Заводная и страстная сальса – явление поистине уникальное. Она представляет собой гремучую смесь различных стилей и направлений многочисленных латиноамериканских танцев. Несмотря на то что раньше данная разновидность являлась свободолюбивым детищем улиц, сегодня она стала более стандартизирована и изучается практически в любой танцевальной школе.
История возникновения и развитие
Вообще, под сальсой – термином, в переводе с испанского означающим «соус», долгое время подразумевался, главным образом, музыкальный жанр, обретший свою популярность в странах Латинской Америки. Направление объединяло столько стилей и вариаций, что применение слова было корректным в случае практически любой музыки региона, от мамбо до ча-ча-ча. Однако с 60-70-х годов XX столетия термин стал употребляться исключительно для обозначения стиля, созданного пуэрториканцами и кубинцами – иммигрантами из Латинской Америки, заполонившими Нью-Йорк и его окрестности. В случае с танцем – очень красивым, чувственным и распространенным по всему миру, все обстояло сходным образом, ведь корни у него те же, что и у музыки. На удивление, основой для национального направления послужил танец «сон», который во время поклонения богам исполняли рабы родом из Африки, жившие на Кубе.
Стиль, известный как Son Cubano, объединял в себе африканские барабанные ритмы, кубинскую музыку и танец Danzon. В дальнейшем его ожидали многочисленные трансформации и ответвления, «подпитка» румбой и ритмами Северной и Южной Америки, и лишь в 1980 году произошло закрепление современного названия – «сальса».
На международном уровне термин был присвоен музыке афро-кубинского происхождения, а в Нью-Йорке он предназначался для обозначения латиноамериканской музыки и танцев.
С того момента обучать танцу стали уже не на улицах, а в специализированных учреждениях, а потому он вскоре стал довольно стандартизирован.
Что это такое?
Описание современной сальсы, даже относящейся к неолимпийским видам спорта, свидетельствует о ее главных характеристиках: танец это социальный и латиноамериканский. Страной его происхождения все же определяют Кубу, а социальность подразумевает то, что движения его пошли из народа. Несмотря на то что чаще всего наблюдается парная сальса, ей можно заниматься в одиночку (актуально только для женщин) и в группах, типа хоровода. Все ключевые движения направления исполняются под 4 музыкальных счета и формируются из короткого и длинного шагов.
Три шага, обычно образующие ритмическую композицию «быстро-быстро-медленно», завершаются переносом веса, взмахом ноги, ударом ее об пол или простой паузой.
Обнаружить в сальсе удается намеки на такие разновидности, как мамбо, ча-ча-ча и болеро. Изначально танец исполнялся мелодично и спокойно, но на сегодняшний день стал более страстным и энергичным. В паре мужчина должен вести легко, но надежно, а женщина – быть готовой подстроиться под его движения. У исполнителей латиноамериканских вариаций особо ценятся способность импровизировать и взаимодействовать с партнером.
Виды стилей
Количество существующих стилей и видов сальсы огромно, но официально признаются только две ее разновидности – круговая и линейная.
Круговые
Во время исполнения кругового танца движение идет по кругу. Данная категория включает в себя кубинскую сальсу, также известную как касино, венесуэльскую или доминиканскую сальсу, а также колумбийскую. Название касино произошло от кубинского «казино», где, кстати, и зародилась данная разновидность. Выступающая пара может стоять в закрытой, боковой и открытой косой позициях. Мужчина может вести, задействуя свой вес, либо же маневрировать, удерживая ось.
Можно также воспользоваться одной или обеими руками и направить движение против веса. Первый шаг кубинской сальсы можно начинать и на первый, и на второй счет. Во время демонстрации кубинской сальсы круговое движение может прерываться линейными вставками, частично позаимствованными из румбы. Во время исполнения доминиканского стиля центром танцевального рисунка становится середина между партнерами. Артисты двигаются стремительно, а мужчина весьма энергично направляет свою партнершу. Стартовать разрешается на любой счет.
Колумбийская сальса может комбинировать круговые элементы с линейными. Шаги в этом уникальном подвиде совершаются на любую долю. Кроме того, движение под быструю музыку удается разбавить импровизационными вставками и даже футворками – элементами, по сложности близкими к акробатике.
Линейные
Танцоры, исполняющие линейные танцы, двигаются по одной линии. Это относится к артистам, занимающихся сальсой «Лос-Анджелес», «Нью-Йорк», «Пуэрто-Рико», «Лондон» и «Палладиум».
- «Лос-Анджелес» характеризуется перемещением по прямой с переменой мест и поворотами на полкруга. Вклад мужчины и женщины практически равен, но у партнера все же имеется небольшое преимущество. Сильный первый музыкальный счет является акцентным. Интересно, что мужские и женские движения могут отличаться, причем даже ритмикой.
- Стиль «Нью-Йорк» иногда именуют мамбо. Движения танцоров выглядят очень элегантно, мягко и даже изысканно, но двигаться они все равно умудряются в стремительном темпе. Основной шаг производится на первую долю музыки, а на второй счет происходит перемещение правой ноги назад. Выступление, состоящее из коротких фигур, может перемежаться паузами и акцентами, а также сольными вставками. В «Нью-Йорке» также часто встраивается дефиле женщины. Танец обычно начинается с движения дамы на ударный первый счет, после чего все представление она перемещается мимо партнера. Мужчине в этом случае остается очень мало ярких моментов, так как он выступает на второй роли.
