Цыганские танцы привлекают своей зажигательностью и красочностью. Феерия из пестрых нарядов, эффектных движений тела и рук, обворожительных улыбок никого не сможет оставить равнодушным. Такие танцы наполнены жизнерадостностью и экспрессией. Увидев это обворожительное зрелище, так и хочется принять в нем участие.
История появления
На протяжении долгого времени бытовало мнение, что цыгане были выходцами из Египта. Однако в середине XIX века академик из Германии Август Фридрих Потт нашел доказательства, что их родиной все же является Индия. Ему удалось найти предков цыган, которых мы видим в современном мире, на территории Древней Индии.
В те времена была известна каста под названием «дом». В ее состав входили музыканты и танцоры, кочевавшие по северу Индии. Стоит отметить, что и сейчас существуют такие касты. В другие страны цыгане стали приходить в V веке и это продолжалось на протяжении 1000 лет.
Они отдавали предпочтение западным странам, временами перенимая обычаи разных народов. Так образовывались традиции, язык и привычки современных цыган.
Неудивительно, что отражение творческих корней можно наблюдать и в наши дни. Пение и танцы изначально были отдушинами для представителей этого народа, а затем начали превращаться в профессию. Примечательно, что с самого раннего возраста малыши уже стараются водить плечиками и подпевать.
На территории России цыгане появились в XVIII веке, перекочевав из Польши. Веселые караваны, которые гадали, торговали конями, пели и танцевали, привлекали россиян из всех уголков страны. Довольно часто крестьяне даже пускали их на зиму в свои избы, чтобы было веселее. В XIX веке началось образование знаменитых цыганских хоров, которые нравились и Пушкину, и Толстому. Постепенно искусство яркой нации стало набирать популярность среди дворян и купцов.
Цыгане из таборов и городов постоянно поддерживали связь между собой, что дало развитие и сохранило самобытность их творчества. Лучшие номера стали уходить в народ, а на сценах стали появляться движения таборных красавиц. К тому же цыганские певцы и танцоры стали перенимать увиденное у других.
Например, начало XX века привнесло в их танцы степ, движения из фламенко, а также лучшее от молдавских и венгерских исполнителей. Таким образом и образовался современный танец цыган.
Следует напомнить, что известность танец «цыганочка» получил благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, который интересовался этим народом. Постепенно цыгане стали работать не только на улицах, но и в ресторанах, а также на различных крупных праздниках. Каждое мероприятие с их участием наполнялось задором и беззаботностью. Со временем в России широкое гулянье стало символизироваться с шумными и веселыми цыганскими выступлениями.
Особенно обворожительно выглядит танец в исполнении ярких цыганок. В нем сочетается необычная пластика рук и сложные дробные выстукивания. При этом женщины успевают еще и поработать с бубном, юбкой и даже шалью. Танцовщицы очень чувственно и разнообразно двигают руками. Временами кажется, что они кого-то обнимают, а затем как клинок рассекают пространство вокруг себя. Именно благодаря этому исполнительницы передают всю красочность эмоций.
Юбку девочки держат в одной или сразу двоих руках, делая размашистые движения. Глядя на это, невольно приходят мысли о волнах. Особая последовательность позволяет вздымать юбку за счет каскада оборок. Еще одна особенность танца – это дроби, которые могут выполнять как женщины, так и мужчины. Чтобы понять всю глубину и красоту цыганского танца, надо познакомиться с ним поближе.
Виды
Танцевальных коллективов цыган всегда было немало, между ними постоянно наблюдалась большая конкуренция. Однако она положительно влияла на профессионализм артистов. Помимо традиционных элементов, исполнители стали привносить свои, авторские, исходя из определенного повода или ситуации. Конечно, в целом мотивы и манеры исполнения оставались характерными для цыган.
В настоящее время можно выделить несколько видов цыганских танцев.
