Top.Mail.Ru
Собеседование

Как подготовиться к собеседованию?

Как подготовиться к собеседованию?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Этапы подготовки
  2. Что брать с собой?
  3. Что надеть?
  4. Частые ошибки

Чтобы занять ту или иную должность в любой организации, мало обладать знаниями, навыками, даже очень солидным опытом. Лишь единицы (это не преувеличение) в отдельных профессиях могут зарекомендовать себя одним собственным именем. Всем остальным крайне важно знать, как подготовиться к собеседованию правильно.

Этапы подготовки

Подготовка включает несколько важных пунктов.

Формулировка вопросов и ответов

Любая организация заинтересована в том, чтобы в ней работали профессионалы и просто адекватные люди. Но время разговора с каждым кандидатом ограничено уже просто потому, что есть немало других актуальных дел. Именно по этой причине подготовиться к собеседованию с работодателем очень важно, и только хорошо подготовившиеся покажут себя с лучшей стороны. При всей специфике отдельных направлений деятельности есть универсальные вопросы, которые будут задавать при приеме на работу как в цирк, так и в приборостроительное КБ, как в цветочный ларек, так и в международную страховую компанию или на нефтедобывающую платформу. Сначала рекрутеры будут спрашивать про обучение профессии и прежний опыт.

Им нужно показать в своих ответах:

  • какие навыки и умения были получены во время обучения;
  • в каких практически ориентированных проектах человек участвовал за время обучения;
  • в какой сфере специализировалась прежняя его организация (чаще всего интересует первая и та, после оставления которой приходят на собеседование);
  • какова была структура этих организаций, и сколько еще человек было в структурном подразделении;
  • каким образом туда попал кандидат;
  • какие обязанности были на прежней работе;
  • какой опыт был получен, какие новые знания усвоены;
  • в какие проекты вовлекался кандидат;
  • по какой причине покинута прежняя должность.

Пункт про структуру организации (общее число сотрудников в ней и в отделе, роль отдела в организации) добавляют, чтобы понять, насколько хорошо кандидат изучает то место, где он работает. Это своего рода тест на добросовестность. Придется напрячь память и заранее восстановить такие подробности. Что касается пункта о трудоустройстве на прежнем месте, то нужно избегать ответов про «везение в виде практики от организации» или «случайно узнал (а) от других студентов, что фирма Х сотрудничает с нашим университетом».

Такие ответы сразу выдают легкомысленный характер, а еще показывают, что положиться на добросовестность сотрудника будет нельзя.

    Правильные формулировки могут выглядеть примерно так:

    • активно участвовал (а) во время обучения в конференциях и конкурсах, рано возникла мысль о поиске работы, понравилась компания Х, выяснение контактов, собеседование;
    • получение приглашения через преподавателя после защиты диплома (при этом дополнить, что фирма всегда нравилась, и деятельность на полученной должности тоже вдохновляла);
    • поступление на работу после стажировки (желательно указать, каковы были должностные обязанности, и какие возможности дала эта первая работа);
    • первая серьезная постоянная работа после ряда стажировок (желательно указать, из скольких кандидатов выбрали человека, чем была интересна конкретная должность, что в профессиональном плане она давала, и какие намерения в профессиональном развитии появились).

      Но готовясь к устному собеседованию, нужно учитывать, что интерес кадровиков к первому месту работы на этом не исчерпывается. Даже если кандидат описывает свое трудоустройство не в 1-2, а хотя бы в 6-8 фразах (что очень желательно), будут дополнительно спрашивать про:

      • ожидания от первой работы, оправдались ли они;
      • наиболее запомнившийся момент в работе;
      • наиболее понравившийся момент на прежней должности;
      • изначальное впечатление от компании и других сотрудников;
      • ожидания от руководителя, оправдались ли они;
      • полученные за время работы навыки и умения;
      • нежелательную для кандидата работу;
      • непонравившиеся моменты в прежней работе;
      • заработную плату во время испытательного срока и в конце работы.

      Отвечая на вопрос о результатах стажировки, можно сказать, что стало ясно – в компании персонал готов сделать все возможное для достижения успеха. Когда речь заходит о наиболее понравившемся во время работы моменте, опытные кандидаты сразу указывают — они были рады работать в дружном и сплоченном коллективе, овладевать новыми навыками и умениями. Другой вариант — указать, что определенная должность была очень интересна и привлекала кругом обязанностей. Описывая взаимодействие с руководителями, стоит акцентировать внимание на их помощь в освоении незнакомых рабочих процессов и тонкостей, на общую поддержку.

      Говоря про освоенные навыки и умения, следует рассказывать о том, как изменялись задания во время стажировки и/или постоянной работы. Обязательно подчеркивают, что это изменение сопровождалось ростом мастерства и повысило гибкость в профессиональном плане.

