Top.Mail.Ru
Скрипка

Какой бывает скрипка и как ее выбрать?

Какой бывает скрипка и как ее выбрать?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Как устроено изделие?
  3. История происхождения
  4. Особенности звучания
  5. Обзор видов
  6. Аксессуары и принадлежности
  7. Как выбрать скрипку?
  8. Как научиться играть?
  9. Из каких этапов состоит обучение?

Без скрипки невозможно представить себе семью музыкальных инструментов. Деликатная, тонкая, надрывная, но иногда грубая, разрывающая эмоции, резкая – она бывает всякой. Ее голос настолько текуч, настолько разный, что его часто сравнивают с человеческим.

Что это такое?

Мягкость и глубину звучания скрипке дает конструкция, которую можно назвать уникальной. Инструмент выглядит изящно, состоит из трех базовых частей – головки, шейки и корпуса. Последний является наибольшей частью изделия, на нем фиксируется все прочее.

Корпус состоит из дек, которые соединяются обечайками. Деки делают из разных пород дерева, что тоже влияет на звучание. Верхушка традиционно изготавливается из ели, для нижней берут явор, тополь либо клен.

Как устроено изделие?

  • В процессе игры верхняя дека резонирует с другими частями музыкального инструмента, так создается звук. А чтобы звук был ярким и выразительным, деку делают максимально тонкой. Если скрипка дорогая, изготовлена именитым мастером, толщина верхней деки равна всего 2 мм.
  • Нижняя дека, напротив, прочная и толстая (в сравнении с верхней). Порода, из которой ее делают, должна подходить обечайкам, которые соединяют две деки.
  • Обечайками называют боковые элементы инструмента, размещенные между двумя описанными деками. Они делаются из того же дерева, что и нижняя дека. Вся система фиксирована не только на клей, но и на небольшие колодки, что делает инструмент конструкционно более прочным. Колодки называют клотцами, они устроились в самом корпусе.
  • Внутри скрипки также есть басовая балка, она ответственна за передачу вибраций корпусу, благодаря ей верхняя дека приобретает большую жесткость.
  • Также на корпусе инструмента можно увидеть два выреза F-образной формы, их так и называют, эфами. Недалеко от правового выреза находится душка. Это не просто деталь, это одна из важнейших частей скрипки. Деревянная балочка, ставшая распоркой между двумя деками, к тому же передает вибрацию. Габариты и материал этого элемента влияют на голос скрипки. Лишь мастер-эксперт знает, где и как расположить душку так, чтобы звучание было идеальным.
  • Струнодержатель (подгрифок) раньше был деревянным, сейчас все больше – пластиковый. Его задача в общем устройстве – закреплять струны на нужной высоте. Иногда на нем есть машинки, которые облегчают инструментальную настройку. Раньше скрипку настраивали только колками, которые далеки от идеальной точности настроек.
  • На передней части корпуса разместилась шейка инструмента, под ней и находится рука играющего. На шейке закреплен гриф (так называют округлую деревянную либо пластиковую поверхность, к которой прижаты струны). Форма грифа продумана так, чтобы струны не пересекались в игровом процессе. Помощницей здесь оказывается подставка, что поднимает струнный комплект над грифом.
  • На верхнем порожке есть струнные бороздки. Порожек устроился в конце грифа, он служит разделителем струн перед их попаданием в колковую коробку. В этой коробке имеются колки – ответственные за настройку.
  • Важнейшая часть «королевы оркестра» – струны. Сегодня их могут изготавливать из синтетики, но древняя скрипка своим невероятным звучанием была обязана овечьим кишкам. Звучит не так лирично, как игра самой скрипки, но это факт. Кишки хорошенько сушили, обрабатывали, плотно скручивали для образования струны. Современные струны из синтетики, к слову, по извлекаемому звуку родственны с жильными прародителями. Делают и стальные струны, создают их и из драгметаллов.
  • Струн всего четыре, и они всегда настроены на Ми, Ля, Ре и Соль. У каждой струны есть свой тембр, что дает инструменту возможность так здорово передавать эмоциональную палитру.
  • Смычок – этот прибор состоит из трости и натянутого на нее волоса. И он также влияет на звук.

