Скейтборд

Скейтборды: виды, лучшие модели, советы по выбору и эксплуатации

Скейтборды: виды, лучшие модели, советы по выбору и эксплуатации

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Принцип устройства
  3. Обзор видов
  4. Производители и популярные модели
  5. Как выбрать?
  6. Необходимые аксессуары и одежда
  7. Где тренироваться?
  8. Советы по эксплуатации
  9. Рекомендации для новичков

Скейтборд очень популярен среди молодёжи и высоко ценится любителями экстремальных видов спорта. Высокая востребованность роликовых досок обусловлена их приемлемой стоимостью и широкой потребительской доступностью. Кроме того, катание на скейте является очень интересным занятием и способствует развитию координации и укреплению вестибулярного аппарата.

Что это такое?

Своим названием скейтборд обязан английской транскрипции слова skateboard, что в дословном переводе на русский язык означает «роликовая доска». Скейтбординг (выполнение на скейте различных трюков) не так давно был включён в программу летних Олимпийских игр. Появление этого вида спорта уходит своими корнями в 30-е годы прошлого века, когда любители сёрфинга для поддержания физической формы в межсезонье начали использовать роликовые доски.

Со временем скейтбординг вышел в массы и стал любимым времяпрепровождением большого количества молодых людей. За недолгую историю своего существования скейт неоднократно усовершенствовался и более-менее современные очертания приобрёл в 1958 году. Немногим позже, а именно в 1971 году, Ричард Стивенсон изобрел крепления для ног и немного изменил конструкцию самой доски, после чего она стала более послушной и манёвренной.

Особенности

Высокий потребительский спрос на скейтборды обусловлен рядом важных достоинств этих уникальных конструкций.

  • Современный скейт представляет собой необычное транспортное средство, на котором можно не только выполнять различные прыжки, но и совершать неспешные прогулки, а также передвигаться в условиях большого города.
  • Благодаря небольшим размерам и маленькому весу скейта, с ним можно спускаться в метро, пользоваться всеми видами наземного транспорта, а также брать его с собой в торговые центры и кинотеатры.
  • Из-за того, что скейты постоянно находятся под присмотром хозяев, вероятность их кражи минимальна.
  • Регулярное катание на скейтборде хорошо развивает мышцы ног, спины и позволяет всегда находиться в отличной физической форме.

Скейтбординг является очень зрелищным видом спорта и имеет тысячи поклонников по всему миру. Недаром 21 июня официально признано международным Днём скейтбординга и празднуется во многих странах мира.

Отличия от пенни-борда

Несмотря на внешнее сходство, пенни-борды отличаются от классических скейтов. Они меньше по размеру, их деки выполнены из пластика и загнуты кверху только с одной из сторон. Благодаря такой конструкции палуба при езде слегка прогибается и хорошо амортизирует ямы при езде по неровным дорогам. Мини-скейтборды оснащены широкими полиуретановыми колёсами и очень удобны для дальних прогулок.

В отличие от традиционных скейтов пенни-борды не годятся для выполнения кульбитов и созданы для спокойного, размеренного катания.

Принцип устройства

Современные скейтборды состоят из таких элементов, как дека, колёса, подшипники, втулки, подвески и гриптейп.

Дека

Эта деталь конструкции является самой важной составляющей скейта и во многом определяет его предназначение. Для изготовления палуб используют следующие материалы:

  • канадский клён считается лучшим вариантом для изготовления скейта и высоко ценится профессиональными спортсменами;
  • китайский клён совсем немного проигрывает своему заокеанскому собрату, однако имеет более низкую стоимость и вполне подходит для изготовления трюковых моделей;
  • пластик также широко используется для изготовления скейтов и отличается хорошей прочностью и прекрасным амортизирующим эффектом.

    Деревянные палубы имеют многослойную структуру, насчитывающую от 6 до 9 слоёв. Самыми распространёнными являются 7-слойные доски, составляющие до 90% рынка скейтбордов. Деки некоторых спортивных моделей с нижней стороны оснащаются пластиковыми накладками, позволяющими выполнять разные кульбиты с использованием техники скольжения по перилам. Ширина палуб колеблется от 12 до 26 см и находится в прямой зависимости от вида скейта.

