Статуэтки

Описание статуэток ЛФЗ (ИФЗ)

Описание статуэток ЛФЗ (ИФЗ)

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История
  2. Техники росписи
  3. Обзор советских моделей
  4. Современные статуэтки

Искусство фарфоровой скульптуры малых форм уходит в далёкое прошлое. Уникальный материал изобрели в Китае, там же появились первые статуэтки из него, сначала ритуального, а затем и светского характера. С открытием фарфора в Европе был пройден путь от подражания китайским образцам, использования скульптурных элементов лишь для украшения посуды до выделения этого ремесла в самостоятельный жанр. Расцвет русской фарфоровой скульптуры начался с изделий Императорского завода в Петербурге (будущего ЛФЗ).

История

Императорский фарфоровый завод, выросший из основанной Елизаветой в 1744 году первой в России Порцелиновой Мануфактуры, прославился выпуском удивительных по красоте и мастерству статуэток и скульптурных групп. Началось всё с маленьких фигурок-кукол и шахмат, для работы над которыми был приглашен австриец, скульптор и резчик Йоганн Франц Дункер. Первая масштабная работа Мануфактуры — сервиз «Собственный» для императрицы Елизаветы Петровны. Помимо посуды на 50 персон сервиз включал изящные статуэтки путти для украшения стола.

Французский скульптор Жан-Доминик Рашетт (Яков Иванович Рашет), приглашённый на завод в 1779-м, определил начало эпохи классицизма. На полную мощь заработало скульптурное отделение производства. Крупным заказом стала этнографическая серия фигур «Народы Российского государства». На основе иллюстраций и текстов из академического труда про живущие в России этносы – их обряды, верования, одежды – были созданы подробно проработанные фигурки.

Продолжением «народной темы» у Рашетта явилась серия «Торговцы и ремесленники», ставшая чрезвычайно популярной и повлиявшая на общее развитие фарфоровой скульптуры.

Рашетт много работал с бисквитом — неглазурованным фарфором. В Историческом музее хранится его скульптурная группа «Продавец рыбы и барыня», в Эрмитаже — «Левретка Земира» (любимая собачка Екатерины II).

По моделям Рашетта были изготовлены настольные статуэтки и группы (сюрту-де-табль), входящие в грандиозный Арабесковый сервиз (973 предмета). Апофеозом украшения стола была фигура Екатерины II и 9 аллегорических композиций о её добродетелях («Великодушие», «Справедливость» и др.) и о военных победах империи.

Многочисленные жанровые статуэтки конца XVIII – начала XIX вв. были сделаны по моделям скульптора Степана Пименова. В это время ИФЗ активно развивал национальные сюжеты. Пименов задал сентиментальное направление, близкое по духу творчеству живописца А. Г. Венецианова. Знаменитые «Водоноска» и «Водонос», «Девушка с разбитым кувшином» многократно тиражировались ИФЗ и копировались другими мануфактурами.

Когда главным модельмейстером был назначен Август Шпис, приоритеты сместились на следование образцам Саксонии. Завод копировал мейсенские и севрские модели, выпускал статуэтки путти, вакханок, изящных дам и кавалеров, милых детей с корзинами цветов и фруктов.

В годы правления Николая II был продолжен выпуск «Народностей России»: появилось ещё 74 статуэтки. Их автором стал П. П. Каменский, работавший в тесном сотрудничестве с антропологами и этнографами. Большие фигуры высотой около 40 см имели ограниченный тираж, а уменьшенные выходили в массовую продажу.

ИФЗ уделял внимание и так называемой интерьерной скульптуре. В 1901-1907 гг. А. Адамсон выполнил из бисквита работы в романтическо-классическом стиле: «Внимая шёпоту волн», «Рождение Венеры», «Последний вздох корабля».

Наступивший XX век принёс заводу сотрудничество с художниками объединения «Мир искусства» Е. Лансере и С. Чехониным (они занимались росписью). А Константин Сомов стал автором трёх статуэток в эстетике «мирискусников»: «Дама с маской», «Влюблённые», «На камне».

