Top.Mail.Ru
Собеседование

Как не волноваться на собеседовании?

Как не волноваться на собеседовании?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Причины тревожности
  2. Способы борьбы со страхом
  3. Как вести себя на деловой встрече?

Практически каждый человек испытывает волнение перед собеседованием. Сами рекрутеры могут создавать стрессовые ситуации, чтобы посмотреть на реакцию соискателя. От того, насколько он справится со своим эмоциональным состоянием, часто зависит успех собеседования.

Причины тревожности

Волнение – это психоэмоциональное состояние человека, связанное с оценочной реакцией на происходящие или будущие события, порожденное страхом неизвестности, последствиями и неуверенностью в результате. Так организм реагирует на негативные мысли, пытаясь подготовиться к отрицательному результату.

Причинами волнения перед собеседованием могут выступать:

  • отсутствие опыта и необходимых навыков;
  • неуверенность в себе и собственных знаниях;
  • страх быть высмеянным или получить отказ;
  • наличие жизненных трудностей, отсутствие денег;
  • плохая подготовленность, низкая осведомленность о компании и предлагаемой вакансии.

В итоге соискатель испытывает сильнейший стресс, который проявляется в повышенной тревожности, потливости, учащенном дыхании, нервной дрожи, потере концентрации внимания, скованности, напряжении или, наоборот, в ненормальной веселости и повышенной активности. От переживаний мысли начинают путаться, речь становится несвязной, может появиться заикание, а руки и колени начнут дрожать. На пике эмоционального напряжения могут появиться даже тошнота и рвота, а у некоторых пойти носом кровь.

Пройти собеседование в таком состоянии просто невозможно. Чем сильнее боишься идти на деловую встречу, тем ярче проявляются симптомы.

Эйчар может сознательно вгонять соискателя в нервное напряжение, это так называемое стрессовое собеседование. Если человек не может справиться со своим эмоциональным состоянием, это однозначно свидетельствует о низкой стрессоустойчивости. Это нередко становится одной из причин для отказа в должности.

Более того, подобные признаки также указывают на то, что соискатель врет, хотя на самом деле это и не так. Нервозность не дает в полной мере раскрыться, показать свои сильные стороны, рассказать о предыдущем опыте работы.

Способы борьбы со страхом

После приглашения на собеседование наступает кратковременная радость, а затем появляется тревога. Нервничать перед встречей нормально, это естественная реакция организма, с которой сталкиваются абсолютно все. Но если тревожность сильная, проявляется на физическом уровне, лишает сна, пускать такое состояние на самотек не стоит. Существует несколько способов помочь себе справиться со стрессом.

Отрицательный результат

Что будет, если в должности откажут? Какие самые неприятные вопросы могут задать на собеседовании? Чего больше всего боится соискатель? Нужно мысленно представить все самые негативные ситуации, которые могут произойти.

А что будет потом, если это случится? Представлять можно все что угодно. Придумать абсурдную ситуацию и мысленно ее обыграть. Допустим, интервьюер накричал, отпустил сальную шутку, облил кофе, попросил раздеться или назвал соискателя никчемным. Что будет делать соискатель в этом случае? Что он будет чувствовать?

Каждая новая ситуация должна быть хуже и страшнее предыдущей, не стоит бояться полного абсурда, даже если подобного никогда не произойдет в жизни. Человек должен настолько себя запугать, чтобы абсурдность фантазий вызвала смех.

Суть данного метода в том, чтобы соискатель пережил все свои страхи до того, как сможет их испытать на собеседовании. Таким образом, он получает эмоциональную разрядку и успокаивается. При необходимости упражнение нужно повторить несколько раз.

Можно проиграть эти ситуации перед зеркалом, обращаясь к самому себе. Или разыграть роли с кем-то из близких людей.

Подготовка к экзамену

Собеседование часто ощущается как экзамен, поэтому к нему тоже нужно готовиться. Например, проработать ответы на неудобные вопросы. Почему уволились с предыдущего места работы? Каковы ваши слабые и сильные стороны? Сколько у вас кредитов и почему вы их берете? Вы у нас только из-за денег хотите работать? Мы про вас все знаем! Некоторые вопросы могут вогнать в ступор. Рекрутеры нередко сознательно используют психологический прессинг.

В большинстве случаев важны не сами ответы, а реакция на вопросы и высказывания. Именно по ним интервьюер может оценить личность соискателя. Если проработать ответ на каждый каверзный вопрос заранее, человек будет чувствовать себя увереннее, а значит, спокойнее.

Нелишним будет поискать информацию об организации и вышестоящем руководстве компании, в которой планируется работать. Чем занимается, сколько лет на рынке, имеются ли какие-либо достижения. Полезно найти отзывы от бывших работников.

