Проблема отцов и детей, описанная многими классиками литературы, не первое столетие тревожит семьи. Родители не слышат детей, а дети устраивают подростковые бунты, попирая все авторитеты. Для того чтобы найти взаимопонимание со своим ребенком, выстроить с ним гармоничные отношения, необходимо понять особенности его психики. Одни дети требуют постоянного внимания и участия взрослого, другие любят активное общение со сверстниками и подвижную активность, а третьи предпочитают провести весь день за книгами и не обращать внимания на окружающих. Такое различие обусловлено множеством различных особенностей личности ребенка, одна из которых – это его темперамент.
Что это такое?
Общее понятие темперамента означает основные особенности и свойства психики индивидуума. Такие отличительные черты личности одинаково проявляются в различных действиях ребенка и не зависят от целей и мотивов. Зачастую подобные реакции сохраняются до конца жизни, а их совокупность позволяет классифицировать огромное множество таких особенностей на несколько основных типов. Определение этого типа зависит от конкретных свойств психики каждого конкретного человека.
Активность – это свойство психики, которое отвечает за скорость принятия решений и интенсивность внедрения их в свою жизнь. Чем быстрее ребенок реагирует на раздражители, тем настойчивее и сосредоточеннее он добивается результатов и преодолевает препятствия. Это свойство часто называют энергией, или энергетикой человека. Считается, что люди с более сильной энергетикой достигают большего в жизни и в целом более счастливы, хотя научно это не доказано.
Сензитивность – это свойство психики напрямую связано с активностью и определяет минимальную величину воздействия, которая необходима для возникновения в психике человека какой-либо ответной реакции. Эмоциональная возбудимость – свойство, похожее на сензитивность, но в отличие от нее показывает, какова будет сила ответной реакции на минимальное внешнее воздействие. От эмоциональной возбудимости зависит агрессия и вспыльчивость как ребенка, так и взрослого человека. С другой стороны, она же отвечает и за радостное возбуждение, яркие переживания эмоциональной близости и чувства счастья.
Реактивность отвечает за интенсивность непроизвольных реакций человеческой психики. Такие реакции возникают как от громкого и резкого голоса родителя, так и от обидного замечания. Темп реакций отвечает за скорость протекания реакций, уже возникших как ответное действие в психике. Чем он выше, тем быстрее ребенок приходит в спокойное расположение духа после радостных или печальных событий. Младенец, имеющий высокий темп реакций, быстрее успокоится при плаче, однако и быстрее заплачет вновь. Кроме того, это свойство влияет на скорость мыслей, речи и жестов.
Соотношение между активностью и реактивностью – показатель того, какие факторы в большей степени влияют на ребенка, от чего более зависимы его действия: от его целей и стремлений или настроения и обстановки. Первым важнее добиться и победить, а вторым – получить удовольствие от процесса. Пластичность позволяет быстрее реагировать на изменение окружающей ситуации и активнее приспосабливаться к изменившимся условиям. Ригидность означает более инертное поведение, ригидный ребенок не хочет меняться, он упрям и настойчив, любые перемены его нервируют и пугают.
Экстраверсия и интроверсия. Последнее свойство определяет, от каких впечатлений зависят положительные и отрицательные реакции психики ребенка: от внешних или внутренних. Экстраверты предпочитают широкий круг знакомых, новые впечатления и умения. Интроверты предпочитают мечты и мысли о прошлом и будущем в одиночестве или в соседстве с книгами. Все эти свойства в одинаковой мере влияют на характер любого человека и в итоге определяют его темперамент. При этом не существует плохих или хороших свойств, все они лишь инструмент человека, позволяющий нервной системе выполнять управление и контроль над всей жизнедеятельностью человека и обеспечивать его максимально комфортное и безопасное существование.
Типы и характеристика
Существует всего 4 основных типа темперамента, которые получили свое название еще до нашей эры. Древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что в организме человека есть 4 основных жидкости, которые назывались «соки». В зависимости от того, какой из них преобладает в организме человека, формируется его характер. Большее количество крови (sanguis на латыни) делает человека сангвиником, а преобладание флегмы (phlegma) делает его флегматиком. Большое количество желчи (chole на латыни) превращает ребенка в холерика, а если эта желчь имеет черный цвет (melas chole на латыни), то он станет меланхоликом. На сегодняшний день от классификации, введенной Гиппократом еще в VXVIII веке, остались лишь названия, которые описывают особенности психики человека.
Сангвиник – это человек с повышенной активностью, уравновешенной такой же реактивностью. Он настроен к жизни оптимистично и благодушно, любит громкие разговоры, большие компании и активную деятельность. Высокий порог чувствительности не дает ему обращать внимание на слишком тихие и спокойные звуки. Зато сангвиникам присущи скорость реакций, живость ума и быстрая адаптация к новым условиям.
