Искусство фарфоровой скульптуры малых форм уходит в далёкое прошлое. Уникальный материал изобрели в Китае, там же появились первые статуэтки из него, сначала ритуального, а затем и светского характера. С открытием фарфора в Европе был пройден путь от подражания китайским образцам, использования скульптурных элементов лишь для украшения посуды до выделения этого ремесла в самостоятельный жанр. Расцвет русской фарфоровой скульптуры начался с изделий Императорского завода в Петербурге (будущего ЛФЗ).
История
Императорский фарфоровый завод, выросший из основанной Елизаветой в 1744 году первой в России Порцелиновой Мануфактуры, прославился выпуском удивительных по красоте и мастерству статуэток и скульптурных групп. Началось всё с маленьких фигурок-кукол и шахмат, для работы над которыми был приглашен австриец, скульптор и резчик Йоганн Франц Дункер. Первая масштабная работа Мануфактуры — сервиз «Собственный» для императрицы Елизаветы Петровны. Помимо посуды на 50 персон сервиз включал изящные статуэтки путти для украшения стола.
Французский скульптор Жан-Доминик Рашетт (Яков Иванович Рашет), приглашённый на завод в 1779-м, определил начало эпохи классицизма. На полную мощь заработало скульптурное отделение производства. Крупным заказом стала этнографическая серия фигур «Народы Российского государства». На основе иллюстраций и текстов из академического труда про живущие в России этносы – их обряды, верования, одежды – были созданы подробно проработанные фигурки.
Продолжением «народной темы» у Рашетта явилась серия «Торговцы и ремесленники», ставшая чрезвычайно популярной и повлиявшая на общее развитие фарфоровой скульптуры.
Рашетт много работал с бисквитом — неглазурованным фарфором. В Историческом музее хранится его скульптурная группа «Продавец рыбы и барыня», в Эрмитаже — «Левретка Земира» (любимая собачка Екатерины II).
По моделям Рашетта были изготовлены настольные статуэтки и группы (сюрту-де-табль), входящие в грандиозный Арабесковый сервиз (973 предмета). Апофеозом украшения стола была фигура Екатерины II и 9 аллегорических композиций о её добродетелях («Великодушие», «Справедливость» и др.) и о военных победах империи.
Многочисленные жанровые статуэтки конца XVIII – начала XIX вв. были сделаны по моделям скульптора Степана Пименова. В это время ИФЗ активно развивал национальные сюжеты. Пименов задал сентиментальное направление, близкое по духу творчеству живописца А. Г. Венецианова. Знаменитые «Водоноска» и «Водонос», «Девушка с разбитым кувшином» многократно тиражировались ИФЗ и копировались другими мануфактурами.
Когда главным модельмейстером был назначен Август Шпис, приоритеты сместились на следование образцам Саксонии. Завод копировал мейсенские и севрские модели, выпускал статуэтки путти, вакханок, изящных дам и кавалеров, милых детей с корзинами цветов и фруктов.
В годы правления Николая II был продолжен выпуск «Народностей России»: появилось ещё 74 статуэтки. Их автором стал П. П. Каменский, работавший в тесном сотрудничестве с антропологами и этнографами. Большие фигуры высотой около 40 см имели ограниченный тираж, а уменьшенные выходили в массовую продажу.
ИФЗ уделял внимание и так называемой интерьерной скульптуре. В 1901-1907 гг. А. Адамсон выполнил из бисквита работы в романтическо-классическом стиле: «Внимая шёпоту волн», «Рождение Венеры», «Последний вздох корабля».
Наступивший XX век принёс заводу сотрудничество с художниками объединения «Мир искусства» Е. Лансере и С. Чехониным (они занимались росписью). А Константин Сомов стал автором трёх статуэток в эстетике «мирискусников»: «Дама с маской», «Влюблённые», «На камне».
Даже знаменитый Валентин Серов отдал дань искусству фарфоровой пластики, выполнив в ней эскиз для будущей картины «Похищение Европы».
С 1914 года заведующим отделения скульптуры был Василий Кузнецов. Неоднократно тиражировались его «Конёк-Горбунок» и «Иванушка-дурачок». Очень интересны его серии «Знаки Зодиака» и «Месяцы года».
С 1918-го производство получило новое имя: Государственный Фарфоровый Завод, а с 1925-го было переименовано в ЛФЗ (Ленинградский Фарфоровый Завод имени М. В. Ломоносова).
Яркая личность Серебряного века Ольга Глебова-Судейкина изготовила для ГФЗ модели статуэток «Псиша» (имя героини пьесы, крепостной актрисы) и «Коломбина». Кстати, в каталоге интернет-магазина завода эти работы есть и сегодня, они отливаются по восстановленным формам. Оригиналы Судейкиной хранятся в Эрмитаже.
Одним из самых значимых деятелей декоративно-прикладного искусства была Наталья Яковлевна Данько. С 1914-го года до самой смерти в 1942-м (во время эвакуации из блокадного Ленинграда) её жизнь была связана с ЛФЗ. Множество её работ было сделано в жанре так называемого агитационного фарфора: многочисленные матросы, красноармейцы, рабочие и работницы, агитаторы, колхозники, разведчики, партизаны, пионеры и герои-папанинцы выполнены с удивительной достоверностью и мастерством.
Её младшая сестра Елена часто работала с ней в тандеме, занимаясь росписью фигурок. Они также создали знаменитые статуэтки Анны Ахматовой (1924), актрисы Зинаиды Райх и Мейерхольда. Данько с удовольствием воплощала и простые бытовые сюжеты: «Прачка», «Гадалка», «Игра в шашки», «Хулиган и торговка яблоками». Ею были выполнены наборы шахматных фигурок, большая серия героев произведений Пушкина.