Несмотря на богатый опыт в этой сфере деятельности или должности, рекомендуется обновить свои знания, особенно обратить внимание на новые законы, положения и прочие нормативные документы. К анкете может прилагаться тест не только на логику и смекалку, но и на профессиональные знания. Это также добавит уверенности в себе.

Встряхнуться телом

Если волнение проявляется на физическом уровне, стоит пойти у него на поводу, а не игнорировать. Между физическим состоянием и психоэмоциональным существует тесная связь. Трясутся руки, значит, нужно ими действительно потрясти. Например, представить, как стряхивается вода и вместе с ней напряжение.

Потемнело в глазах – прикрыть их и сделать дыхательную гимнастику или помедитировать. Если дрожат колени – размять суставы. Потеют ладони – вытереть их влажными салфетками или сполоснуть теплой водой, а затем сделать разогревающий массаж.

Успокоительные средства

Если самостоятельно справиться с тревожностью сложно, необходимо помочь нервной системе. Ничего плохого в успокоительных средствах нет, при этом не стоит выбирать самые дорогие и сильные. Часто достаточно настойки пустырника или корня валерьяны. Если состояние тревожности затяжное, особенно при длительном поиске работы, рекомендуется посетить невролога.

Лучшее успокоительное для соискателя, а заодно и другие препараты может назначить только врач. На общее состояние может влиять не только волнение, но и гормоны, а также общее самочувствие.

Главное – не превышать дозировку. Успокоительные могут дать обратный эффект. Например, речь станет не совсем внятной, движения замедленными, может клонить в сон.

Отвлекающий фактор

Справиться с волнением сложно, когда мысли постоянно возвращаются к предстоящему собеседованию. Необходимо отвлечься и перестать накручивать себя. Лучше всего помогает физическая работа. Например, можно навести порядок в доме, разобрать хлам или полки, для которых постоянно не находилось время. Уборка позволит не только восстановить психоэмоциональное равновесие, но и в целом положительно скажется на психологическом самочувствии.

Помогает отвлечься и физическая активность. Можно заняться фитнесом, побегать в парке или просто прогуляться. Хорошо отвлекает общение с близкими, иногда достаточно позвонить и поделиться своими переживаниями.

Перед самим собеседованием следует хорошо выспаться, а за день до встречи исключить из рациона продукты, которые могут вызвать дискомфорт пищеварения. Например, бобовые, капусту, сыр, мучные изделия. Эти продукты вызывают повышенное газообразование. Острые специи и соусы могут спровоцировать изжогу, а лук и чеснок – неприятный запах изо рта.

Осторожнее нужно быть с фруктами и сухофруктами. Некоторые могут дать послабляющий эффект, например, абрикосы или чернослив. А нервное напряжение только усугубит ситуацию. При этом перекусить следует обязательно, даже если от волнения пропал аппетит. Будет неприятно, если голодный желудок заурчит во время собеседования. Достаточно творожка или яблока.

Как вести себя на деловой встрече?

Появиться на собеседовании лучше заранее. Спешка только подстегивает волнение. Дополнительное время позволит успокоиться, поискать информацию о компании в телефоне, пообщаться с сотрудниками.

С собой можно взять питьевую воду и влажные салфетки на случай, если пересохнет в горле или вспотеют ладони. Телефон обязательно отключить. У некоторых моделей беззвучный режим весьма шумный и вибрация будет отвлекать и соискателя, и рекрутера.

Во время общения с эйчаром следует быть вежливым и приветливым, обязательно поздороваться и представиться. Стараться улыбаться и транслировать позитив, это снимет напряжение и расположит к себе.

Иногда соискателю устраивают стрессовое собеседование, например, могут специально заставить ждать и не один час. Крики, скандал и гневные возгласы – не то поведение, которое следует демонстрировать, но и позволять унизительное отношение также не стоит. Важно проявить терпение и ровное поведение, периодически напоминать о себе, но без скандала и яркого проявления недовольства.

Во время общения важно следить за дыханием и речью. Говорить четко и не торопясь. Если сложно справиться с волнением, нужно взять паузу и сделать вдох. Поза должна быть расслабленной, но «растекаться» в кресле не стоит. Для успокоения можно крутить какой-нибудь предмет в руках, например, ручку и блокнот. Заодно они пригодятся, если нужно будет что-то записать.

Повезет, если собеседование будет проводить непосредственный руководитель. Он лучше осведомлен о должностных обязанностях и работе всего отдела, ему можно задать все интересующие вопросы. После собеседования стоит обязательно поблагодарить рекрутера за уделенное время, а также уточнить способ обратной связи.

Важно помнить, что эйчары и руководители – такие же люди, они тоже могут волноваться и допускать ошибки. Ведь они тоже заинтересованы в том, чтобы найти подходящего работника.

Советы психолога о том, как правильно подготовиться к предстоящему собеседованию, смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.