Даже знаменитый Валентин Серов отдал дань искусству фарфоровой пластики, выполнив в ней эскиз для будущей картины «Похищение Европы».

С 1914 года заведующим отделения скульптуры был Василий Кузнецов. Неоднократно тиражировались его «Конёк-Горбунок» и «Иванушка-дурачок». Очень интересны его серии «Знаки Зодиака» и «Месяцы года».

С 1918-го производство получило новое имя: Государственный Фарфоровый Завод, а с 1925-го было переименовано в ЛФЗ (Ленинградский Фарфоровый Завод имени М. В. Ломоносова).

Яркая личность Серебряного века Ольга Глебова-Судейкина изготовила для ГФЗ модели статуэток «Псиша» (имя героини пьесы, крепостной актрисы) и «Коломбина». Кстати, в каталоге интернет-магазина завода эти работы есть и сегодня, они отливаются по восстановленным формам. Оригиналы Судейкиной хранятся в Эрмитаже.

Одним из самых значимых деятелей декоративно-прикладного искусства была Наталья Яковлевна Данько. С 1914-го года до самой смерти в 1942-м (во время эвакуации из блокадного Ленинграда) её жизнь была связана с ЛФЗ. Множество её работ было сделано в жанре так называемого агитационного фарфора: многочисленные матросы, красноармейцы, рабочие и работницы, агитаторы, колхозники, разведчики, партизаны, пионеры и герои-папанинцы выполнены с удивительной достоверностью и мастерством.

Её младшая сестра Елена часто работала с ней в тандеме, занимаясь росписью фигурок. Они также создали знаменитые статуэтки Анны Ахматовой (1924), актрисы Зинаиды Райх и Мейерхольда. Данько с удовольствием воплощала и простые бытовые сюжеты: «Прачка», «Гадалка», «Игра в шашки», «Хулиган и торговка яблоками». Ею были выполнены наборы шахматных фигурок, большая серия героев произведений Пушкина.

На парижской выставке 1925 года ЛФЗ получил большую золотую медаль.

Наталья Данько в ряду ещё нескольких советских мастеров была удостоена индивидуальной награды. Также был награждён выдающийся скульптор А. Т. Матвеев за серию статуэток обнажённой женской натуры: «Заноза», «Купальщица с тазом», «Надевающая туфлю» и др.

Техники росписи

Высокий художественный уровень росписей ЛФЗ известен во всём мире. Они отличаются выразительностью и детальной проработкой. Существуют три основных способа нанесения росписи:

  • подглазурный — рисунок нанесён на поверхность фарфора, который после покрывают глазурью и отправляют в высокотемпературную печь;
  • надглазурный — краски наносятся на уже обожжённое глазурованное изделие, которое затем проходит ещё один обжиг в муфельной печи при 700-900° С;
  • «внутриглазурная» роспись подразумевает, что краски наносят после глазури и обжига, но затем повторно используют сверхвысокие температуры, от воздействия которых краска буквально вплавляется в глазурь.

Художниками ИФЗ/ЛФЗ применялись все способы в зависимости от поставленной творческой задачи. Подглазурная даёт мягкие, приглушённые цвета. Надглазурная имеет чёткие контуры и слегка ощутимый рельеф мазка. Дополнительный декоративный эффект даёт позолота.

Обзор советских моделей

Советский фарфор по праву являлся гордостью страны наравне с балетом и достижениями в космосе. Ломоносовский завод был лидером отрасли и стал первым в СССР, наладившим выпуск костяного тонкостенного фарфора. Изделия ЛФЗ всегда были доходной статьёй экспорта. Сегодня за статуэтками прошлых лет гоняются коллекционеры со всего света. Особенно ценятся редкие фигурки, выпущенные малыми тиражами, и авторские модели художников и скульпторов, составивших славу завода.

