Спортивные бальные танцы – это воплощение экспрессии и филигранности движений. Это недешевое удовольствие для тех, кто занимается, но это и попадание в ни с чем не сравнимый мир. Конкуренция высока, тренировки длинные и частые, но костюмы, макияж, сами номера вызывают священную дрожь у всех, кто связан с миром бальных танцев.
История
Если идти издалека, то еще в XV веке в Италии и Франции – странах, где народными танцами увлеченно интересовались и аристократы в том числе, появилось нечто начальное. Начальное в плане точки отсчета появления бальных танцев. И довольно быстро увлечение стало распространяться по всей Европе. В XVII веке владение танцем считалось правилом хорошего тона. В Париже в 1661 году основали Королевскую академию танца, наложившую запрет на импровизации, регламентировавшую костюмы и порядок исполнения танцев. Тогда же возникают балы, на которые простолюдины, конечно, попасть никак не могли. Странно и плавно народные танцы превратились в аристократические.
Потом появились публичные балы, куда уже мог попасть кто угодно, только бы соблюдался дресс-код и была возможность заплатить за входной билет. Гавот, буре, жига – названия, которые знакомы только специалистам или увлеченным танцами людям. Сейчас они мало связаны с нынешними традициями в бальных танцах. Но развивалось все планомерно. Вскоре появились канкан, полька и галоп.
Кстати, в России при реформаторе Петре I бальные танцы стали обязательной частью учебной программы в казенных учреждениях. Из-за границы выписывался танцмейстер, чтобы обучение было грамотным, а учитель обладал необходимой квалификацией. Так формировалась русская исполнительская школа. В XIX веке популярными становятся балы и маскарады, то есть места, где применяются полученные знания, бесспорно, были. Романтическая эпоха балов связана с именами Штрауса и Шуберта: их музыка во многом определяла то, какие именно танцы были в фаворе.
Но чем ближе был XX век, тем больше танец терял элитарность, тем более массовым он становился. Но отдельные виды сохраняли свою принадлежность к великосветскому обществу: так, вальс, мазурка и полонез формировали в последующем программы бальных танцев. Америка стала диктовать свои танцевальные устои на пересечении XIX-XX веков: североамериканский бостон, чарльстон, блюз, квикстеп и тустеп захватили Старый Свет. Из Южной Америки «приехали» румба, танго, самба.
Эти направления стали частью европейской жизни, и она только обогатилась чувственностью южноамериканских танцев.
И вот в XX веке в сфере танцевального искусства наступил переломный момент: появился запрос на обозначение единых критериев оценки, четкий регламент. В Британии возникло «Императорское общество учителей танцев», оно и выработало стандарты искусства. Все известные танцы были стандартизированы, то есть определились главные шаги, фигуры, рисунок. Танго, вальс, быстрый и медленный фокстрот составляли основу танцевальной бальной культуры того времени.
Вот и появилась база для конкурсных вариантов, теперь в них можно было спортивно состязаться. Точнее, именно тогда танцы стали делиться на спортивные и социальные. В Британии с 30-х годов прошлого века начали проходить танцевальные спортивные конкурсы. И в течение еще 20 лет к вальсу, танго и фокстроту прибавились самба, румба, пасадобль, джайв и ча-ча-ча. Программ стало две: латиноамериканская и европейская.
Латиноамериканские виды танцев
Вся страсть и чувственность бального танца заложены в тех направлениях, которые родились в Латинской Америке. Они очень тонкие и очень выразительные, откровенные и яркие. При этом невозможно найти людей, которые одинаково будут исполнять один и тот же танец, потому что, несмотря на все регламенты и стандарты, эти танцы очень персонифицированы.
Пасадобль
Считается народным испанским танцем, а переводится как «два шага». Появился (точнее, принято считать, что появился) в 1920. Напоминает марш на счет раз-два (или левой-правой). Очень схож с движениями на бое быков. Танцор двигается как тореро, он и ассоциируется с последним, а музыка отчетливо рождает аналогию с процессией перед корридой. Несмотря на испанские корни, танец стал очень популярным во Франции. Многие составляющие пасадобля имеют французские названия.
В чем особенности: грудь танцора поднята высоко, голова строго фиксирована, центр тяжести корпуса спереди, большая часть движений начинается с каблуков. В начале танца будут звучать фанфары (начало корриды), на втором этапе музыка отображает бой тореро и быка, завершает номер музыка торжествования и ликования, ведь бой завершен. Типичный мужской номер, который держит зрителя в постоянном напряжении.