    Чем шире доска, тем устойчивее скейт, и тем выше его скоростные характеристики. И наоборот – узкие скейтборды более маневренные и послушные, однако не такие устойчивые и скоростные, как широкие. Что касается длины деки, то в зависимости от вида, она колеблется от 16,9″ до 55″, стандартная длина классической модели составляет 31″ или 78,7 см.

    По форме своего профиля деки бывают прямыми, загнутыми с одной или с двух сторон либо оснащёнными боковыми изгибами (конкейвами). Прямые палубы созданы для спокойного катания, а изогнутые служат для выполнения разных трюков. По своему исполнению доски бывают цельными или сегментированными, что также зависит от вида скейтборда.

    Колеса

    Следующей по значимости частью скейта являются колеса. Они выпускаются в большом многообразии и изготавливаются из полиуретана. Основными характеристиками колес являются диаметр, ширина и жёсткость. Диаметр зависит от габаритов деки и стиля катания и колеблется от 48 до 75 мм. Стандартным размером колес для классического скейта является диаметр 5,4 см.

    При выборе роликов нужно знать, что чем больше их диаметр, тем быстрее скейтборд набирает скорость и лучше катится. Модели с маленькими роликами медленно разгоняются, однако обладают большей маневренностью. Такие образцы созданы для выполнения сложных трюков и прыжков.

    Выбор диаметра роликов зависит от условий эксплуатации скейта. Так, модели на 54-60 мм прекрасно зарекомендовали себя на плитке и растрескавшемся асфальте, однако, при выполнении виражей нередко упираются в палубу. Ролики размером 51-53 мм хорошо идут по относительно ровной, но шероховатой дороге, лишённой рытвин и ям, в то время как образцы диаметром 48-50 мм годятся для поездок по ровному бетону либо специальным площадкам скейт-парков.

    Толщина роликов зависит от их диаметра и вида скейта и достигает 5,7 см. При этом важно понимать, что чем хуже качество дороги, тем шире должны быть ролики.

    Жёсткость роликов отображает показатель их сопротивления во время механического воздействия. На каждом ролике имеется собственная маркировка, которая представлена числовым показателем и буквой. При этом чем больше числовое значение, тем жёстче колесо. Мягкие ролики, имеющие маркировку 73А-79А, созданы для комфортных поездок. Такие модели обеспечивают скейтборду послушность в управлении, однако довольно быстро истираются и требуют замены.

    Колеса средней жёсткости имеют маркировку 80А-85А и являются «золотой серединой». Они способны обеспечить высокое сцепление с дорогой, делают скейт маневренным и улучшают амортизацию. Такие экземпляры являются идеальным вариантом для катания по рампе.

    Жёсткие модели выпускаются с маркировкой 86А-100А и имеют долгий срок службы. Они плохо поддаются износу и наделяют скейт отличными скоростными качествами и хорошим разгоном. К минусам жёстких колес относят их неспособность гасить вибрации при езде по неровной дороге.

    Подшипники

    Этот элемент конструкции скейта отвечает не только за его скорость и состояние колеса, но и за безопасность ездока. Поэтому при выборе модели следует быть очень внимательными и приобретать изделия только с высококлассными подшипниками. По своим рабочим качествам и надёжности подшипники подразделяются на 5 классов, которые обозначаются нечетными числами и обязательно указываются в техпаспорте скейта.

    • Класс АВЕС-1 представлен самыми бюджетными и слабыми моделями, которые ставятся на детские скейты и недорогие экземпляры для новичков. Сильно разогнаться на таких подшипниках не получится, да и срок их службы оставляет желать лучшего.
    • Класс АВЕС-3 представлен стандартными подшипниками, обладающими хорошей прочностью и предназначенными для установки на доски скейтбордистов-любителей. Они способны обеспечивать довольно неплохую скорость, хотя до профессиональных моделей не дотягивают.
    • Класс АВЕС-5 представляет собой самую многочисленную категорию и устанавливается на большинство скейтбордов. «Пятёрки» отлично подходят для повседневного катания, обеспечивая хороший разгон и отличный накат.
    • Класс АВЕС-7 стоят уже значительно дороже и устанавливаются на профессиональные спортивные доски. Модели очень точны и надёжны и позволяют достигать серьёзных скоростей, за что и получили название «гоночные».
    • Класс АВЕС-9 представлен самыми дорогостоящими образцами, однако, из-за недоработанной конструкции большого распространения в среде профессиональных скейтбордистов не получил. «Девятки» не выдерживают сверхнагрузок и быстро деформируются.

