. Так вы покажете ему, что заинтересованы в предмете разговора. Если спросить совсем нечего, можете просто в вопросительной форме повторить последние утверждения визави. Это будет стимулом для него к продолжению повествования.

Главное — не сосредотачиваться на форме вопроса, а внимательно прослушать ответ на него.

  • Сосредотачивайте внимание. Необязательно буравить визави взглядом, достаточно не отвлекаться от общения на сообщения и уведомления телефона. Если предстоит ответственная встреча, важная для вас, лучше вообще отключить телефон или перевести его в беззвучный режим.

Для важных встреч выбирайте тихие и спокойные места. Преградой на пути установления понимания между собеседниками может стать не только ваш смартфон, но и обычный фоновый гул и шум вокруг.

  • Обратная связь. Читая доклад, рассказывая что-то большой аудитории или одному собеседнику, избегайте монотонности и отвлеченности в рассказе. Если слова не связаны с собеседником или слушателями, они не произведут на них большого впечатления. Всегда старайтесь включить их в рассказ, сделать их участниками повествования – «И как вы думаете, что было дальше? Правильно, случилось именно то, о чем вы подумали!», «Что бы вы сделали на моем месте?».

Подобные отсылки к слушателям сделают их непосредственными участниками истории.

  • Развивайте эмпатию. Наибольших успехов в общении добиваются те, кто умеет сопереживать собеседнику, то есть проявляет эмпатию. Чаще ставьте себя на место визави, старайтесь представить его эмоции, ощутить их. В итоге вы научитесь не только сопереживать, но и четко видеть, когда собеседник устал, когда ему нужно остаться наедине с собой, когда тема ставит его в тупик.
  • Слушайте. Это — главный совет. Если вы научитесь не только делать вид, что слушаете, а слушать по-настоящему, стараясь запомнить информацию, зафиксировать образы и факты, это будет лучшим способом повысить свою коммуникабельность.

Упражнения

В тренировке навыков общения помогут некоторые упражнения. Практикуйте их индивидуально или в кругу близких, на работе в коллективе. Они помогут раскрепоститься и начать общаться свободно, не испытывая затруднений. Все описанные ниже упражнения направлены на уменьшение и снятие внутренних барьеров.

  • «Расскажи». Это упражнение способствует обретению уверенности в общении. Лучше, если проводить тренировку в компании, но в крайнем случае можно и вдвоем. Задача каждого — по очереди рассказать об одном из принадлежащих ему предметов — откуда он, при каких обстоятельствах попал к владельцу, для чего используется. Пока один рассказывает, остальные задают уточняющие вопросы.
  • «Базар Востока». Упражнение поможет повысить навыки профессионального и делового общения. На листочках бумаги каждый участник пишет свое имя в пяти экземплярах. Бумажки сворачивают и складывают в одну коробку. Потом каждый вытягивает по 5 бумажек. Важно любой ценой убедить собеседников отдать вам бумажки с вашим именем. Первый, кто соберет полный набор из своих бумажек, побеждает.
  • «Иными словами». Это упражнение научит передавать смысл одной и той же фразы разными словами, будет способствовать развитию словарного запаса и вариативности, гибкости при общении. За основу берется фраза из 5-7 слов. Ее нужно повторять от участника к участнику, не повторяя ни одного из сказанных ранее слов, подбирая понятные и уместные синонимы.
  • «Похожие люди». Это упражнение поможет быстро научиться контактировать со знакомыми и незнакомыми людьми. Задача двух собеседников — за пять минут отведенного времени найти как можно больше общих черт и характеристик, определив точки соприкосновения друг с другом.
  • «Наедине с собой». Оставшись наедине с собой, можно вести диалог с собой, домашним питомцем, любой чайной чашкой так, как если бы они могли давать настоящие ответы.

Возможные ошибки

На пути развития собственных коммуникативных навыков мы чаще всего допускаем одни и те же ошибки, которые не позволяют нам обрести свободы общения.

  • Вы не умеете слушать. Вам кажется, что нужный объем информации от собеседника вы уже получили, и в продолжении нет смысла. Но слова — лишь ширма. Истинную ценность имеют эмоции и чувства, которые собеседник старается передать вам. Вслушайтесь в них.
  • Вы теряете контакт. Начав рассказывать что-то, вы можете не удержать внутренний фокус на собеседнике и отстраниться от него. И тогда ваша речь превращается в монотонную тираду. Чтобы сохранить контакт, постоянно тренируйте этот навык, подбирайте только точные и верные слова, больше читайте и развивайте логическое мышление и наблюдательность.
  • Вы лжете. Ложь разобщает нас даже с самыми любимыми и близкими людьми — детьми и родителями. Ложь не способствует ни налаживанию коммуникаций, ни установлению долгих и продуктивных отношений с людьми. Просто примите это как факт, соберите внутреннюю волю в кулак и запретите себе говорить неправду.
  • Вы скупы на эмоции. Если вы говорите правильные вещи, но делаете это напряженно и механически, как робот, вряд ли вас будут считать интересным. Последите за своей мимикой, живостью в общении, посмотрите в зеркало, как вы выражаете радость или гнев, каковы жесты и выражение лица. Не бойтесь эмоций, не прячьте их, именно они позволяют нам лучше понимать друг друга.
  • Вы не хотите развиваться. Часто после пары неудачных попыток люди бросают тренировки, считая, что общаться им «не дано». Не нужно искать причин, по которым у вас сегодня не получилось, нужно искать возможности все-таки реализовать задуманное.
  • Вы ищете одобрения у окружающих. Это лишает вас самостоятельности и снижает критичность мышления. Эта привычка считается типичной детской, и от нее взрослые должны избавлять как можно скорее.
  • Ваше мышление негативно. Люди с негативными установками, пессимистическими взглядами на жизнь редко могут эффективно и интересно общаться. Такое мышление обязательно формирует негативную речь, критические высказывания, грубость, оскорбления.

Смещайте фокус внутреннего внимания с того, что вызывает негатив, на то, что вы хотели бы получить.

Советы психолога

Современная психология предлагает множество наработок и методик, рекомендаций для развития коммуникабельности. Есть немало интересных книг, статей, можно записаться на вебинары или курсы. В любом случае вам пригодятся базовые советы специалистов.

  • Чаще представляйте себя ребенком при общении, это поможет более заинтересованно слушать и задавать вопросы визави.
  • Не ограничивайте контакты, постоянно расширяйте их и в интернете, и в реальном мире.
  • Не переносите свой пережитый негативный опыт на всех людей, учитесь доверять им. Недоверие разобщает.
  • Чаще ставьте себя на место собеседника. Старайтесь почувствовать то, что он переживает, примеряйте на себя описанные им события и факты. Это поможет лучше понимать друг друга.
  • Развивайте кругозор, читайте и смотрите фильмы, каждый день узнавайте новое.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.