Фарфоровые статуэтки видятся нам чем-то легким, утонченным. Хрупкие скульптуры при этом – еще и страстный интерес коллекционеров, а не только милая мелочь в интерьере. На общем фоне европейского производства фарфора выделяется Германия, опередившая в совершенстве малой формы фарфоровой пластики и качестве изделий своих соседей. О том, как это произошло, что можно увидеть на рынке антикварного немецкого фарфора, а главное – как не потерять среди этого многообразия голову, и пойдет речь дальше.
Особенности
Истоки фарфоровой скульптуры из Германии лежат в XVIII в., когда в саксонском городе Мейсене Иоганном Бётгером и Вальтером фон Тширнхаузом была создана твердая фарфоровая паста. Вскоре появилась знаменитая на весь мир своими изделиями Мейсенская фарфоровая мануфактура.
Непосредственно скульптурами она начала заниматься приблизительно с 1727 года, после крупного заказа анималистических фигур для королевского двора, с блеском исполненного И. Г. Киршнером и И. И. Кендлером. Фигурки их периода – звезды любой коллекции.
Способ изготовления фигурок был следующим: заготовки прессовали в алебастровых формах по глиняным или восковым моделям.
Детали соединялись каолиновым раствором, со временем их число все возрастало, делая фигурки более детализированными. Изначально плоские, со скрывающими дефекты цветами, основания стали вскоре покрываться завитками, знаменуя господство рококо, а ко второй половине XVIII века у основания статуэток появились знаменитые высокие закрученные ножки.
Менялись цветовая гамма и излюбленные тематики мастеров. К 1750 году Мейсенская мануфактура уже не была уникальна, свои производства появились на территории других регионов. Отличалась продукция своими клеймами. Вот некоторые из них:
- перекрещенные мечи (с 1722 года, в различных вариациях) – Мейсенская мануфактура;
- различные варианты короны, оленьи рога, две разнонаправленные буквы С – Людвигсбургская мануфактура;
- перечеркнутое шестью спицами колесо – завод Хехста;
- элементы прусского герба в синем и красновато-коричневом цвете (с 1840 года) – Берлинская мануфактура.
Очень часто клеймом выступали и выступают инициалы художника, герб места изготовления.
Разнообразие моделей
Разнообразие техник, тематик – еще одна особенность германских фарфоровых статуэток.
Лидеры качества и художественного оформления менялись в различные периоды, сменялись и предпочтения немецких мастеров.
В 1774 году во главе Мейсенской мануфактуры становится Камилло Марколини, который, пытаясь вернуть производству утраченное за годы Семилетней войны первенство, начинает применять технологию фарфорового кружева.
Эффект кружевного фарфора достигался следующим способом:
- на одну сторону тонкой ткани (кружева, шелка или батиста), задрапированной под складки одежды, наносился специально замешанный для этих нужд каолиновый состав;
- изделия отправлялись на обжиг;
- после сгорания ткани образовывался эффект кружева на фарфоре.
К концу XVIII – началу XIX века обрел популярность неглазурованный, «бисквитный», фарфор. Под влиянием классицизма с поверхности фарфоровых статуэток начал пропадать цвет.
Стремительнее, чем технологии изготовления, менялись разве что популярные темы.
На театральные темы
В разные периоды в этой сфере превалировали сценки и герои из классической комедии дель Арте, танцовщицы, балерины.
К слову о балете. Неоднократно, в разное время, заказчиком статуэток на данную тематику выступал российский императорский двор.
По сюжетам древних мифов
Присутствовавшие всегда, мифологические мотивы, несомненно, расцвели в эпоху классицизма, когда их разнообразие не ограничивалось всяческими Амурами да Купидонами, а включало античных божеств, аллегорические сюжеты, мифических существ.
На темы профессий
Музыканты (особенно – бродячие), охотники, крестьяне – образы представителей этих, и не только этих, профессий и сословий регулярно появлялись в произведениях мастеров фарфоровой скульптуры. Одним из поклонников этой тематики, к примеру, являлся И. Кендлер, работы которого отличала невероятная живость.
Но на артистах и представителях других сфер деятельности диапазон образов людей в немецкой скульптуре не ограничивался. Активно использовались силуэты влюбленных парочек и, конечно же, маленьких детей. Образы последних эксплуатировались особенно активно, поэтому разнообразные фигурки мальчиков с собачками и без, девочек в нарядных платьях, просто пухлощеких малышей можно встретить практически в любой коллекции.
Животные и птицы
Коли уж мы упомянули собачек, то стоит отметить тему животных вообще. Собаки тут, конечно, в фаворе.
Выполненные по личным заказам, в том числе коронованных особ, детализированные фигурки левреток, летящих за зверем борзых и иных псов присутствовали всегда.
В XX веке вышеописанные породы вытеснили немецкие овчарки, чьи фигурки были популярны как в период Третьего рейха, так и после его падения. Достаточно часто встречающийся образец – фигурки овчарки, серия которых была выпущена на мануфактуре Гота (1934 год).