Вот из каких частей состоит инструмент, строение которого далеко не из простых, а звук порой зависит от мельчайших деталей. Научиться играть на скрипке не значит просто «подружиться» с нотами и ладами, игра зависит от огромного количества компонентов, упорства и усердия.

История происхождения

Привычный вид скрипка обрела в XVI столетии. У нее было немало предшественников, ведь история смычковых инструментов насчитывает по меньшей мере 2000 лет. Где конкретно появилась первая скрипка, и кто ее изобрел, не знает пока никто. С исторической точностью ответить на этот вопрос невозможно. Есть мнение, что созданием скрипки мы обязаны Индии, после чего она (в составе других смычковых) стала покорять арабские страны.

Если вспоминать наиболее близких предшественниц скрипки, назвать нужно ребек и фидель. В ребеке были сделаны три струны, корпус его был округлым и грушевидным. Инструмент появился в Азии, откуда попал в Европу начиная с X века. Он звучал как во дворцах, так и на ярмарках, в храмах.

Фидель – смычковый инструмент, внешне более напоминающий гитару, в Европе он появился еще в IX веке. В последующие столетия он стал верным спутником менестрелей. Оба инструмента стали прародителями виолы, активно упоминаемой в балладах и поэмах Средневековья. На виоле играли стоя: ее удерживали на коленях, а потом – на плечах. И это был тот самый момент, когда скрипка была максимально близка к своему созданию. Впоследствии она и вытеснила виолу, если говорить о массах – виола считалась инструментом избранных, скрипка же использовалась в простонародье.

Переворот осуществили гениальные итальянские мастера, в XVII веке они довели строение скрипки до совершенства. И это помогло скрипке родить тот самый звук, за который ее и почитают по сей день – нежный, нутряной, многогранный. Амати, Гварнери, Страдивари создавали инструменты, являющиеся образцами и сегодня. Постепенно скрипка вышла на солирующую позицию в оркестре, ее можно благодарить за появление шедевров классической музыки: именитые композиторы, вдохновленные звучанием скрипки, придумывали немыслимые комбинации нот, которые проникают в сердца людей уже не один век.

Интересная информация об инструменте.

  • Доказано, что скрипка стимулирует мозговую деятельность. Эйнштейн не раз отмечал, что детские занятия игрой на скрипке позволили ему видеть новые связи мира вещей, развивали мышление, анализ и т. д.
  • Скрипки гениев Гварнери и Страдивари наиболее ценны. Например, за детище Страдивари «Леди Блант» в 2011 году покупателю пришлось заплатить 16 миллионов долларов.
  • За час игры на этом струнно-смычковом инструменте организм сожжет 170 калорий.
  • Талантливая Ванесса Мэй записала сложнейшие скрипичные концерты Бетховена и Чайковского будучи 13-летним ребенком. В 11 лет она уже училась в Королевском музыкальном колледже, что является абсолютным возрастным рекордом.

И еще один любопытнейший факт. В 2007 году звезда мировой классической музыки Джошуа Белл принял участие в необычном исследовании. Он, общепризнанный виртуоз, спустился в метро со скрипкой в руках. Это был инструмент Страдивари, звучание которого должно было заставить людей остановиться и насладиться им. Но за 45 минут игры только 7 человек из тысячи сделали это. И только 20 бросили «уличному музыканту» деньги.

Так мировая знаменитость почти за час игры в метро заработала 32 доллара, в то время как обычный билет на аншлаговый концерт Белла стоит не меньше 100 долларов.

Особенности звучания

Сначала музыканту надо подготовить смычок – натереть его канифолью (так называют сосновую смолу). Напряженный волос смычка формирует из смолы особый липкий порошок. То есть смычок, касающийся струны, к ней липнет. Смычковый контакт со струной таков: в одну сторону его движение равномерно, но уже синусоидально в другую. Звучание инструмента – это не только основной тон, но и обертона (призвуки), находящиеся выше главного тона. Смычок, кстати, умудряется не просто натянуть струну, но еще и перекрутить ее, чтобы та колебалась в разных плоскостях. Резкие обертоны играющий может приглушить подушечками пальцев, чтобы звук стал теплее. Тем и обеспечена сложность и уникальность тембрального звучания скрипки.