- Сценический представляет собой целое шоу. Он характеризуется хорошей хореографией, прямой осанкой и поставленными руками. На танцовщицах, как правило, широкие юбки, которые называют «два солнца», а на танцорах – обувь со специальными степовыми набойками. В процессе танца может быть театрализация.
- Таборный вариант выполняется в свободной манере, которую еще называют народной. В этом виде также присутствуют выразительные движения юбкой. Исполнение исключительно сольное. Получается, что танцоры сменяют друг друга в определенной последовательности.
- Уличный цыганский танец базируется на групповой импровизации. Для него очень важно быть в постоянном взаимодействии со зрителями.
Мастер-класс для начинающих
Уроки настоящего цыганского танца способен дать только профессионал. На дому научиться оригинальному исполнению будет непросто. Но есть определенные техники, в которых показано все пошагово и довольно наглядно. Прежде чем перейти непосредственно к изучению зажигательного буйства, следует выучить несколько важных правил.
- Следует все время поддерживать хорошую осанку. Только благодаря ровной спине получится эффектно выполнять все движения.
- Работать ногами надо подобно балерине, чтобы получались правильные и элегантные движения. Здесь пригодится основной классический принцип в виде выворота. Стопа ставится на пол так, чтобы носок оказывался снаружи, а не внутри. Однако не стоит усердствовать: достаточно, если носочки будут только немного направлены в стороны.
- Плавные движения рук важно сочетать с дробными выстукиваниями. Этому можно научиться только после многочасовой практики. Причем начинают обычно с базовых движений для ног и рук. Только после того, как они хорошо отработаны, переходят к разнообразным вариациям.
В цыганском танце обязательной составляющей являются движения руками. Именно они вызывают восхищение и притягивают к себе взгляды. Кажется, что они совершенно не останавливаются, все время изгибаясь, словно змеи, и воссоздавая чудные узоры. Иногда даже создается впечатление, что у танцовщиц нет костей, ведь их движения руками наполнены небывалой гибкостью и пластичностью. В каждом взмахе видно совместное участие плечевого сустава, кисти и всех пальцев.
Многим это кажется почти невыполнимым. Однако на самом деле такие сложные движения состоят из довольно простых элементов. Чтобы овладеть цыганским колдовством рук, сначала надо их выучить по отдельности, а потом сложить все вместе.
Выделяют следующие базовые позиции для рук.
- Вращения по кругу выполняют, разведя руки в стороны и делая перевороты кистями. При этом правая рука будет сверху, а левая несколько выведена вперед. Перевороты делаются сперва левой, а затем и правой, а потом они меняются. Также есть и много других вариаций данной позиции.
- Плавные движения кистями сначала вниз, а затем взмах ими наверх. Начальное положение – руки разведены в стороны.
- Изображение восьмерки перед собой при помощи кистей. При этом одна рука должна тянуться наверх, а вторая элегантно прорисовывает восьмерку. Движения повторяются после смены рук.
- Руки должны находиться перед грудью так, чтобы ладони смотрели вверх. Поочередно, начиная с мизинца, надо загибать по одному пальцу, чтобы они приближались к запястью. Данное движение выполняется с постепенным увеличением темпа, чтобы получился эффект веера. После этого руки надо развести в стороны, поднять наверх и делать кистями переворот, раскрывая веер.
Помимо этих, есть еще большое количество вариантов того, как можно двигать руками. Однако при их выполнении важно соблюдать следующие правила.
- На движения рук должна реагировать и голова. Рука, которая работает, а также подбородок должны быть соединены невидимой ниткой. К примеру, если руки взлетают вверх, то и подбородок тоже должен приподняться. При руке, уходящей в сторону, взгляд танцовщицы должен следовать за ней.
- Кистями и пальцами двигают с определенной амплитудой и выразительно. В движениях не должно ощущаться, что они механические. При этом пальцы необходимо держать так, чтобы между ними ощущался поток воздуха.