  • Скульптор-прикладник Софья Велихова создала такие популярные работы, как «Юный Пушкин за столом», «Маленькая балерина», «Первый вальс», «Машенька».
  • Лиричны и проникновенны героини Ефима Гендельмана «Девушка сидит», «Летний день», «На этюдах».
  • Очень выигрышно выглядят в фарфоре герои сказок, например, яркие «Иванушка и Жар-птица» Г. Якимовой и Е. Лупановой, «Гвидон и Царевна-лебедь», «Алёнушка», «Гуси-лебеди».
  • Всегда актуальной в СССР была тема спорта. «Фигуристка» Е. Гендельмана, «Лыжник» и «Лыжница» Г. Столбовой, фарфоровые футболисты, вратари и пловцы пропагандировали занятия физкультурой.
  • Знаменитый иллюстратор Алексей Пахомов сделал для ЛФЗ несколько фигурок: «Первоклассник», «Филиппок», «Юная балерина».
  • Детскую тему продолжила большая и очень любимая народом серия «Счастливое детство» авторства Галины Столбовой: «Школьница», «Юная плясунья», «Девочка с венком», «Колыбельная» и другие статуэтки.
  • Ходовым сюжетом оказались уральские сказы Бажова: «Хозяйку медной горы» выпускало сразу несколько фарфоровых предприятий. На ЛФЗ эту фигуру выполнила В. Щукина. А скульптор Е. Янсон-Манизер стал автором портретной статуэтки Майи Плисецкой в этом образе из балета «Каменный цветок».
  • Не раз вдохновением для мастеров фарфора становились страницы классической литературы. Серия 1950-х годов «Гоголевские персонажи» художников Б. Воробьёва и И. Ризнича из 9 предметов стала очень заметным явлением.
  • Почти каждый советский интерьер украшали фигурки животных: многочисленные собаки, белые медведи, лошади, тигры производства ЛФЗ были популярным подарком, а для многих стали предметом коллекционирования. И сегодня пользуются спросом такие фигурки, как «Пингвин» и «Енот» П. Веселова, «Бульдог», выпускаемый с 1949 года, «Львёнок», «Слон» и «Оленёнок» Б. Воробьева, «Боксёр» В. Драчинской.

Современные статуэтки

Современная мелкая скульптурная пластика ИФЗ представлена разделами:

  • бисквит;
  • жанровая скульптура;
  • анималистика;
  • спорт;
  • советский период (предметы по формам и росписям выдающихся мастеров завода).

Самая обширная часть каталога включает анималистическую скульптуру. Коллекция поделена на подразделы:

  • кошки;
  • собаки;
  • медведи;
  • лесные жители;
  • грызуны;
  • птицы;
  • Африка;
  • земноводные;
  • рыбы;
  • обитатели фермы.

Фигурки животных выполнены в различных манерах: реалистично и подробно или с долей условности, стилизованно. Есть свежие модели («Бык», выпущенный к Новому, 2021 году, «Голубь», «Русский той терьер», «Кошка с клубком», «Коала», шикарный «Арабский конь» из бисквита), но большинство — тиражи популярных статуэток, авторами которых были известные скульпторы-анималисты прошлых лет: П. Веселов, Б. Воробьёв, Н. Муратов.

Продолжается выпуск традиционных для ИФЗ жанровых статуэток и групп. Петербургские бытовые зарисовки по формам и росписям Эльвиры Еропкиной («Встреча», «После работы») — это высокохудожественные изделия, ведь работы мастера находятся в музеях и частных собраниях.

Очень интересным получилось сотрудничество с художником-графиком Анатолием Белкиным.

В отдельную группу выделены работы знаменитого Михаила Шемякина из проекта 2006 года «Гофманиада». Эксклюзивная серия состоит из вереницы персонажей, созданных художником для балета «Щелкунчик» в Мариинском театре. Это достаточно дорогие статуэтки, вожделенные предметы для роскошных подарков и коллекций.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.