Самба
Это бразильский танец, такой же горячий, как пляжи Бразилии и как темперамент местных жителей. Появилась самба в штате Баия еще в XIX веке. И это был танец бедняков, потому что знать в то время предпочитала вальс и кадриль. В самбе смешалось все португальское и африканское. Сначала это был танец в общем кругу, контакта между партнерами не было. Но постепенно самбу стали танцевать в парах. А в начале XX века ее исполнили на одном шоу в Париже, и это стало сенсацией. Популяризация самбы началась. На родине, в Рио, в 1928 открылась первая школа самбы, после чего они стали появляться одна за одной. А Пол Буш написал книгу-инструкцию по изучению танца, подробную и понятную.
В 1933 году прошли первые соревнования по самбе, и вскоре ее начали танцевать на карнавалах. Теперь невозможно себе представить фееричный бразильский карнавал без самбы. Кстати, немало в популяризации латинского танца поучаствовала сестра Елизаветы II, принцесса Маргарет. Она любила эпатаж, экстравагантность, и горячая самба пришлась ей по вкусу. Уже в 1956 танец включили в конкурсную программу. Потому именно к этому году привязывают его появление. Самбу можно исполнять и в парах, и поодиночке. Если танец парный, костюмы будут более сдержанные. Женщины предстанут в платьях с открытыми плечами, украшенными блестками, бахромой и прочим декором. У мужчины костюм более лаконичен: однотонные рубашка и брюки (но можно с вышивкой и стразами).
Ча-ча-ча
Ча-ча-ча – это история с Кубы, где сначала появился английский народный танец контрданс. Это случилось еще в XVIII веке во времена оккупации Гаваны англичанами. Кубинцы полюбили британский танец и со временем адаптировали его под свой темперамент и традиции. А после того как объявили независимость Кубы, туда рванули плантаторы вместе со своими рабами. И эти рабы привезли на остров африканские танцы. Так смешались адаптированный английский контрданс и танцы африканских рабов. Появился дансон. Он, в свою очередь, через какое-то время соединился с румбой (стал называться мамбо), но был слишком быстр и экспрессивен. Танцоры улавливали его красоту, но отмечали непростой характер танца.
И тогда Энрике Хоррин, местный композитор, придумал новый ритм – мамбо-румба. Композиция, написанная в 1949 году и официально названная La enganadora, стала той музыкой, с которой начался ча-ча-ча. У этой музыки был отчетливый ритм, не было вступления, и все музыканты оркестра могли петь в унисон. Кубинцы быстро полюбили новую музыку и новый танец, его исполняли в каждом уличном кафе. А так как американцы частенько отдыхали на Кубе, то они вскоре подхватили ча-ча-ча, так его и увидел большой свет. Сейчас танец не совсем тот, каким был изначально.
Раньше скользящие шаги, например, танцевали на полусогнутых ногах, теперь же их выполняют на прямых. Но в исполнении этот танец проще многих, он хорош для начинающих.
Джайв
Джайв можно перевести как «вранье» или «дерзкий невежливый разговор». Это американский танец, появившийся еще в XIX веке, но покоривший мир после Второй мировой. Он был сложный, техничный, отчего и опасный, потому много где его запрещали. Но со временем он стал конкурсным, полюбился зрителям за безумную энергичность исполнения. Джайв состоит из двух частей: в первой идет представление пар, участвующих в конкурсе, во второй выполняется сам танец в оригинальных костюмах. Он о свободе самовыражения, о порыве души.
Кстати, после смерти английской королевы в 1901 популярность танца стала просто огромной. Хотя непрофессионалы еще долго смотрели на него со скепсисом: он казался им простоватым, отсталым. Со временем джайв менялся, усложнялся. Сегодня его исполняют в международном стиле или в стиле свинга. На соревнованиях его ставят последним, чтобы отдача танцоров была максимальной.
Румба
Ритуальный танец африканцев – вот с чего началась страстная румба. В XIX веке ее завезли на Кубу, а переводится это испанское слово как «путь». Полноценный вариант танца разработал Пьер Лавель, известнейший лондонский мастер, после Второй мировой. У этого танца глубокий эмоциональный подтекст, который дополняет драматичная музыка.
Танцевать его непросто: шаги делаются на 2, 3 и 4. На каждом шаге колени сгибаются и выпрямляются, а между счетом еще и делаются повороты. Каждый шаг выполняется с носка, вес корпуса всегда спереди. Все жесты и движения полны страсти и любви, а еще в этом танце есть характерный латинский стиль движения бедрами. За пару уроков румбой не овладеть, а дома с нуля ее не выучить.