Холерик также отличается низкой чувствительностью и активностью, однако реактивность в его темпераменте преобладает. Он часто несдержан и даже агрессивен, более тяжел в смене мыслей и устойчив, чем сангвиник. Настойчив и уверен в себе, любит большое количество общения, однако очень тяжело переключает внимание с одного действия или цели на другую. Активность флегматика преобладает над реактивностью, а потому он малочувствителен и практически не эмоционален. Его не коснется общее веселье, но и опечалить такого человека весьма трудно. Он с трудом переключается между делами, но при этом очень трудоспособен и усидчив. Является интровертом и с неохотой заводит новые знакомства.
Меланхолик имеет высокую чувствительность при низкой реактивности. Любой незначительный повод может вызвать его реакцию в виде слез и даже нервного срыва. Тихий голос и медленные движения меланхолика выдают в нем глубокого интроверта, предпочитающего уйти от большого скопления людей в свой внутренний и часто придуманный мир. Внимание такого ребенка будет неустойчиво, он часто отвлекается на мелочи, а малейшая трудность надолго выбивает его из колеи. При этом у таких людей отлично развита эмпатия и сострадание, и мужчины, и женщины часто любят животных и маленьких детей, способны сопереживать героям книг и фильмов.
В обычной жизни возможность встретить чистого холерика или меланхолика, как и другие типы, стремится к нулю. Людей одного типа темперамента практически не бывает из-за того, что внешняя среда и воспитание часто накладывают свой отпечаток на психику. При этом влияние одних особенностей темперамента на детский характер будет сильнее, чем других, что и определит в итоге его тип. Для того чтобы узнать темперамент ребенка, достаточно провести небольшой тест и ответить на следующие вопросы.
- Какие игры предпочитает ребенок дошкольного и школьного возраста (тихие или активные, с друзьями или в одиночестве)?
- Как ребенок воспринимает критику родителя или ученик воспринимает замечания учителя (соглашается, обижается, злится)?
- Как сын или дочь общается с разными сверстниками (любит внимание или предпочитает молчать, прислушивается к ним или пытается выступить в качестве лидера)?
- Как малыш реагирует на новые места и людей (скован и нерешителен или интересуется происходящим, быстро возбуждается или не проявляет никакой реакции)?
- Как мальчик или девочка принимает решения или делает уроки (быстрым наскоком или долгими взвешиваниями, задачи решаются терпеливо и медленно или быстро, но интерес скоро пропадает)?
В зависимости от того, какие индивидуальные особенности ребенка послужат ответами на эти вопросы, можно определить основной темпераментный тип не только ребенка школьного возраста, но даже грудного малыша.
Сангвиник
Такой темперамент легко распознать с самых малых лет. Младенцы-сангвиники быстро развиваются, проявляют интерес к окружающему миру и мало спят. Такие дети почти не доставляют проблем родителям и часто называются «золотыми». Они активны, любят как спорт, так и изучение нового. Легко заводят друзей, а вот их отсутствие переносят тяжело. Мальчики и девочки с таким темпераментом быстро забывают неудачи и стремятся к новым целям. Сангвиники послушны, но при этом умеют высказывать свое мнение. Ближе к подростковому возрасту их энергия только еще более вырастает, и они превращаются в неутомимого затейника для своей большой компании или семьи. Учеба дается им легко, в классе они занимают положение добродушного оптимиста, у которого нет врагов и недоброжелателей.
Меланхолик
Такой младенец имеет рваный и нервный сон, часто капризничает и тяжело успокаивается. Их развитие происходит медленнее, чем у сверстников, они плохо растут и позже начинают говорить. Отличительными чертами малыша будут замкнутость и нерешительность. Такой ребенок испытывает глубокие сомнения по любому поводу и очень зависим от одобрения родителей. Они не любят ходить в школу, так как большое количество шумных одноклассников и быстрый темп обучения утомляет таких малышей. В подростковом возрасте меланхолики подвержены частым депрессиям и нервным срывам, любая критика воспринимается очень болезненно и может привести к истерике. Даже если они выучили домашнее задание, то никогда не поднимут руку. Их редко берут в большие компании, из-за чего они еще больше страдают от своей непохожести на других детей.
Флегматик
Малыши-флегматики настоящие сони. Они редко выказывают свое недовольство, даже если голодны или лежат на мокрой пеленке. Такой ребенок не будет напрягать родителей своим присутствием, он не бегает и не прыгает, не любознателен и не общителен. Лучшим развлечением для такого малыша будет чтение, сборка конструктора или вышивка. Решения принимают спокойно и взвешенно, не любят суету и большие компании, но не бегут от общения, как меланхолики. Младшие школьники долго выбирают любимые предметы, но если им что-то понравится, всегда будут иметь успехи в этой области. Учителя редко ругают их и часто приводят в пример остальным. Не имеют явных врагов, но и настоящих друзей у них мало. Во всем любят учет и порядок, но не пытаются убедить других поступать аналогично.
