Архитектурный стиль средневековой Европы запомнился характерными остроконечными башнями, высокими, похожими на стрелу окнами, колоннами и витражами. Готический стиль оставил свой отпечаток во всей мировой архитектуре.
Что это такое?
Целый период в развитии европейской культуры, распространенный на центральных территориях, а также западе и северо-востоке Европы, с XI по XVI столетия, называется готическим.
В переводе с итальянского языка gotico обозначает «непривычный», «варварский».
Был введен этот термин итальянцем Джорджио Вазари. Готический период следует вслед за романским и завершает развитие средневекового искусства. Последующая эпоха Ренессанса считает Средневековье варварским периодом.
Чаще всего под этим термином подразумевается архитектурный стиль в строительстве зданий. Но готика – это целое течение в искусстве: скульптура, витраж, миниатюра, живопись, фреска.
Главной особенностью готического стиля в архитектуре является дизайн зданий. Это всегда пышно, величаво и монументально. Наиболее часто стиль использовался для создания религиозных сооружений – церквей, соборов. И еще, наружные размеры зданий всегда кажутся намного скромней, чем внутри.
Высота соборов и храмов обеспечивалась использованием каркасной системы в их строительстве. К конструктивным особенностям готических зданий относят наличие:
- нервюр (внутренних опорных арок);
- аркбутанов (наружных упорных арок);
- контрфорсов (наружных вертикальных упорных столбов);
- пинаклей (остроконечных башенок);
- вимпергов (крестовых сводов, резных фронтонов).
Зародился готический стиль в северной Франции, в середине XII столетия. В аббатстве Сен-Дени была построена первая готическая церковь. Постепенно такая архитектура распространилась по всем европейским странам, включая Великобританию, Германию и Испанию. На Апеннинский полуостров готика пришла гораздо позднее, претерпев значительные изменения, и получила свое особенное «итальянское» направление, которое быстро сменила эпоха Возрождения.
Разновидности
Всю архитектуру средневекового готического периода можно условно разделить на три периода.
- Ранний, датируется серединой XII и первой четвертью XIII столетия. Второе название периода – стрельчатая готика. К этом периоду относится архитектура Франции. Церковь аббатства Сен-Дени впервые построена с использованием нервюр вместо ребер и от закругленной арки к стрельчатой.
- Зрелый (высокая готика). Второе название – «лучистая», датируется 1270-1380 годами. Названа так по самому типичному орнаменту периода: окна-розы в виде солнечных лучей. Наиболее яркий образец это парижская часовня Сент-Шапель.
- Поздний период. Второе название – «пламенеющая готика» – стиль Мануэлино (Португалия) и Исабелино (область Кастилии, Испания). Датируется концом XIV-началом XVI столетия. Характерные отличительные черты в орнаментах: удлиненные фронтоны и вершины арок, наличие узоров, напоминающих языки пламени.
В западной и центральной Европе (Великобритания и Германия) этапы готического средневековья разделяются по-своему.
- Ланцетовидная готика, характерная особенность – это собранные в виде пучка нервюры, зрительно напоминающие ланцет. Характерна для XIII столетия, яркий образец – собор в Солсбери. В отделке отсутствуют орнаменты, преобладает простота и строгость.
- Появление декоративных элементов в отделке послужило толчком к названию нового периода – «украшенная готика». Свод собора оснащался дополнительными ребристыми геометрическими выступами. Датируется XIV столетием. Наиболее ярко представлена в соборе Эксетера.
- Перпендикулярная готика, относится к XV столетию. Название происходит от большого количества прямых линий в отделке.
- В первой трети XVI столетия появляется тюдоровская готика. Характеризуется строительством светских зданий, в качестве основного материала использован кирпич. Первые строения, выполненные в стиле тюдоровской готики – лондонский дворец Сент-Джеймс.
С развитием ремесел дома постепенно приобретают более привычный для нашего времени вид. Разрабатываются новые, более удобные образцы мебели, делается декоративная отделка с использованием драпировок.
В современной архитектуре соединяются различные стили. В крупных городах строительство ведется в стиле модерн, хай-тек, конструктивизм.