      При описании впечатлений от практики кадровики ждут рассказа об основных обязанностях, сфере деятельности, главных трудностях и о том, что кандидат для себя вынес из стажировки. Желательно выразить благодарность бывшим коллегам, подчеркнуть их внимание и поддержку.

      Но типовая методика собеседования подразумевает и интерес к обучению в вузе или среднем профессиональном учреждении.

      Отвечая на этот вопрос, указывают:

      • название учебного заведения, факультета и специальности;
      • место учебного заведения в общем рейтинге;
      • основные достижения учебного заведения и его репутацию;
      • причину выбора заведения;
      • успеваемость, получение дополнительных стипендий;
      • участие в конкурсах и специальных программах;
      • стажировки (практики) и полученные за их время навыки;
      • исследовательские достижения;
      • участие в общественной деятельности внутри учебного заведения и за его пределами;
      • дополнительные образовательные курсы.

      Но нужно понимать, что и на этом интерес кадровиков не исчерпается. Они могут спрашивать про собственную оценку качества образования и мотивы, которые заставили бы прервать обучение, про то, что, по мнению кандидата, отличает учебное заведение от аналогичных организаций. А также спрашивают про причины выбора профессии: был ли он осознанным, или это подражание родителям, другим родственникам, каким-то кумирам, быть может.

      Иногда рекрутеры спрашивают что-то вроде «что есть для вас такая-то сфера деятельности». Ответ на этот вопрос стоит продумать заранее, и желательно ограничиться 3-4 фразами с четкими формулировками.

        Следующий блок вопросов — про трудоустройство в конкретную фирму. Отвечая на них, нужно показать свое знание ее специфики и нюансов деятельности. Говоря, почему избрана именно эта компания, стоит выделить 3 главных пункта, которые привлекли внимание и обусловили именно такой выбор. Очень полезно объединить ответ на этот вопрос с соображениями о выборе профессии в целом. Тогда получается как бы сцепленный намек, что кандидат не мыслит свое участие в профессии без трудоустройства в конкретную компанию.

        Часто интересуются и карьерными целями пришедших на собеседование. Крайне важно показать желание связать себя с организацией на более долгое время. Стоит заранее продумать и даже расписать ответы на такие вопросы:

        • про мечту;
        • про цели на ближайшие 3, 5, 10 лет;
        • про собственное видение идеальной карьеры;
        • про пути достижения намеченных на 3, 5, 10 лет целей;
        • про возможные помехи для своих планов, способы их устранения;
        • про свою оценку главного в работе по данной специальности.

        Иногда рекрутеры прямо спрашивают: почему они должны отдать предпочтение именно конкретному кандидату. Нужно акцентировать внимание на сильных сторонах и наиболее мощных компетенциях.

        Важно: каждое из таких преимуществ нужно подкреплять конкретными доказательствами, а не просто декларировать. Что касается слабых сторон, не следует упоминать такие шаблонные пункты, как перфекционизм, чрезмерное внимание семье или хобби, излишняя требовательность к людям. Вместо этого, следует говорить про:

        • наиболее сложные для себя моменты в профессии;
        • излишний рационализм;
        • сложности в освоении отдельных новых программ и технологий;
        • затруднения с публичными выступлениями;
        • чрезмерное увлечение работой.

        Но следует учитывать, что все недостатки должны быть названы такие, что получится преодолеть в короткий срок.

          Необходимо думать и о других вероятных вопросах. Спрашивают про хобби и мечты в детстве, про прочтенную литературу и просмотренные фильмы. Иногда интересуются навыками работы в командном режиме. Нужно также показывать свое умение вести дискуссию и аргументировать позицию.

          Репетиция

          В процессе подготовки стоит проанализировать опыт прежних собеседований. Если такого опыта нет, всегда можно отыскать рассказы других людей о такой процедуре при отборе на аналогичные должности. Маловероятно, что состав вопросов будет отличаться. Репетируя собеседование, полезно сначала продумать, в какой последовательности будут задаваться вопросы, и каких ответов на них будет ждать кадровик.

          Важно: следует готовить как можно больше ответов, связанных с реальными достижениями и с текущим уровнем, а не с тем, что ожидается через некоторое время.

          Внимание уделяют при отработке ответов:

          • четкости речи;
          • строгости формулировок (никаких двусмысленностей);
          • максимальной содержательности;
          • лаконичности высказываний.

          Готовиться к итоговому собеседованию нужно примерно так же, как и к предварительному опросу. Но стоит проанализировать свои ответы, вероятные интересы рекрутеров и раскрыть им то, что они еще не успели узнать сразу. Если предстоит тестирование на «полиграфе», желательно отдохнуть накануне проверки. Нежелательно использовать алкоголь или психотропные вещества. На вопросы нужно отвечать честно, себя вести, как обычно.

          Что брать с собой?

          Но вопросы — это еще не все. Необходимо учитывать, какие документы и другие вещи надо иметь с собой на собеседовании.

