История императорского фарфорового завода неразрывно связана с историей появления русского фарфора. На протяжении нескольких веков на предприятии делали эксклюзивные и дорогие предметы по заказу российских императоров. Можно с уверенностью сказать, что российские ученые изобрели рецепт фарфора независимо от европейцев и китайцев.
Особенности
Основала первую русскую порцелиновую мануфактуру в 1744 году Елизавета Петровна. В те времена в России фарфоровую посуду не делали, а привозили из Европы и Китая. Секрет изготовления хранился в строжайшей тайне. Ученый Дмитрий Виноградов разработал собственный состав и технологию производства первого русского фарфора.
Он использовал для этого глину из Гжельской волости, кварц и алебастр из Олонецка. Рецепт включал более 40 ингредиентов, в том числе уникальный состав глазури.
После смерти Д. Виноградова управление мануфактурой передали М. В. Ломоносову. Он изучал разные составы глин, способы обработки и качество после обжига. Именно благодаря трудам Ломоносова был получен фарфор «белее саксонского», открыт оптимальный состав с включением полевого шпата.
Екатерина II присвоила предприятию статус завода и наименование «Императорский». Начался золотой век русского фарфора. Коллекция уникальной посуды, предметов обихода, статуэток хранится сейчас в музее при заводе. Есть экспозиции в Петергофе, в Царском Селе и во многих других музеях, а также в частных коллекциях.
В начале XX века в честь 200-летия Российской академии наук завод переименовали в «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова» (ЛФЗ). В это время развиваются новые технологии промышленного производства. ЛФЗ производит не только посуду для сервировки, вазы, агитационные статуэтки, но и изделия для технического применения.
Именно в советский период было налажено изготовление тонкостенного фарфора, белого и прозрачного. Разнообразные формы, ручная роспись, уникальный стиль оформления. Эти серии и сейчас очень ценятся во многих странах мира, коллекционеры готовы платить немалые суммы за сервизы с клеймом ЛФЗ.
Описание сервизов советского периода
После революции предприятие наладило выпуск не только чайных наборов, но и агитационных сувенирных изделий. Сотрудничество с К. Малевичем, В. Кандинским позволили создать произведения, отражающие дух нового времени. В 1925 году советская республика отправляет лучшие произведения на международную выставку в Париж. Их ожидает успех и персональные награды. ЛФЗ отныне – знак высшего качества.
На Брюссельской выставке в 1958 году комплект с синим рисунком в виде сетки получает золотую медаль. К сожалению, автор А. А. Яцкевич не дожила до этого дня. Анна Яцкевич пережила блокаду и на идею создания узора ее вдохновили воспоминания о блокадном Ленинграде — окна домов с наклеенными крестами бумаги.
Ею же нарисовано клеймо ЛФЗ, которое ставили на посуду. Кобальтово-сетчатые варианты ЛФЗ выпускали около 10 лет, но в СССР производили и другие сервизы.
«Голубые цветы»
Посуду с синими и голубыми цветами на заводе производили в большом количестве. В 30-е годы в оформлении художника И. И. Ризнича изготовили один из первых вариантов. В 60-е выпущен округлый на вид сервиз с крупными синими соцветиями и золоченой окантовкой (автор Н. Славина).
В это же время создан другой — формы «тюльпан» с небольшими ярко-голубыми цветами в оформлении Л. И. Лебединской. В составе: чайник, молочник, чашки и блюдца. Есть еще комплект авторства Беспалова-Михалева формы «репка» — пузатые чайник и чашки с голубыми бутонами на белом поле. Все наборы объединяет трехцветная гамма узоров – сине-черно-золотая.
«Золотая осень»
Набор был выпущен в 70-х гг. XX века. Кроме чайных пар, чайника и сахарницы включает молочник, тарелки для десерта, вазу для цветов, пирожковое блюдо. Главный элемент оформления — осенние листья. Люстровые красители придают рисунку особый металлический блеск. Форма чашек — «тюльпан».
«Щедрая осень»
Осенняя позолота листьев дополнена ярко-оранжевыми плодами, приближая орнамент к народному хохломскому стилю. Автор – А. Н. Семенова. Вид чашек — «ландыш». По составу идентичен предыдущему набору.
«Золотой сад»
Кофейный сервиз с изображением синих птиц в обрамлении золотой листвы, есть растительный ободок из золота по краю чашек в форме «тюльпан».
«Северный»
На десертных тарелках и чашках рисунок в красно-черной гамме, стилизованный под орнаменты северных народов СССР. Блюдца полностью алые, на крышке чайницы фигурка в виде миниатюрного чайника с позолотой.
«Зимний вечер»
Комплект для кофе — яркий образец синего фарфора. Темный кобальтовый узор с золотой росписью поверху, позолоченная окантовка. Снят с производства еще в СССР. Автор – Городецкий В. М.