В этой звуковой волне отыскать участки, схожие по фазе и спектрально, почти невозможно. Делать это реально так: либо сократить количественный показатель призвуков, либо отринуть их фазовращение. Когда исполнитель значительно прижимает к струнам смычок, звук будет насыщенный и объемный, когда скрипач едва касается струнного ряда – звук легко и беззаботно выходит из-под его пальцев.

Считается, что даже мощнейший компьютер не в силах заменить, воспроизвести в тех же вариациях игру особого инструмента. Диапазон возможностей скрипки для искусственного интеллекта пока недостижим.

Обзор видов

Есть несколько способов классифицировать инструмент.

По размеру

Полноразмерная целая скрипка отмечается размером 4/4, но для обучения могут браться и образцы поменьше – от 1/16 до 3/4. По мере роста ученика растет и его инструмент. Начинают и вовсе со скрипки 1/32. Длина таких маленьких скрипок от 32 см. А вот полная скрипка отмечается такими характеристиками: 60 см длина общая, 35,5 см – длина корпуса, вес 300-400 г.

Логично, что инструмент не может быть одним и тем же на протяжении всего обучения: если для маленького ученика он весит много, учеба будет тяжелой и далекой от высокой эффективности. Все же антропометрия очень важна.

Самая маленькая скрипка в мире сделана Дэвидом Эдвардсом. Британец смастерил точную копию скрипки Страдивари, которая в длину едва достигает 1,5 см.

По методу изготовления

Инструмент может быть деревянным (или акустическим) и электронным. Последний вариант означает, что звук скрипки слышится за счет специального усилителя. Акустическая скрипка издает звуки благодаря корпусу и его особенностям. На ней можно играть сольно или использовать в оркестре. Для обучения игре такой инструмент оптимален.

Электроскрипка выполнена не из дерева, а из стали, ферромагнита, электромагнита, а еще – звукоснимателей из магнита (звукосниматели также бывают пьезоэлектрическими). Если послушать, как играет та же Ванесса Мэй или Линдси Стирлинг, можно понять, что звук электроскрипки более резкий.

Такой инструмент может иметь до 10 струн. Для оркестра она, увы, не подходит: слишком выделяется звуком.

Еще одна разновидность инструмента – полуакустика, в которой корпусное звучание объединено со звукоснимателями. Скрипки также бывают фабричными, заводскими и мастеровыми.

Описание классификации:

  • мастеровые стоят очень дорого, делаются под конкретного исполнителя;
  • фабричные также недешевы, ведь это старинные образцы, созданные на фабриках позапрошлого столетия;
  • заводские скрипки доступны по цене, звучат хорошо, являются базовым вариантом для скрипача, но большой материальной ценности не представляют.

Аксессуары и принадлежности

Главным, пожалуй, можно назвать смычок. Он нужен для непрерывного извлечения звука. В его основе лежит деревянная трость, с одной стороны трансформирующаяся в головку, с другой – в колодку. Между ними, колодкой и головкой натянут волос (как правило, из конского хвоста). В структуре волоса имеются кератиновые чешуйки, между которыми натираемая сосновая смола (канифоль) импрегнируется. Благодаря этому волос цепляет струну – образуется звук.

Что еще необходимо для игры на инструменте?