Но собаками дело, ожидаемо, не ограничивается. В тех же сценах охоты присутствуют лошади, медведи, олени. Популярный сюжет – запряженные лошадьми кареты. Домашних питомцев, наряду с псами, представляют кошки. Не обошлось и без экзотики, где лидирует, несомненно, тигр, изображения которого можно встретить у мастеров самых разных периодов.
Среди птиц отдельно стоит отметить орлов, которые, вопреки заблуждению, были популярны задолго до прихода к власти Гитлера.
Обзор производителей
Уже много было сказано о Мейсенской мануфактуре, но интересные дизайнерские решения, собственные технологические разработки присутствовали не только среди работ ее мастеров. Вот еще несколько производств, занимавшихся фарфоровой скульптурой.
- Фабрика г. Фулда. Небольшое, существовавшее в 1764-1790 гг. производство. Ведущий автор – Венцель. Известные серии: «Крики Парижа», «Придворный оркестр Фулда».
- Мануфактура Нимфенбурга. Мюнхенская мануфактура, известная в первую очередь работами Ф. А. Бустелли на тему комедии Дель арте статуэтками детей.
- Фабрика Людвигсбурга. Популярны среди коллекционеров искусно выполненные работы Г. Риделя и И. Беера, созданные во второй половине XVIII века.
- Фабрика Хёхст. Самый известный скульптор – И. Мельхиор, предпочитавший создавать целые сценки с детьми, героями мифов, элементами религиозного культа. Все это располагалось на фоне пасторального пейзажа.
- W. Goebel Porzellanfabrik. Производство известно своими невероятной красоты детскими фигурками и удивительной историей возникновения. У истоков любимых коллекционерами серий фигурок стояла монахиня Мария Хаммель, бывшая в миру студенткой мюнхенской Академии прикладного искусства. Она вместе с детьми рисовала пасторальные сценки и делала открытки, на которые в мюнхенском магазине наткнулся Франц Гебель, владевший фабрикой фарфора. Так в 30-е годы прошлого века началась история «Малышей Хаммель», которая несмотря на все перипетии времени продолжается до сих пор. Правда, после банкротства (2017 год) фабрика сменила владельца, но от производства знаменитых милых статуэток никто отказываться не собирается.
- Розенталь. Основанное в 1879 году Ф. Розенталем предприятие не только сумело пережить кошмары нацистского режима, но и восстало из перла в 50-х годах. Известно главным образом лимитированными авторскими сериями, среди художников которых значатся имена Вальтера Гропиуса и дизайнеров дома Версаче.
Советы по выбору
В поисках немецких статуэток из фарфора, особенно антикварных, есть риск нарваться на подделку или откровенный ширпотреб. Чтобы научиться сходу отличать редкий и стоящий образец, потребуется время, а пока запомните простые правила, которые помогут вам на первых порах.
- При совершении дорогостоящей покупки не поленитесь воспользоваться услугами профессионального оценщика.
- Всегда проверяйте, соответствует ли клеймо на изделии заявленному возрасту и месту изготовления.
- Изделия, выпускавшиеся ограниченным количеством, и образцы крупной серии одного и того же года, изготовленные на одной фабрике, будут существенно отличаться по цене.
- Приобретайте статуэтки в проверенных магазинах. При покупке с рук всегда проверяйте на тематических форумах, не было ли уже у кого-то негативного опыта общения с продавцом.
- На блошиных рынках вы вряд ли найдете вещь XVIII века, а вот интересные образцы фарфора XX века – вполне. Но тут вы, опять же, действуете на свой страх и риск.
- Самое базовое представление о степени редкости статуэтки можно получить, посмотрев, насколько много подобных ей выставлено на продажу.
- Среди статуэток-танцовщиц стоит внимательнее присматриваться к тем, что изображают конкретную балерину, а не абстрактную девушку. Они могут быть значительно ценнее.
- Многое зависит от типа фарфора. Твердый, костяной, мягкий имеют разную стоимость. При этом изделия из мягкого фарфора – самые прочные.
- Логично, что статуэтки, чей возраст переварил за десятки, а то и сотни лет могут нести на себе отпечатки своей долгой жизни. Но это не значит, что на состояние изделия нужно закрывать глаза. Присмотритесь, например, к глазури, если фигурка ею покрыта. Пятна, пузырьки воздуха – не лучший знак.
- Фарфор по-особенному звучит. Но полагаться на слух вы сможете отнюдь не сразу.
Немецкие фарфоровые статуэтки – предмет гордости и интереса не только коллекционера, но и простого любителя красивых, качественных вещей. Несущие на себе отпечаток эпохи, они тем не менее могут хорошо вписаться и в современный интерьер. Вам нужно лишь потратить время на то, чтобы сделать грамотный выбор.