Темпераментный танец не может обходиться без дроби, которая постепенно еще и ускоряется. Цыганки отдаются этому необычайному ритму, который способен ввести зрителей в самый настоящий транс. По своей сути дробь является некоторым трюком, призванным привлечь внимание и показать мастерство исполнителей. Особой сложностью отличается сочетание данного типа движений с одновременным выплетанием узоров руками.
Чтобы научиться делать дробь, нужно, чтобы присутствовало чувство ритма.
Дробь начинается с того, что поднимается правая нога и ею ударяют об пол. После этого надо ногу отвести назад. Далее следует приподнять левую ногу, сделать ей такой же удар вперед, а затем ее убрать. Для перестука делают попеременные удары ногами. При этом начинают с левой, а затем добавляют правую и так далее.
Украшением цыганского танца являются красивые повороты. При этом их видно в любом хореографическом исполнении. Можно уловить и разнообразные вращения, замедленные или стремительные движения. Причем их выполняют как стоя на месте, так и передвигаясь по сцене. Чтобы наполнить танец экспрессией, при поворотах дополнительно двигают юбками или руками. При кружении следует не блуждать взглядом по зрителям, а как можно дольше фиксировать голову в одной точке. Повороты для начинающих лучше делать в одну из сторон: влево или вправо.
Для поворота на одном месте необходимо перенести весь вес на левую ногу, при этом руки снимаются с бедер. После этого правая нога приоткрывается и ставится за опорную. Чтобы поворот получился плавным, его надо делать, стоя на двух ногах. Руки при этом располагаются так: правая – перед грудью, а левая – наверху. Когда было совершено докручивание в исходную позицию, следует закрыть руки на бедрах.
Танцы цыган довольно сложны по технике и для них требуется хорошая подготовка. Также большое значение имеют вдохновение и актерское искусство. Цыганское выступление – это целое искусство, которому придется учиться довольно длительное время.
Одежда и аксессуары
Красочные костюмы цыган для танцев также являются частью неповторимого шоу. Самыми популярными аксессуарами считаются бубен и шаль. Для танцовщиц важный элемент образа – юбка большой ширины. Причем важно, чтобы на ней было очень много оборок, рюш и прочих пышных элементов декора.
Также обязательно наличие подъюбника, чтобы при танцевальных движениях не открывались голые ноги.
Длина юбки должна быть по лодыжку или немного выше, чтобы движения были хорошо видны. Традиционное исполнение танца предполагает, что девушка будет босиком, но на сцене выбирается вариант в обуви.
Важно, чтобы сценический костюм включал в себя украшения из золота. Так женщина выглядит роскошно. Однако вместе с этим разрезы на плечах и рукавах кофты символизируют бедность. Характерной чертой одежды также являлись яркие цвета, включающие красные, зеленые, синие и желтые оттенки. Нередко присутствует и черный цвет, особенно в мужских костюмах.
Популярными принтами будут горох и цветы, а в последнее время даже появились варианты с драконами и змеями. При этом для танцоров важно, чтобы при использовании рисунка был виден контраст между рубахой и брюками. Данное правило характерно и для женских костюмов.
Важно, чтобы одежда была не только красочной, но еще и удобной. Она не должна чрезмерно прилегать к телу, но и нехорошо, когда весит мешком. Например, юбку следует выбирать из расчета, чтобы в ней можно было делать разнообразные наклоны или взмахи.
Обувь должна быть со средним каблуком и хорошо фиксироваться в районе носка и пятки. При этом ее вес должен быть таким, чтобы ноги не сильно тянуло к полу.
Нередко девушки дополняют свой образ яркой заколкой для волос, а мужчины – шляпой или картузом. Сценический костюм должен быть в идеальном состоянии. Вся одежда должна быть обязательно отутюжена, а туфли – начищены. Только так танец получится незабываемым.
В следующем видеоролике представлен вариант цыганского танца.