Даже в наши дни в некоторых домах бережно хранятся и иногда используются германские сервизы из фарфора времен СССР — немые свидетели советской истории послевоенного быта.
Особенности
Многим советским людям после войны хотелось уюта, поэтому простые обыватели часто мечтали о красивых тарелках, на которые можно любоваться через стекла сервантов, а при подходящем случае продемонстрировать их гостям. Это была тончайшая и уникальная, по своей сути, посуда, способная прослужить хозяйке длительный срок. Она стоила того, чтобы ею гордиться.
Немецкие изделия отличались яркой белизной и поразительной тонкостью, оригинальной формой и особым неповторимым декором.
Стоимость сервизов из ГДР была довольно высокой и во времена их выпуска, поэтому они беспрекословно относились к очень ценным вещам в доме.
Данные сервизы редко применялись как повседневные. Они выставлялись на самом видном месте в огромном шкафу, чтобы подчеркнуть статус и высокий достаток своего владельца, доставались с полок только в самых исключительных случаях.
Кроме заметной эстетической составляющей, немецкий фарфор отличался и другими положительными качествами. Перечислим их.
-
Удивительная прочность. Внешне такие сервизы смотрятся весьма утонченно и даже изысканно, а временами и очень хрупко. На самом же деле эти изделия отличаются устойчивостью к различным воздействиям – и это все благодаря отменному качеству материалов и повышенному содержанию в нем каолиновой глины.
- Ручная проверка качества готовых изделий. Чтоб предложить потребителю продукт наивысшего качества, материал постоянно исследуют и самым тщательным образом проверяют в специальных лабораториях.
- Использование натурального сырья, которое добывается из собственных скважин компаний. При производстве используют системы экономии воды, электричества и сокращения вредоносных выбросов в воздух.
- Разнообразие имеющихся форм и уникальность дизайна. Это посуда не будет ограничиваться белоснежностью и элегантностью. Дизайнеры компаний украшали их самыми нежными узорами и рисунками, довольно смело сочетали белоснежный цвет с контрастными и яркими оттенками.
Виды
В каждой из сервизных коллекций немецких брендов времен СССР обычно были представлены такие предметы посуды, которые были необходимы для сервировки праздничного и повседневного стола (в каждом наборе присутствовали свои предметы посуды): молочники и огромные супницы, соусницы и масленки, сметанницы и солонки с перечницами, мелкие тарелочки или очень глубокие, плоские блюда и объемные салатницы, вычурные сахарницы и заварники, а также чашки и особые подставки для вареных яиц.
По дизайну можно было подобрать даже посуду из фарфора для украшения ресторанов с интерьерным оформлением под старину или для более современных заведений, оформленных в европейском стиле.
Можно привести для примера несколько самых популярных коллекций из Германии от компании Kahla.
-
Ghibli. Отличались сочетанием классики с модными тенденциями современности. Для данной посуды характерны золотистые и белые расцветки.
-
Peacock. На этих предметах сервировки изображены золотые перья.
-
Pronto. Яркие расцветки в сочетании с белоснежным оттенком отлично подойдут для современных хозяек.
-
Einzelteile. Наборы посуды для детей, которая украшена узнаваемыми героями сказок.
-
Rossella. Классика из оригинальных узоров синего цвета.
Немецкие сервизные наборы в советские времена выпускались разные – столовые и чайные, обеденные и кофейные. Отличались такие наборы по рисунку, расцветке, количеству предметов – на 6 или 12 персон.
В 70-е годы прошлого века сервизы из ГДР стали не просто примером красивой и качественной посуды, хранящейся обычно на полке, но и символом финансового благополучия семьи, а также свидетельством безупречного вкуса его хозяйки. Каждая советская женщина мечтала о том, чтобы заполучить подобного рода фарфоровый набор.
Сегодня они стоят довольно дорого – цена зависит от года выпуска, ведь чем старше предметы данной сервировки, тем дороже они будут стоить с учетом процента их сохранности.