    Гриптейп

    Гриптейпом называют абразивную накладку, находящуюся на верхней стороне деки и обеспечивающую её надёжное сцепление с обувью скейтбордиста. Помимо практической задачи, гриптейпы выполняют и декоративную функцию, определяя внешний вид скейта. Шкурки выпускаются в широкой цветовой гамме и часто имеют рисунок. Однако опытные скейтбордисты считают цветные гриптейпы менее эффективными и долговечными и предпочитают классические чёрные или серые наждаки.

    При желании их можно разрисовать с помощью акриловых маркеров, используя для этого трафареты или рисуя от руки.

    Подвески палубы

    Подвески (в профессиональной среде – траки) представляют собой простую конструкцию, посредством которой ролики крепятся к доске. Траки отвечают за маневренность скейта и безопасность выполнения виражей. Принцип действия подвесок достаточно прост и состоит в следующем: при боковом нажиме на деку они заставляют колёса поворачиваться в ту или иную сторону, а при выравнивании центра тяжести возвращают их в исходное положение. Размеры траков выбираются исходя из ширины палубы таким образом, чтобы колёса, закреплённые на хэнгере, не выпирали за пределы деки.

    Так, для палубы скейта шириной 19 см нужна подвеска длиной 12,1 см, в то время как для деки в 21 см потребуется трак размером 13,3 см.

    Для изготовления подвесок используют следующие материалы:

    • пластик – применяется на детских моделях, недорого стоит и отлично справляется с небольшими нагрузками;
    • алюминий – является оптимальным соотношением качества и лёгкости, из-за чего встречается особенно часто;
    • сталь хоть и гораздо прочнее предыдущих материалов, но из-за большого веса используется довольно редко.

      Основной характеристикой подвесок является уровень максимальной нагрузки, который варьируется от 20 до 120 кг и складывается из массы скейтбордиста и предельной нагрузки, возникающей при исполнении прыжков. Не менее важным параметром является высота подвески. Так, заниженные траки облегчают флип-трюки и прибавляют стабильности ходу, однако требуют высокого мастерства и установки маленьких колёс. Высокие траки предназначены для больших колёс и отлично себя ведут на серьёзных скоростях и при длительных поездках.

      Втулки

      Эти маленькие детали входят в состав подвесок и представляют собой небольшие амортизаторы, сделанные из технической резины. Чем выше их жёсткость, тем более стабильное качение показывает скейтборд, и наоборот – чем мягче втулки, тем хуже качение по прямой, но легче исполнение виражей.

      Дополнительные подкладки

      Для уменьшения нагрузки на подвески и для защиты колес на крутых виражах используют специальные подкладки. Чаще их устанавливают на досках, оснащённых колёсами большого диаметра, для моделей с колесами 5-5,5 см они не нужны.

      Обзор видов

      На сегодняшний день существует большое количество модификаций скейтборда, многие из которых трансформировались в отдельные виды. Они, как правило, уже имеют своё название, особую технику езды и довольно отдалённо напоминают своего прародителя. Далее рассмотрены самые популярные разновидности скейтов, используемые как для исполнения сложных элементов, так и для городской езды.

