С тех пор как в 1958 году появился первый скейтборд, его востребованность постоянно растет. Наибольшую популярность он завоевал у молодых людей, стремящихся разнообразить свою жизнь экстремальным хобби.
После приобретения доски в магазине со временем многие владельцы начинают замечать, что скейт движется уже не так резво, как сразу же после покупки, появились посторонние звуки. Причин может быть несколько. Одной из них может быть износ подшипников, которые стоят в колесах. Связано это с тем, что во время катания в них попадает пыль, грязь и песок. В результате колеса начинают крутиться хуже, скейт движется рывками или вовсе останавливается в самый неподходящий момент. В этом случае необходимо поменять подшипники или почистить их.
Замена подшипника
Для работы не потребуется набор инструментов, достаточно специального ключа для ремонта доски и новый подшипник или комплект. Если такого инструмента нет, можно воспользоваться ключом (размер 13) или разводным ключом. Операция по замене неисправной детали займет не больше десяти минут.
Весь процесс по восстановлению скейта условно можно разделить на несколько этапов.
- Специальным ключом открутить гайку на колесе. Делать это необходимо против часовой стрелки.
- Снять проставку (представляет собой шайбу) между гайкой и непосредственно подшипником. Проставку не выкидывать, она будет нужна в дальнейшем при сборке.
- Вынуть колесо с вышедшими из строя подшипниками. Внизу должна быть шайба, ее можно оставить на месте. Шайба не должна выпасть из гнезда.
- Извлечь неисправный подшипник. Для этого необходимо вставить колесо на ось так, чтобы ее конец совсем немного касался неисправной детали, но не доставал колеса. Затем очень аккуратно, не спеша наклонить колесо к оси скейта под углом. Подшипник выскользнет. Все операции следует выполнять медленно и осторожно, чтобы ничего не повредить. Данное предупреждение актуально, если неисправный элемент планируется использовать в дальнейшем. Если нет, то можно и не осторожничать. В колесе присутствует втулка.
В этом случае при замене новых подшипников в обязательном порядке следует вставить ее обратно.
- Повторить предыдущие действия с другими колесами. Далее вставить новые или тщательно очищенные от грязи и пыли старые подшипники. При наличии окраски рекомендуется устанавливать их окрашенной стороной наружу.
- Теперь необходимо вставить на место подшипник, осторожно нажимая на внешнее металлическое кольцо. В центр самого подшипника нажимать нельзя. Надавливать следует там, где проходит граница с колесом. Аналогичную операцию провести с остальными колесами.
- Поставить на место прокладки.
- Закрутить все гайки на колесах по часовой стрелке. Обратите внимание, в процессе ось доски не должна выходить за гайку. Так вы сможете избежать срыва резьбы на оси. Кроме того, не следует закручивать гайки очень сильно, так как колеса будут проворачиваться с трудом.
- Проверить колеса на кручение. Должны быть слышны небольшие щелчки, как потрескивание, а вот сильный шум уже ненормален.
Если колеса вращаются без рывков, с достаточной для движения инерцией, можно продолжать кататься.
Чистка подшипника
Регулярная очистка этих деталей позволяет уменьшить износ скейта, значительно увеличивает его скорость и способствует предотвращению заклинивания колес. Если своевременно не чистить подшипники, вероятность аварийных ситуаций при использовании доски существенно повышается. Сама операция чистки несложная, ее вполне можно произвести самостоятельно в домашних условиях, без привлечения специалиста и денежных трат на его вызов и оплату работы.
Чтобы приступить к очистке, нужно извлечь подшипник. Весь этот процесс поэтапно подробно описан выше. Во избежание потери важных деталей (болты, шайбы, проставки) их лучше держать все вместе, например, в коробке или пластиковом пакете.
Очистку рекомендуется проводить в следующем порядке.
- Очистить основные участки подшипника от пыли и грязи. Для удаления очевидных участков загрязнения протереть его салфеткой или сухой материей. Для очистки наиболее проблемных мест можно воспользоваться растворителем.
- Подготовить раствор для очистки. Для этого понадобится чистая емкость и чистящее средство (ацетон, жироочиститель, уайт-спирит или протирочный спирт). Для защиты рук рекомендованы резиновые перчатки.
- В наполненную чистящим средством емкость поместить подшипники.
- Промыть элементы и подождать некоторое время, чтобы детали полностью очистились (около 10 минут). Если очиститель потемнел, рекомендуется аккуратно его слить и налить в емкость новое чистящее средство. Операцию следует повторять до полной очистки элементов.
- Вынуть втулку, извлечь резиновую вставку из самого подшипника. Для этого поддеть ее чем-то тонким, например, скрепкой или швейной иглой. Если не удается, можно вставить иглу между внешним кольцом подшипника и втулкой. После этого аккуратно поднять резиновую втулку, пока она не выйдет из своего гнезда.
Для этого их можно разложить на чистой ветоши.
Как смазать подшипник?
Прежде чем приступить к смазке деталей, рекомендуется их просушить. Это займет не больше 15 минут. Для ускорения процесса можно воспользоваться баллоном со сжатым воздухом. Для этого нужно направить струю на открытую сторону элемента.
Затем нужно нанести на подшипник специальную смазку. Достаточно 2-3 капель для одной детали. Для равномерного смазывания подшипник следует переворачивать.
Применение растительного или моторного масла может привести к закупориванию деталей. Использовать WD-40 также не рекомендуется. Он может выступить очистителем в некоторых случаях, но не смазкой, к тому же он сокращает срок эксплуатации деталей.
Далее нужно поставить на свое место втулки. При этом проконтролировать, чтобы между ними и подшипником не было щелей. После этого можно вставлять подшипники.
В случае, если скейт оборудован разделителем (синхронизатором), необходимо установить деталь обратно. Для этого колеса крепятся к ходовой части, но гайки закручиваются не очень туго. Колеса должны немного раскачиваться. Если колесо плохо вращается и стопорится, необходимо ослабить удерживающую его гайку.
Специалисты настоятельно рекомендуют использовать пластичные смазки, подходящие для любых моделей. Чтобы добиться легкости вращения колес, нужно около недели «раскатывать» доску. Но при этом смазывать подшипники достаточно 1 раз в год.
Смазку необходимо закладывать в количестве около 40 процентов от свободного пространства внутри подшипника.
Ни в коем случае не используйте воду при выполнении операций при смазке подшипников.
Обслуживание неразборных подшипников
Для этого следует удалить один пыльник. При этом он погнется и придет в негодность. Расстраиваться не стоит, так как в дальнейшем он не понадобится. После промывания и смазывания подшипник устанавливается в колесо открытой стороной.
Отсутствие одного пыльника влиять на работоспособность скейта существенно не будет, поскольку подшипник прилегает плотно к стенкам колеса. Именно поэтому не стоит бояться попадания пыли и грязи. Сам процесс очистки неразборных подшипников аналогичен действиям, указанным выше.
При соблюдении всех условий по уходу и замене проблемных деталей, описанных в данной статье, вы можете рассчитывать на значительное увеличение времени эксплуатации своего скейта.
О том, как правильно чистить подшипники на скейте, вы можете узнать, посмотрев видео ниже.