          Важно: требуется заранее договориться с кадровиками, чтобы знать, с какими документами они хотят ознакомиться.

          Очень полезно взять с собой распечатанную карту района, на которой отмечают расположение офиса. Если понадеяться на простое знание адреса, велик риск безнадежно опоздать.

          Резюме тоже стоит иметь при себе. Лучше в 2-3-х экземплярах. Вполне вероятно, что в один день собеседование будет проводиться дважды. Либо собеседников будет сразу двое, трое. Резюме кладут перед собой и дополнительно предлагают интервьюеру.

          Даже если рекрутер уже имеет экземпляр резюме, такое предложение — правило хорошего тона. А экземпляр, положенный перед собой на стол, позволяет быстро вспомнить различные формулировки для ответов. Если только соискатель не смотрит на листок постоянно, а обращается к нему периодически, это совершенно нормально. Ничья память не может быть идеальна. Записи в блокноте делать можно, но предварительно спросив разрешения и фиксируя только важнейшие моменты, а не все подряд.

          Даже диплом нужен бывает не всегда, и этот момент следует уточнить особо. А вот паспорт стоит брать с собой в любом случае. Практически все серьезные организации и бизнес-центры уже организовали мощную систему пропускного контроля.

          Примеры, программы, кейсы, оригинальные проекты можно иметь при себе, однако навязывать их не нужно. Если собеседники не интересуются такими предложениями, лучше сразу вернуть их в портфель и больше в разговоре не упоминать.

          А также стоит учитывать, что для трудоустройства согласно действующим законам и нормам нужны:

          • СНИЛС;
          • ИНН;
          • трудовые книжки;
          • военные билеты;
          • в отдельных случаях медицинские книжки.

          Важно: все документы, которые подтверждают образовательные навыки и подготовку по различным программам, стоит сложить в одну папку и предъявлять вместе. Это произведет куда более благоприятное впечатление, чем хаотичное «рытье по карманам».

          На некоторые творческие должности, а также на должности фотографов, отбирают по портфолио. Его стоит не только присылать заранее, но и иметь с собой, чтобы сразу уточнить и обговорить необходимые моменты.

          Что надеть?

            Но даже если соискатель должности хорошо подготовится к вопросам и запасется необходимыми документами, вероятен иногда отказ. По той простой причине, что человек не умеет правильно одеваться. А это подразумевает не только какие-то определенные правила, но и выбор среди всей соответствующей им одежды той, что комфортна. Ощущение даже небольшого неудобства сковывает и мешает, что будет немедленно замечено опытными интервьюерами. Вполне можно использовать рубашку, застегнутую на все пуговицы (независимо от того, насколько привычна такая одежда).

            Не стоит брать (даже женщинам) маленькие сумки. Это скорее аксессуар для веселого вечернего досуга. Нужно иметь сумку или портфель достаточного размера, чтобы можно было спокойно положить все необходимые документы.

            Желательно ориентироваться на деловой стиль (его характерные черты — неяркость и строгость оформления). Серьги и часы на собеседовании уместны, однако общее правило таково: чем меньше аксессуаров, тем лучше.

            Частые ошибки

            Учесть советы и правила для успешного трудоустройства очень важно. Но не менее важно обращать внимание и на возможные промахи при устройстве. Главный из них — когда соискатели не сумели продемонстрировать свою мотивацию достаточно полно и убедительно. Следующий важный момент — когда навыки, заявленные в резюме, остались не раскрыты или не подтверждены. К примеру, если кандидат написал, что владеет иностранным языком, а потом не понял простейших вопросов либо совершил грубейшие ошибки в речи — это сразу демонстрирует его с худшей стороны.

            Психологическая подоплека обвинений бывших нанимателей в грубости, неадекватности и других действиях вполне понятна. Как понятно и то, что все это вполне может существовать. Но высказывать такие моменты на собеседовании — верный путь к отказу. Все организации ценят лояльность со стороны сотрудников. А те, кто не проявлял лояльности раньше, вряд ли станут обнаруживать ее и теперь — таков типичный ход мысли любого кадровика и руководителя.

            Любое опоздание, даже на считаные минуты – это грубейшее неуважение. А вот когда на собеседование прибывают на несколько минут раньше, это крайне хорошо.

            Нельзя использовать яркий макияж и броский маникюр. Не менее серьезными погрешностями будут:

            • устройство бурного пира накануне;
            • запах табака;
            • заискивание перед кадровиком;
            • чрезмерная надменность и выявление превосходства;
            • развязные жесты;
            • нецензурные выражения;
            • слишком частое употребление слова «Я»;
            • отсутствие интереса к предстоящей работе;
            • прерывание беседы из-за телефонного звонка;
            • «легкая небритость» и иные отступления от норм гигиены.
            Комментариев нет
            Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.