      • Классический скейтборд представлен в виде четырехколесной доски с загнутыми вверх краями и предназначается для экстремальной езды. Традиционные образцы отличаются немалым запасом прочности, отличной устойчивостью и красивым дизайном. Среди минусов можно отметить высокую стоимость многих моделей, плохой накат и непригодность для скоростных поездок по городским дорогам. Стоят взрослые классические скейты от 1000 до 18000 рублей, а за модель для детей придётся отдать от 500 до 2 000 руб.
      • Фриборды имеют бамбуковую либо кленовую деку и 6 колёс, которые вращаются на 360 градусов, позволяя доске ехать в любом направлении. Модифицированные подвески оснащены утяжелителями, придающими модели максимальную устойчивость и позволяющими развивать серьёзные скорости. Фриборды вполне маневренны, однако, требуют наличия определённых навыков катания. Длина палубы подбирается согласно росту ездока. Стоимость моделей – от 13 000 до 15 000 руб.
      • Роллерсерф представляет собой гибрид скейтборда и роликовых коньков. Изделие состоит из 2 одноколесных частей, соединённых посредством торсионной пружины. Четырёхколёсные модели роллерсерфов также встречаются, однако, не имеют широкого распространения и используются редко. Роллерсерфы способны хорошо разгоняться и не требуют постоянного отталкивания. Стоимость – от 1 350 рублей.
      • Стритборды (снейкборды) внешне напоминают классические скейты, однако, имеют сборную палубу, состоящую из одного статичного блока и двух подвижных, прикреплённых к нему по бокам. Модели отличаются необычным внешним видом, хорошей маневренностью и неплохой устойчивостью. Минусы – недолговечны и не годятся для новичков. Ценовой диапазон стритбордов – от 2 000 до 25 000 руб.
      • Лонгборд является разновидностью скейта и имеет длинную деку с массивными колёсами. Палуба достигает в длину 100-140 см, задняя и передняя подвеска максимально удалены одна от другой, а массивные колёса выпирают за пределы деки. Модель предназначена для преодоления больших расстояний и долгих спусков, развивает неплохую скорость, весьма устойчива, долговечна и может быть использована в роли городского транспорта. Среди недостатков отмечают высокую стоимость, большой вес и сложность в исполнении трюков. Стоимость лонгбордов – от 1 500 до 28 000 руб.
      • Маунтинборды представляют собой скейты для катания по горам. Модели оснащены надувными колёсами размером 8", благодаря чему способны свободно передвигаться по плохим дорогам и траве. Длина доски составляет 100 см, ширина – 30 см. Маунтинборды оборудованы мощной пружинной подвеской, креплениями для ног, а иногда и мотором. К преимуществам относят высокую проходимость, отличную амортизацию, хорошую скорость и возможность преодоления крутых подъёмов. Среди недостатков отмечают большой вес и высокую стоимость.

      Так, доска без мотора обойдётся свыше 3 000 рублей, за самоходный образец придётся отдать свыше 60 000 рублей.

      • Скейтборд-фристайл состоит из узкой деки и смещённых к центру колёс. Этот вид является одним из самых ранних и предназначен для выполнения флипов в стиле «фэтленд».
      • «Олд скул» – самый первый вид скейтов, получивший большое распространение в 70-х годах прошлого века и используемый для выполнения базовых трюков. Модели имели широкую носовую часть, за счёт чего отличались высокой устойчивостью.
      • Стоуборды характеризуются высокой устойчивостью и быстрым разгоном, предназначены для дальних поездок. В конструкцию вида входят 4 массивных колеса, металлический каркас и складывающиеся носовая и хвостовая части.
      • Вейвборды и рипстики представляют собой двухколёсные модели, состоящие из 2-х независимых частей, скреплённых торсионной пружиной. Для того чтобы привести такой скейт в движение, достаточно перемещать центр тяжести тела с одной ноги на другую, не отталкиваясь при этом от земли. К преимуществам вида можно отнести хороший разгон, высокую маневренность и удобство исполнения трюков. Недостатки – неустойчивость и непригодность для новичков. Цена – от 2 000 до 15 000 рублей.
      • Электрические скейтборды оснащены мотором и тормозами. Управление скейтом производится посредством переноса центра тяжести с одной ноги на другую.

      Так, при надавливании на передний край доска начинает движение, на хвост – останавливается. Некоторые образцы укомплектованы пультом дистанционного управления.

      Производители и популярные модели

      Современный рынок товаров для экстремальных видов спорта предлагает скейтборды в широком ассортименте. Ниже представлены лучшие образцы, занимающие самые высокие строчки рейтингов.