«Роза»
В 60-70 гг. были произведены несколько чайно-кофейных наборов. С сиреневыми и с розовыми цветками, с позолоченной окантовкой и с перламутровой глазурью. Для каждого характерен уникальный дизайн.
«Колокольчики»
Это высокохудожественное произведение – рифленый фарфор, ручная роспись, золотой кант по краю. В комплект входило 2 чайника – большой и маленький, сахарница, молочник, чайные пары и тарелки для десерта.
«Рябина» и «Черноплодная рябина»
Последний изготовлен в традиционной форме «тюльпан» и включает стандартные принадлежности для чая. На белую поверхность нанесены фиолетовые ягоды с разноцветными листьями. Вариант «Рябина» выполнен в форме «ландыш» с рисунком в виде оранжевых ягод и ржавой рябиновой листвы.
В комплект, кроме стандартных предметов, включены десертные тарелки.
«Фрукты»
Сине-зеленый набор с виноградом, сливами и грушами в обрамлении листьев и золотой ручной росписи. Кроме стандартного состава, есть ваза для фруктов и конфетница.
Редкие сервизы производства ЛФЗ продают на антикварных аукционах по достаточно высокой цене. Например, эксклюзивный выпуск «Индустриальный мотив» был оценен экспертом в сумму около 70 тысяч долларов. Конечно, посуда массового производства не ценится так высоко, но среди коллекционеров есть большой спрос на тарелки военной серии и на вазы середины XX века.
Обзор современных наборов
В 2005 году ЛФЗ вернули название — «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). Сочетая прежний опыт и новые технологии, труд талантливых мастеров, дизайнеров и художников, завод выпускает современные и эксклюзивные серии.
«Золотые ромашки»
Создан еще в 1970 году, был налажен выпуск чайных и кофейных приборов. Затем его сняли с производства. С 2012 года выходит в обновленном виде. Авторы – скульптор Серафима Яковлева, художник Лариса Григорьева. Предметы можно приобрести и по отдельности.
«Розовые цветы»
Вариации на тему цветов очень популярны при оформлении. Коллекция выполнена в лучших классических традициях. Изящный вид, изогнутые ручки, позолоченный орнамент создают изысканную композицию для самого торжественного случая.
«Пейзажный фриз»
Комплект для чая рассчитан на 6 персон, изготовлен из костяного тонкостенного фарфора ручной отливки. Автор рисунка Алексей Воробьевский создал фантастический пейзаж, используя растительные и архитектурные орнаменты.
Контуры чайника и сахарницы напоминает луковки на храмах древнерусских городов. Каждый предмет расписан вручную.
«Вьюнок»
Чайный комплект на одну персону изготовлен из твердого фарфора в традиционном исполнении, включает три элемента: чайную пару и тарелку для десерта. Синие цветы покрыты сверху позолотой.
«Тонкие веточки»
Набор для чая на 6 персон имеет необычную форму «волна»: узкую в нижней части и расширяющуюся вверху. Создан Э. Криммером. Белый костяной фарфор, надглазурная роспись, позолоченная отводка. По верхнему или нижнему краю изображены мелкие темные цветы на тонких ветках с черными и вызолоченными листиками. Автор рисунка – Олевская И. С.
«Золотой»
Столовый сервиз состоит из 24 предметов. Восстановлен в 2008 году по музейному образцу из коллекции Эрмитажа, который был создан в начале XIX века для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны.
В росписи есть синие и зеленые оттенки, растительные и геометрические узоры. Покрыт позолотой и тончайшей гравировкой.
«Северная столица»
Белого цвета посуда для кофе на две персоны с надглазурным оформлением — гравировкой. Изысканный классический вид дополняется тончайшим нанесением изображений известных видов Санкт-Петербурга. Автор – Петрова Н. Л.
«Ягоды»
Создан в 2016, это вариация на тему сервиза 1866 года, изготовленного для будущего императора Александра III и его невесты Марии Федоровны. Основной узор — переплетение черничных листьев и ягод. Фиолетовое и салатовое обрамление создает сочную композицию. Предметы из коллекции можно приобрести по отдельности. Дизайн Н. Л. Петровой.
«Замоскворечье»
Столовый, чайный и кофейный разновидности сервиза с позолотой формы «Александрия», разработанной французскими дизайнерами. Автор цветочного орнамента – Шуляк Г. Д.
Полихромная живопись, геометрические и цветочные орнаменты в древнерусской стилистике, ручная роспись.
«Лебединое озеро»
Набор из трех элементов в коллекции «Русский балет». На каждом – изображение лебединых перьев, переплетения жемчужных нитей. Яркие бусины окантовывают воздушный узор. Центральное место занимают медальоны с изображением балерин, лебедей, озера и замка. Позолота окантовки нанесена вручную.