Европейские танцы
Программа бальных танцев может быть и европейской. Рассмотрим основные танцы, входящие в нее.
Танго
У многих танго ассоциируется с Аргентиной: все верно, там это направление стало чрезвычайно популярным. Но зародилось оно в Испании, очень давно, в XIV веке. Официальное признание танец получил только в начале XX столетия после триумфального покорения им главных европейских столиц. Тогда танец стал престижным, на его костюмы готовы были еще как тратиться.
Сегодня он не менее популярен, ассоциируется с любовью, страстью, драмой. За один номер артисты должны прожить целую историю, которая будет понятна каждому зрителю. Исполняется танго на две четверти или четыре четверти.
Квикстеп
Танец, который переводится как «быстрый шаг», исполняют легко и грациозно. Ему присуща кажущаяся невесомость, с которой танцоры парят над площадкой. Кстати, он считается разновидностью фокстрота. А появился квикстеп в годы Первой мировой в Нью-Йорке. Сначала африканские танцоры исполнили его в американском мюзик-холле, а потом он ушел и в танцевальные залы.
Танец исполняется в размере четыре четверти, акцентированы первая и третья доли такта. Музыка звучит быстро, но в номере будут и быстрые, и медленные комбинации. Так как основные шаги учатся легко (и это не преувеличение), то уроки квикстепа часто берут новички-взрослые.
Основными элементами танца считаются шассе и основной шаг. А также повороты, перевороты, прыжки и подскоки.
Венский вальс
Венский вальс, несмотря на свое название, связан с Германией. Первый танец трехдольного размера вольта появился еще в XIII веке (а то и раньше), а потом в Германии возник танец вальцен с размером в три четверти. Соединившись, они превратились в то, что принято называть венским вальсом. Сначала он был очень медленным, и только легендарный Штраус задал ему иной ритм, он же прославил танец (вот почему он стал венским). Танец стал популярен и благодаря своей откровенности: его предшественники выглядели очень целомудренно, а в венском вальсе партнер обнимает партнершу. Это был прорыв.
Для венского вальса характерен быстрый темп, в нем выражен акцент на первую долю такта. При этом исполняется он плавно, изящно, благородно. Именно европейская версия вальса исполняется на соревнованиях. Количество обязательных фигур в ней, кстати, невелико, потому состязаются не столько в них, сколько в артистичности исполнения. Важны работа головы и стоп, покачивания, а также взаимодействие танцоров.
Медленный вальс
Появился он еще в Средневековье, прошел огромный путь от неприятия до безумной популярности, стал известен также благодаря Штраусу. В XX веке в Англии возник вальс-бостон, который позже покорил Америку. Сейчас он превратился в медленный вальс, являющийся частью конкурсной программы спортивных бальных танцев.
Его пытаются танцевать и любители, делают это на свадьбах и выпускных. Учат исходную позицию, основной шаг, вальсовую дорожку. Но требования к профессионалам иные, здесь нужны идеальный баланс, превосходная координация движений. В домашних условиях добиться этого сложно.
Медленный фокстрот
Танец фокстрот изобретен Гарри Фоксом, который представил свою программу в 1913 в Нью-Йорке. Невесомость шагов, легкость и воздушность покорили Запад, а еще трудно было не заметить, как легко в нем партнеры становятся буквально одним целым.
В этом танце было то, что определило будущее спортивного бального направления. Он стал тем толчком, который преобразил и развил его. Комбинация шагов, быстрых и медленных, породила множество вариаций исполнения, а большое количество возможных ритмических сочетаний сделало танец особенно интересным. Он медленный, спокойный и с точки зрения привлечения публики особенно эффективный.
Как можно научиться танцевать?
Конечно, проще всего записаться в танцевальную школу, не нужно думать, что такое доступно только детям. Немало профессиональных школ открывают группы специально для взрослых-новичков. Да, карьеры в этом уже не сделать, но удовольствие можно получить колоссальное, а еще и для здоровья полезно. Если страшно, нет школы поблизости или вы просто не уверены, что стоит всерьез этим увлечься, можно попробовать видеоуроки. Они доступны, их очень много в интернете. По такой подробной и наглядной инструкции можно попробовать научиться танцевать дома.
Конечно, эффект не сравнить с занятиями у профи, но все же первые знания, какое-то представление о танце вполне можно получить. И только если после первых уроков (какими бы они ни были) страсть к бальному танцу не пропала, можно покупать специальную обувь, одежду, погружаться в этот мир с головой.
По насыщенности занятий это сопоставимо с интенсивными тренировками, к чему стоит быть готовым.