Немецкая посуда обязательно должна маркироваться узнаваемым логотипом компании. На ряде изделий может стоять надпись German Democratic Republic.
Производители
Производство керамики было в свое время одной из наиболее важных отраслей промышленности в Восточной Германии. И это неудивительно, ведь просоветскому государству ГДР досталась всемирно известная мануфактура Мейсена – самая первая в Европе и по году возникновения, и по качеству производимой продукции. Кроме данного гиганта, чьи мощности были ориентированы в первую очередь на зажиточных европейских покупателей, здесь работали и куда менее значимые компании. Их сервизы и статуэтки делались и переправлялись именно в СССР и пользовались в советской стране оглушительным успехом.
На дне каждой тарелки или фарфорового изделия из ГДР имелось клеймо одной из известных немецких фабрик: Kahla, Fortuna Eisenberg, Meissen и Weimar и других.
Kahla
Первые сервизы в стиле барокко, которые получили название «Мадонна», выпускались именно на фабриках Kahla. Осознав, что после войны жители СССР серьезно заинтересовались именно «Мадонной», фабрики, ее выпускающие, существенно увеличили количество выпускаемой продукции.
В 1979 году компания вошла в концерн Vereinigte Porzellanwerke Kahla. Целых 17 заводов продолжили выпускать знаменитую «Мадонну», а также сервизы с «луковыми» узорами, которые имитируют знаменитые образцы из Мейсена. Неповторимое очарование было и у детской посудки Kahla – она до сих пор вызывает особые воспоминания.
Oscar
Еще одним довольно популярным в Советском Союзе производителем востребованных сервизов «Мадонна» была фабрика из Лангевизена. Она была основана в 1892 году и выпускала в основном кофейные и чайные сервизы, которые прославили не только сам бренд, но и его родной город. Изделия делались из тонкого, но при этом довольно прочного фарфора с оттенком нежной слоновой кости. Продукция вручную расписывалась специальными красками с применением золотых отводок. Сервизы данного производителя всегда имели броский и нарядный классический вид.
Graf von Henneberg Porzellan Ilmenau
Это один из самых старых тюрингских заводов – он был образован в 1777 году в городе Ильменау. Сперва завод выпускал сервизы в очень востребованном античном стиле и популярные копии сине-белой «яшмовой» керамики из Веджвуда. Считается, что определенные чашки, кофейники и даже вазы расписывал великий поэт Гёте. В XIX веке предприятие сумело оформить патент на ряд уникальных материалов декора – например, матовый люстр и броское золочение, а также фарфоровую финифть. После окончания войны продукция предприятия в Ильменау чуть ли не вся экспортировалась в СССР в качестве репараций. Наиболее известными изделиями в 1970-х гг. стали роскошные сервизы с росписью золотом, посуда с мейсенскими «розами» и сине-белой «луковой» росписью.
Wallendorfer Porzellanmanufaktur
Завод был построен в 1764 году в городе Лихте. Посуда завода производилась из твердого сорта фарфора на основе богемских каолиновых масс и отличалась от подобных изделий «немецким» декором. После войны Wallendorfer сохранил свой узнаваемый стиль и продолжил выпускать изделия по уникальным винтажным технологиям, чтобы повысить прочность и гладкость выпускаемых изделий.
Lichte Porzellan
Данный завод был открыт в 1822 году и стал основным конкурентом уже работавшей в Лихте мануфактуры Wallendorfer. После войны предприятие начало выпускать посуду из фарфора с довольно простыми модернистскими формами. Его главной специализацией были в основном чайные и кофейные сервизы, а также небольшие статуэтки. Продукцию выпускали для внутреннего использования и поставок в СССР.
Тончайший фарфор от Lichte был хорошо узнаваем среди иных брендов из ГДР, так как относился к предметам роскоши и отличался довольно высокой ценой.