Только в возведении загородных домов чаще используются элементы готики: здания выполняют из камня, устанавливают высокие арочные окна с витражами, башни на крыше, используют классическую серую или фиолетовую окраску в декоре.
Новейшие технологии XXI столетия позволили расширить цветовую гамму используемых материалов. Кроме классических готических оттенков белого, серого, черного, темного синего и зеленого, стало возможным использовать розовый, голубой, желтый и оранжевый в виде витражных стекол, мебельной обивки и в ковровых изделиях.
Применение в интерьере
Создавая новые проекты малоэтажных строений, необязательно выполнять все необходимые и характерные для готического стиля элементы.
- Строительство дома можно вести из кирпича и бетонных блоков, а в отделке использовать декоративную штукатурку или панели, имитирующие камень.
Характерными чертами готического стиля становятся переплетения арок и колонн, составляющих каркас дома и создающих многослойное переплетение свода кровли.
На потолке в высокой комнате стиль подчеркивают открытые стропила или деревянные балки. В дизайне потолка возможно использование росписи, лепнины, кованых или литых элементов. Подчеркнет стиль использование в нижней трети стены декоративной отделки под известняк, мрамор или дикий камень.
Очень хорошее сочетание получается, когда применяется оштукатуренная стена и остается частично открытая каменная кладка. Комната выглядит интригующе при черной окраске стен, характерной для готики. Очень интересно и богато смотрится драпировка обоями или текстилем. Черный фон с серым орнаментом, глубокий бордовый или фиолетовый, темно-зеленый бутылочный, а также приглушенный синий или кроваво-красный цвета создают обстановку викторианской эпохи.
- Готический стиль в городской квартире достигается выбором окружающей обстановки и мебели.
Чтобы создать нужный дизайн викторианской эпохи, устанавливают декоративные камины, канделябры, небольшие скульптуры из фарфора, медную и бронзовую посуду.
Мебель используется простая, массивная и немного грубоватая. Вычурно украшенные изголовья кровати, высокие резные спинки стульев, филенчатые шкафчики, состоящие из нескольких ярусов буфеты. Обязательно наличие старинных высоких зеркал, кованых каминных решеток, причудливых светильников с хрустальными подвесками, резных шкатулок и необычных пуфов.
Оформление кухни в готическом стиле будет более подходящим для загородного дома. Трудно представить в маленькой городской кухне огромный стол или буфет, канделябры или кованые подсвечники. Чтобы создать какие-либо признаки готического стиля, обычно используют высокие буфеты и шкафы с арочными элементами. В большое помещение прекрасно вписываются и мебель, и оформление потолочных перекрытий, и использование кованых элементов. Логичным будет установка большого обеденного стола со стульями, имеющими высокие резные спинки и создание специальной системы освещения.
Во время проведения ремонта нелишней будет замена окон. Можно установить высокие, заостренные кверху рамы. Или просто на окна установить цветные витражи.
Оформление ванной в стиле готики не означает погружение в черноту и мрак. Это значит роскошь и изысканность. Комнаты небольших размеров требуют тщательного подбора каждого предмета интерьера. Чаще всего используются уникальная мебель, желательно с золотистыми орнаментами, и необычная сантехника.
В достаточно большой комнате хорошо будет смотреться темная чугунная ванна на ножках в виде львиных лап, с приподнятым полукруглым изголовьем. Смесители должны быть обязательно золотистого цвета, чтобы не нарушать гармонию с мебельным ансамблем. Стены лучше отделать в серых тонах, это могут быть деревянные панели или декоративная штукатурка. Потолок должен соответствовать стенам, и выполняется в таких же цветах. Можно попробовать зеркальную плитку. На полу правильнее будет использовать кафель.
Создание интерьера спальни в готическом стиле возможно при использовании только некоторых мебельных деталей, даже в небольших одноэтажных домах и квартирах. Для получения необходимого образа обязательно наличие массивной кровати с высокой спинкой. Кровать должна быть изготовлена из темных пород дерева. Прикроватные тумбочки выполняются из такого же материала.
Для освещения следует использовать люстры с хрустальными подвесками. Дверные проемы можно декорировать под камень.