      • Трюковая модель Baker производства США оснащена декой из канадского клёна, имеет маленький вес и высокую ударопрочность. Скейт отлично подходит для отработки прыжков и рекомендован новичкам. Минус у модели один – высокая цена.
      • Детский скейт от австралийского производителя Penny Board выпускается в двух вариантах длины – 22 и 28″, имеет колеса диаметром 5,9 см с индексом жёсткости 78А и гоночные подшипники АВЕС-7. Модель предназначена для скоростной езды и не рекомендована для выполнения трюков. К минусам относят узкую деку и высокую стоимость.
      • Скейт-круизер Oxelo Yamba Wood Classic выпускается в Китае под французским брендом и предназначен для длительных поездок по городским улицам, включая плохой асфальт и плитку. Модель имеет отличный накат, мало весит и быстро разгоняется. Из минусов отмечают низкую влагоустойчивость, из-за чего деку следует оберегать от длительного контакта с водой.
      • Скейт Trick 300 от китайской фирмы Roces имеет 9-слойную деку из китайского клёна размером 31х7.50″, прочную алюминиевую подвеску и выглядит очень стильно. Модель отличается хорошим качеством и хорошо подходит для новичков.
      • Детский скейт Kreiss 57 см выполнен в бирюзовом цвете и оснащен пластиковой декой формы «рыбка». Модель снабжена полиуретановыми колёсами размером 5,9 см и подшипниками АВЕС-7. Скейт настолько компактен, что легко войдёт в просторный рюкзак. Доска рассчитана на ездоков весом до 100 кг и ростом от 120 до 170 см.

      Как выбрать?

      Для того чтобы правильно подобрать скейт, следует обращать внимание на ряд важных моментов.

      • Новичкам подойдёт 7-слойный классический скейт из бука или берёзы.
      • Для мальчиков и девочек лучше выбирать модели с подшипниками 1-го и 3-го классов, для подростка нужен пятый класс.
      • Бывалым скейтбордистам для отработки трюков подойдёт модель с жёсткостью колёс до 95А, новичкам – до 80А.
      • Ширина доски для новичков должна быть не менее 20 см.
      • Начинающим скейтбордистам рекомендуется выбирать модели с жёсткими втулками, что сделает скейт более управляемым на стабильном ходу. Слишком мягкими втулками могут пользоваться лишь опытные в области фристайла спортсмены, а любителям лучше выбирать втулки средней жёсткости.
      • Детям понравится модель со светящимися колёсами, подсветкой и яркими наклейками на деке.

      Необходимые аксессуары и одежда

      Для катания на скейте необходимо выбирать свободную дышащую одежду и специальную обувь. Лучше приобрести хорошие ботинки для скейта, но если такой возможности нет, то можно взять кеды или кроссовки с нескользкой плоской подошвой. Необходимо позаботиться и о защите в виде шлема, наколенников и налокотников.

      В большинстве случаев службы безопасности скейт-парков не допускают на свои площадки людей без специальной экипировки.

      Где тренироваться?

      Место тренировок полностью зависит от стиля катания. Например, для «флэтденда» понадобятся асфальт и горизонтальные бетонные плиты, для уличного «стрита» – лестницы и перила, для «фристайла», в котором трюки выполняются в одной плоскости, подойдёт любая площадка, а для «верта» потребуется рампа. Спортсмены, катающиеся в стиле «парк», смогут довольствоваться специально созданными для них площадками в скейт-парках. Для новичков подойдёт малолюдная аллея, имеющая небольшой уклон и лишённая бордюров.

      Советы по эксплуатации

      Прежде чем приступить к катанию на скейте, его необходимо правильно собрать и отрегулировать подвеску. У большинства моделей есть возможность настроить траки в зависимости от стиля катания. Для этого их закручивают сильнее либо, наоборот, слегка ослабляют, регулируя работу амортизаторов. В процессе эксплуатации скейтов необходимо следить за наличием смазки в подшипниках и вовремя очищать колёса от грязи и пыли. В противном случае они быстро начнут скрипеть и плохо крутиться.

      После каждого использования, независимо от погоды, скейт необходимо протереть чистой тканью и убрать в сухое проветриваемое место. Хранить доски под открытым небом запрещено.

      Рекомендации для новичков

      Начать тренировки рекомендуется дома на мягком ковре вдали от острых углов. Хорошо подойдёт и мягкая трава ближайшего парка. Для начала нужно научиться стоять на доске обеими ногами, удерживая равновесие. Затем следует определить опорную и толчковую ногу, встать на скейт и попробовать слегка оттолкнуться. Делать это желательно на ровной поверхности.

      Далее следует научиться убирать толчковую ногу на деку и катиться до тех пор, пока скейт не остановится. Следующим этапом станет отработка навыка маневрирования при помощи наклонов тела назад и вперёд. И лишь после того, как придёт навык управления скейтом на свободном ходу, под руководством опытного инструктора можно перейти к разучиванию лёгких трюков.

      О том, как выбрать скейтборд, смотрите в следующем видео.

      Комментариев нет
      Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.