  • Подбородник – нужен для комфорта игры скрипачу, положение подбородника может быть боковым, серединным и промежуточным.
  • Мостик – нужен, чтобы лучше уложить скрипку на ключице. Это пластинка с двухсторонним креплением. В металлическую конструкцию мостика можно спрятать микрофон с усилителем.
  • Звукосниматель – это разные устройства, необходимые для превращения механических колебаний в электрические.
  • Футляр или кофр – в нем носят и хранят скрипку и иные аксессуары.
  • Сурдина – так называют гребешок с продольной прорезью, он надевается на подставку сверху, уменьшая вибрацию последней. Глушилкой называют резиновую или металлическую тяжелую сурдину, которая используется или во время занятий, или во время игры в тех местах, где шуметь не полагается.
  • Машинка – а это механическое винтовое устройство, которое вставляется в отверстие подгрифка, также в нем присутствует рычаг с крючком, необходимым для фиксации струны. Машинка нужна для точнейшей подстройки. Вот как много всего требуется, чтобы скрипка издавала свои чарующие звуки.

Как выбрать скрипку?

Главный фактор – совпадение телодвижения и габаритов скрипача с инструментом, на котором ему предстоит играть. В детской музыкальной школе за этим строго следят специалисты, если же скрипку выбирают начинающему взрослому, он сам должен отдавать себе отчет в этой физической гармонии человека и инструмента. К слову, есть люди, для которых скрипка – что-то недостижимое, ведь их руки очень длинные или пальцы слишком мясистые.

Если пробежаться именно по размерам, ориентир таков:

  • 1/16 – инструмент для малышей 3-4 лет;
  • 1/10 – редкий промежуточный размер;
  • 1/8 и 1/4, а также 1/2 и 3/4 – инструменты, которые проходят дети по мере взросления;
  • 7/8 – редкий размер, им пользуются миниатюрного телосложения взрослые;
  • 4/4 – для стандартного взрослого человека оптимальный выбор.

Примерить к себе струнно-смычковый инструмент можно так: упереть скрипку в левое плечо, руку расположить перед собой без всякого напряжения, вытянув ее вперед. Головка инструмента окажется на серединке ладони, пальцы могут сделать свободный обхват головки. Помогают в слиянии человека и инструмента мостик и подбородник, аксессуары, которые всегда подбирают индивидуально.

Основное условие выбора инструмента – комфортное соприкосновение его частей с частями тела играющего. Держать скрипку должно быть легко, как и игра должна быть свободной, ненатужной.

Если хоть что-то неудобно упирается, не достает, болтается, словом, мешает, этот инструмент не подойдет.

Как научиться играть?

Слово «быстро» здесь будет неуместно, особенно если игрой на этом тонком инструменте решил овладеть взрослый человек. Более того, освоить игру только по самоучителям крайне сложно: хотя, если человек уже владеет другими инструментами, это реально.

Из каких этапов состоит обучение?

  • Правильно держать смычок. Надо взять трость и на обмотке поставить указательный палец. Чуть согнутый мизинец – на плоской части трости. Кончики трех пальцев, среднего, мизинца и безымянного – на одном уровне. Большой палец напротив колодки. Трость держат расслабленными пальцами.
  • Взять скрипку. Ее берут за гриф левой рукой, установка напротив шеи. Нижняя дека касается ключицы, поддерживается нижней челюстью (не подбородком!). Так инструмент не соскользнет с плеча.
  • Сделать первые звуки. Смычок находится между двумя частями скрипки – подставкой и накладкой на гриф. Смычок с легким надавливанием проходится по струнам. Далее смычок надо наклонить на 45 градусов к подставке. Если надавить сильно, звук будет громким. Если смычок отклоняется в сторону грифа, звук будет ясным.
  • Играть на открытых струнах. Это значит, что в ходе игры струны не зажаты пальцами. Для смены струны меняется угол наклона смычка. Его пробуют двигать по-разному: быстро и медленно. Лучше попробовать разные варианты на одной струне, изучив ее, без перескакивания на следующие. Гриф скрипки удерживается указательным и большим пальцами – это задача левой руки. Плечо и запястье располагаются в одной плоскости.

Когда все азы отработаны, позиции игры можно усложнять. Упражнения должны следовать по нарастающей: от примитивных до более сложных. Взрослые могут не просто научиться играть с нуля, но и развить слух, а это полезно в любом возрасте.

1 комментарий
Ольга 14.04.2024 21:59
0

Спасибо. Интересная информация.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.