Окна, желательно вытянутой прямоугольной формы, обязательно закрывают бархатными или парчовыми шторами, украшенными кисточками и бахромой. Стулья и кресла из натурального дерева, с высокими спинками. Шкафы также изготовлены из древесного массива.
В детской спальне готический стиль может проявиться в добавлении к кровати защитного балдахина из легких тканей, а также специального регулируемого освещения на подвесных глянцевых потолках.
В комнате для подростка необходимо большое количество шкафов для размещения одежды, книг, учебников и школьных принадлежностей. В данном случае возможно использование классической цветовой гаммы. Вполне достаточно будет красного и черного цветов, но необходимо пользоваться ими с осторожностью. Оптимально – покрасить стены в белый или кремовый цвет, кровать установить темного дерева с балдахином. На окна повесить темные шторы, можно с кисточками и бахромой. Сделать подвесные глянцевые потолки с точечными светильниками.
Примеры других способов оформления:
- красное покрывало и подушки с кисточками;
- витражи на окна;
- для мальчика – кованый сундук с «кладом» и «сокровищами».
Готика в одежде и макияже
Современные готы – представители субкультуры, появившейся в 70-х годах прошлого столетия и ставшей продолжением готического стиля Средневековья. Уже в те времена появилась мода на отрешенность от жизни, неудовлетворенность происходящим. В качестве протеста молодые люди одевали черные костюмы, корсеты, оборки, вуали, причудливые остроконечные шляпки и шлейфы, делали неровные края рукавов, нашивали множество оборок и лент. Последующая эпоха Ренессанса оживила моду, а в XX столетии вновь стала актуальной и популярной.
Готический стиль в одежде приковывает взгляды окружающих людей, чего и добиваются готы. Они хотят обратить внимание на свои душевные переживания. Это в основном черная одежда (длинные плащи, юбки, кожаные брюки, жилеты и куртки). Хотя может быть темно-фиолетовой, синей или зеленой.
В дополнение к одежде используются аксессуары из серебра или серебристых металлов, золото готы считают вычурным и категорически от него оказываются, как и от драгоценных камней.
Предпочтение отдают только бриллиантам. Белый металл и бриллианты выгодно оттеняют бледность лица, душевные страдания и переживания, которые должны увидеть люди.
От панков готы позаимствовали массивные цепи, браслеты, кольца, ошейники с шипами, что должно указывать на готовность к страданиям. Мужчины готы одеты строго, немного старомодно. Черная рубашка с длинным рукавом, иногда с кружевными вставками, брюки классические. На одежду наносят полосы или пятна другого цвета, чтобы появился контраст.
Одновременно с одеждой готы наносят свой особенный макияж. Темные тона должны были вернуть готов в мрачное средневековье или сделать похожими на вампиров.
И девушки и парни красят губы красной помадой, наводят стрелки на глазах, красят черным карандашом брови, наносят густые тени, отбеливают лицо, имитируя бледность.
Носят пирсинг на носу, губах или бровях. Обязателен маникюр с темным лаком и у девушек, и у парней. Подобный макияж делают вечером, на различные мероприятия, а вот на каждый день в офис на работу желательно все же не злоупотреблять терпением работодателя.
Стиль в искусстве
Готическое направление в живописи появилось к концу XII столетия.
С возрастанием влияния католической церкви на политической арене Европы в изобразительном искусстве появляются натурализм, которого ранее не было в картинах художников.
Новые полотна передавали живую боль Спасителя и скорбь Богоматери. Наиболее ярким примером готической живописи стали часословы – богато украшенные богослужебные книги. В картинах появляются изображения ритуальных и бытовых предметов.
Высказывания теолога Фомы Аквинского о том, что художественное произведение должно изображать реальность, также внесло свою лепту в развитие готического стиля в искусстве. Изображаемые лица приобрели свою индивидуальность, а окружающие пейзажи и животные дают возможность устанавливать непосредственный контакт с изображением.
Основные признаки готики в картинах:
- религиозность сюжета;
- передача реальности через метафоры;
- яркость цвета;
- множественное действие на полотне.
Мастера фламандской школы первыми овладели искусством реализма и написания масштабных полотен.