Холерик
Младенца-холерика легко узнать по недовольным крикам, беспрерывно вырывающимся из крохотного ротика. Их трудно успокоить и переключить внимание на что-то другое. Они нетерпеливы и требовательны, не любят громкие голоса и новую обстановку. К дошкольному возрасту они приобретают еще большую импульсивность и неустойчивость. Хорошо воспринимают новую информацию и знания, но также быстро забывают их. Такие дети часто не контролируют свое поведение, которое меняется несколько раз за короткий промежуток времени. В общении со сверстниками любят быть лидером и даже тираном. Имеют много друзей, но и множество недоброжелателей. К подростковому возрасту они учатся сдерживать свои слезы, но свой гнев направляют на обидчика без промедления, будь перед ними одноклассник, родитель и даже директор школы.
Особенности воспитания и обучения
Для того чтобы развить сильные стороны темперамента ребенка и сгладить его недостатки, взрослым необходимо правильно выстроить с ним отношения. Одни методы хороши будут для холерика, но совершенно не подойдут меланхолику и наоборот. В первую очередь на ребенка необходимо оказывать влияние родителям, бабушкам, дедушкам и другим родственникам, кроме того, корректировкой поведения маленьких мальчиков и девочек может заниматься учитель или воспитатель, хоть и в меньшей мере.
В первую очередь необходимо найти для ребенка и впоследствии подростка тот тип занятости, который раскроет его таланты и сильные стороны личности.
Сангвиникам отлично подойдут различные спортивные секции с командным типом игры. Это может быть футбол, хоккей или водное поло. Среди своей команды они найдут верных друзей, а сам по себе спорт даст выйти лишней энергии малыша. Подростку лучше подойдут хобби, которые научат его преодолевать самого себя и обстоятельства. Это могут быть горные лыжи или сноуборд, кружок фехтования или альпинизм. Учеба дается им легко, но чтобы увеличить их усидчивость, лучше чередовать умственную нагрузку с физической. Учителю нет необходимости обращать на сангвиника чрезмерного внимания, достаточно ровного доброжелательного отношения и непредвзятости.
Холерик переполнен бурлящими чувствами, которые могут легко превратиться в жестокость и агрессию к окружающим. Чтобы дать выход своей ярости, холерик должен выплескивать ее безопасным для сверстников способом. Ему отлично подойдет секция бокса, карате или вольной борьбы. Из холериков получаются отличные легкоатлеты, биатлонисты и акробаты. Для того чтобы развить их чуткость, можно записать подростка на конный спорт или волонтером в приют для животных. Учителю стоит проявить большую чуткость и сострадание к «школьному хулигану», чтобы не озлобить его несправедливым замечанием. Если ребенок обижает своего соседа по парте, в первую очередь стоит их рассадить, чтобы погасить конфликт, и только после этого пытаться выяснить подробности у обеих сторон. Они любят отвечать у доски и уверенно чувствуют себя перед коллективом, но легко отвлекаются во время написания самостоятельных работ.
Флегматики – одни из любимчиков взрослых, так как требуют к себе меньше внимания по сравнению с остальными детьми. Они спокойные и выносливые, не чураются занятиями спортом, но при этом предпочитают такие его виды, в которых важна не победа, а сам процесс. Это может быть синхронное плавание, парусный спорт или танцы. Флегматики с удовольствием занимаются силовыми видами спорта, они дисциплинированы и терпеливы, а потому с удовольствием будут заниматься на домашнем тренажере. Однако главное их увлечение – это литература. Такие дети часто могут жить в придуманном мире своих фантазий и плохо сходятся со сверстниками. Родителям и учителям стоит поспособствовать, если кто-то из детей захочет связать себя узами дружбы с таким ребенком.
Меланхолики любят стабильность и тишину. Из всех видов спорта они предпочтут шахматы или гольф, могут заняться йогой или пилатесом. Желательно с детства учить такого ребенка стойко воспринимать критику или агрессию, направленную на него от сверстников. Остальные дети часто не любят меланхоликов, а учителя слишком заняты остальным классом, чтобы обратить внимание на конфликт и даже тихую травлю. Родителям желательно получить максимальное доверие такого ранимого ребенка, чтобы своевременно помочь ему. Стоит быть с ним максимально честным и постоянно показывать свое одобрение, чтобы он рос более уверенным в собственных силах. Такие дети боятся публичных выступлений, даже если отлично знают предмет. Лучше проверять их знания тестами или контрольными работами, на которые меланхолики смогут ответить письменно.
Не стоит пытаться полностью изменить темперамент малыша, это просто невозможно. Такие попытки могут привести к нарушению психики и разрушить доверие более взрослого ребенка. Кроме того, стоит помнить, что дети лучше учатся на примере своих родителей, а не на их словах. Поэтому если необходимо развить в малыше определенные качества, в первую очередь стоит развить их в самом себе.
О том, как опеределить темперамент ребенка, смотрите в следующем видео.