- Стиль «Пуэрто-Рико» очень похож на «Нью-Йорк», но именно партнерша должна будет шагать назад на второй счет, а партнер – стремиться вперед. Танец смотрится мягко и легко без ярко выраженного проявления эмоций. «Палладиум» считается одним из старейших стилей. Он также напоминает «Нью-Йорк», но характеризуется присутствием акробатических вставок.
- Отдельно выделить следует такую разновидность, как руэда-де-касино. Этот танец всегда воспроизводят несколько пар, как минимум, две, меняющихся по команде ведущего своими партнерами. Опять же, именно лидер сперва демонстрирует, какие движения должны воспроизводиться на танцполе. Исполнять можно руэда-де-куба и руэда-де-майами. Первый, соответственно, зародился в Кубе, а второй, кстати, относящийся к линейному виду, возник в США.
Музыка
Ключевой особенностью музыки для сальсы является наличие латиноамериканских ритмов, главным образом, кубинских. Однако уже с 70-80-х годов прошлого столетия в мелодии постепенно стали вплетаться нотки рока, джаза, попа и даже R'n'B.
Сегодняшний вариант музыкальной «подложки» для исполнителей не похож на оригинал, но звучит не менее самобытно и хорошо запоминается.
Одежда
Несмотря на то что сальса является танцем пластичным и грациозным, на первом месте у артистов все равно должен стоять комфорт, поэтому как в репетиционном зале, так и на сцене они никогда не появляются в зажимающих платьях, обтягивающих брюках или с обилием крупных декоративных элементов. Для выступлений дамы обычно предпочитают легкие струящиеся платья или юбки средней длины. На тренировке девушкам лучше появляться также в удобном платье, без огромного количества застежек или объемных украшений.
Важно, чтобы одежда не нанесла вреда ни одному из партнеров, а значит, не зацепилась и не начала колоться в самый неподходящий момент. Так как движения сальсы стремительно сменяют одно другое, не стоит появляться на танцполе со слишком коротким подолом.
Юбку, да и само платье, лучше брать выше колен. Подобные модели красиво кружатся вокруг женщины, не обнажают ее интимные части, но и не цепляются за ноги. Дополнить юбку можно облегающим топом с декольте. В принципе, на занятиях не возбраняется появляться и в мягкой тунике с лосинами по размеру. Обувь для прекрасной артистки должна быть удобной: это могут быть как босоножки, так и туфли на небольших каблучках. Разумным будет подобрать пару с ремешком, который обеспечит надежность носки.
На сцене мужчины появляются в брюках и рубашке, а на тренировках часто заменяют выходной верх обычной футболкой. Брюки следует подобрать легкие и эластичные черного или коричневого цветов. Верх костюма может быть любым, но лучше приобрести образцы из дышащей ткани. Заниматься удобнее всего в кедах или легких туфлях на гнущейся подошве, а вот для выступлений придется раздобыть специальную обувь с нескользящей подошвой из замши и четырехсантиметровым каблучком.
Базовые движения
Несмотря на то что начинающим танцорам лучше обратиться к преподавателю или отправиться на групповые занятия, освоить базовые движения удастся и в домашних условиях по видеоурокам. Во время тренировок дома одежда все равно должна соответствовать требованиям сальсы. И взрослым, и детям для привыкания к ритму рекомендуется как можно чаще слушать латиноамериканскую музыку, а также, по возможности, посещать сальсатеки. Некоторые танцоры считают, что прочувствование ритма иногда оказывается гораздо важнее, чем оттачивание техники. Специалисты также напоминают, что научиться танцевать окажется гораздо проще, если все основные па будут регулярно повторяться.
Основные шаги разных направлений сальсы могут отличаться, но освоив одно из них, гораздо проще будет адаптироваться и к другим.
- Например, полезным будет учить связку, которая начинается с того, что партнеры становятся друг напротив друга так же, как и в танго. Первый шаг мужчина делает с переносом веса левой ноги вперед. В это же время партнерша отодвигается правой ногой назад, так же перенося вес.
- Далее оба двигаются в сторону: один делает шаг вправо, а другой, соответственно, влево. Бедрами при этом потребуется плавно качнуть.
- Обозначив закрытую позицию, то есть приблизившись друг к другу, партнеры должны будут выполнить движение по диагонали: партнер вперед, а партнерша – назад.
- Затем им придется сменить позицию на открытую, то есть слегка разойтись, и, держась за руки, повторить диагональные шаги.
- По завершении женщина единожды шагает к мужчине и совершает поворот у него под рукой.
- Разобравшись с элементами, их придется соединить между собой. Связка составляется довольно просто: после двух базовых шагов делается шаг влево и шаг вправо, далее осуществляются по два диагональных шага в открытой и закрытой позиции, после чего все завершается поворотом партнерши.
Далее смотрите видеоурок по сальсе для начинающих.