На парижской выставке 1925 года ЛФЗ получил большую золотую медаль.
Наталья Данько в ряду ещё нескольких советских мастеров была удостоена индивидуальной награды. Также был награждён выдающийся скульптор А. Т. Матвеев за серию статуэток обнажённой женской натуры: «Заноза», «Купальщица с тазом», «Надевающая туфлю» и др.
Техники росписи
Высокий художественный уровень росписей ЛФЗ известен во всём мире. Они отличаются выразительностью и детальной проработкой. Существуют три основных способа нанесения росписи:
- подглазурный — рисунок нанесён на поверхность фарфора, который после покрывают глазурью и отправляют в высокотемпературную печь;
- надглазурный — краски наносятся на уже обожжённое глазурованное изделие, которое затем проходит ещё один обжиг в муфельной печи при 700-900° С;
- «внутриглазурная» роспись подразумевает, что краски наносят после глазури и обжига, но затем повторно используют сверхвысокие температуры, от воздействия которых краска буквально вплавляется в глазурь.
Художниками ИФЗ/ЛФЗ применялись все способы в зависимости от поставленной творческой задачи. Подглазурная даёт мягкие, приглушённые цвета. Надглазурная имеет чёткие контуры и слегка ощутимый рельеф мазка. Дополнительный декоративный эффект даёт позолота.
Обзор советских моделей
Советский фарфор по праву являлся гордостью страны наравне с балетом и достижениями в космосе. Ломоносовский завод был лидером отрасли и стал первым в СССР, наладившим выпуск костяного тонкостенного фарфора. Изделия ЛФЗ всегда были доходной статьёй экспорта. Сегодня за статуэтками прошлых лет гоняются коллекционеры со всего света. Особенно ценятся редкие фигурки, выпущенные малыми тиражами, и авторские модели художников и скульпторов, составивших славу завода.
- Скульптор-прикладник Софья Велихова создала такие популярные работы, как «Юный Пушкин за столом», «Маленькая балерина», «Первый вальс», «Машенька».
- Лиричны и проникновенны героини Ефима Гендельмана «Девушка сидит», «Летний день», «На этюдах».
- Очень выигрышно выглядят в фарфоре герои сказок, например, яркие «Иванушка и Жар-птица» Г. Якимовой и Е. Лупановой, «Гвидон и Царевна-лебедь», «Алёнушка», «Гуси-лебеди».
- Всегда актуальной в СССР была тема спорта. «Фигуристка» Е. Гендельмана, «Лыжник» и «Лыжница» Г. Столбовой, фарфоровые футболисты, вратари и пловцы пропагандировали занятия физкультурой.
- Знаменитый иллюстратор Алексей Пахомов сделал для ЛФЗ несколько фигурок: «Первоклассник», «Филиппок», «Юная балерина».
- Детскую тему продолжила большая и очень любимая народом серия «Счастливое детство» авторства Галины Столбовой: «Школьница», «Юная плясунья», «Девочка с венком», «Колыбельная» и другие статуэтки.
- Ходовым сюжетом оказались уральские сказы Бажова: «Хозяйку медной горы» выпускало сразу несколько фарфоровых предприятий. На ЛФЗ эту фигуру выполнила В. Щукина. А скульптор Е. Янсон-Манизер стал автором портретной статуэтки Майи Плисецкой в этом образе из балета «Каменный цветок».
- Не раз вдохновением для мастеров фарфора становились страницы классической литературы. Серия 1950-х годов «Гоголевские персонажи» художников Б. Воробьёва и И. Ризнича из 9 предметов стала очень заметным явлением.
- Почти каждый советский интерьер украшали фигурки животных: многочисленные собаки, белые медведи, лошади, тигры производства ЛФЗ были популярным подарком, а для многих стали предметом коллекционирования. И сегодня пользуются спросом такие фигурки, как «Пингвин» и «Енот» П. Веселова, «Бульдог», выпускаемый с 1949 года, «Львёнок», «Слон» и «Оленёнок» Б. Воробьева, «Боксёр» В. Драчинской.
Современные статуэтки
Современная мелкая скульптурная пластика ИФЗ представлена разделами:
- бисквит;
- жанровая скульптура;
- анималистика;
- спорт;
- советский период (предметы по формам и росписям выдающихся мастеров завода).
Самая обширная часть каталога включает анималистическую скульптуру. Коллекция поделена на подразделы:
- кошки;
- собаки;
- медведи;
- лесные жители;
- грызуны;
- птицы;
- Африка;
- земноводные;
- рыбы;
- обитатели фермы.
Фигурки животных выполнены в различных манерах: реалистично и подробно или с долей условности, стилизованно. Есть свежие модели («Бык», выпущенный к Новому, 2021 году, «Голубь», «Русский той терьер», «Кошка с клубком», «Коала», шикарный «Арабский конь» из бисквита), но большинство — тиражи популярных статуэток, авторами которых были известные скульпторы-анималисты прошлых лет: П. Веселов, Б. Воробьёв, Н. Муратов.
Продолжается выпуск традиционных для ИФЗ жанровых статуэток и групп. Петербургские бытовые зарисовки по формам и росписям Эльвиры Еропкиной («Встреча», «После работы») — это высокохудожественные изделия, ведь работы мастера находятся в музеях и частных собраниях.
Очень интересным получилось сотрудничество с художником-графиком Анатолием Белкиным.
В отдельную группу выделены работы знаменитого Михаила Шемякина из проекта 2006 года «Гофманиада». Эксклюзивная серия состоит из вереницы персонажей, созданных художником для балета «Щелкунчик» в Мариинском театре. Это достаточно дорогие статуэтки, вожделенные предметы для роскошных подарков и коллекций.