Top.Mail.Ru
Виды тканей

Все о тканях

Все о тканях

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История текстиля
  2. Виды по составу
  3. Какими бывают по типу плетения?
  4. Разновидности по назначению
  5. Варианты дизайна

Зная все о тканях, о том, какими бывают типы текстиля по плетению, можно наиболее правильно выбрать подходящий вариант. Весьма полезно бывает изучить ткани модал и другие виды. Отдельная важная тема — основные ткани для одежды и классификация искусственных материалов.

История текстиля

Самые первые синтетические волокна вошли в повседневный быт в конце XIX столетия. Однако в течение многих веков и даже тысячелетий до этого бал уверенно правили натуральные ткани. Археологические находки убедительно показывают, что уже в древности начали заботиться о производстве одежды и материй для нее. Раньше всего начали использовать травяные стебли, которые удавалось применять практически без обработки. Но это были только предшественники тканей в современном смысле.

Настоящий текстиль (волокна растений и шерсть животных) стали применять позднее. Считается, что ремесленное текстильное производство зародилось в древнеегипетские времена, примерно 7000 лет назад. Тогда широко использовали лен. Через 1-2 тысячи лет в Азии стали применять шелк и хлопок (соответственно, их ввели в оборот китайская и индийская культуры). Примерно тогда же, или чуть раньше, ближневосточные мастера начали делать шерстяные ткани.

Новейшие археологические открытия, впрочем, позволяют существенно отодвинуть в прошлое момент, когда впервые зародился текстиль. Древнейшие из датированных швейных игл созданы примерно 50 тысяч лет назад. Во многих местах они встречаются в слоях возрастом от 15 до 40 тысяч лет. Древние цивилизации ввели в практику важное усовершенствование — от чисто ручной подготовки тканей они перешли к использованию ткацких станков. Конструкция таких аппаратов оставалась практически неизменна, даже в Средневековье, хотя некоторые изменения все же происходили.

Стоит отметить, что многое в оценке старинной ткацкой культуры зависит от посторонних факторов. Почвы Китая и Ближнего Востока благоприятствуют сохранению текстиля, в то время как в других регионах многие образцы просто не имели шансов пережить века.

Несомненно одно: в 1-м тысячелетии до нашей эры уже существовал ряд традиций по выработке и применению тканей в разных местах. В эпоху Возрождения в Европе абсолютно доминировали шерстяные ткани, и только немногочисленные обеспеченные люди могли покупать более тонкие материи. Тогда же началось оформление более или менее привычных сегодня национальных костюмов в разных странах (что, несомненно, связано и с появлением самих наций как феномена).

Настоящий прорыв был связан с появлением развитой текстильной промышленности и ее механизацией. Эти факторы оказались даже важнее, чем создание широкого спектра новых красителей (вернее, без массового текстильного производства те же красители едва ли раскрыли бы свой потенциал). Распространение производительных швейных машин привело к тому, что в промышленных цехах стали не только выпускать материи, но и производить полностью готовую одежду из них. Развитие химии как науки и появление химического синтеза позволило создать огромное количество искусственных волокон.

Распространение конкретных тканей стало во второй половине ХХ века подчиняться модным веяниям как никогда ранее. Но все равно важно точно представлять, что собой представляет каждый тип волокон, какие у него свойства.

Виды по составу

Натуральные

Долгое время, как уже указано, вся классификация тканей исчерпывалась этим разделом. И даже в XXI столетии, несмотря на все успехи химиков и технологов, материи природного происхождения не собираются уходить в прошлое. Базой в этом случае выступает преимущественно волокно:

  • льна;
  • шелка;
  • шерсти.

Хлопчатобумажная ткань практична и комфортна. Ее производством занимается множество фабрик в разных странах.

Важными характеристиками выступают:

  • мягкость и теплота;
  • отсутствие электризации;
  • пригодность к многократной стирке и глажению;
  • стойкое противодействие прожигу искрами (очень полезно при работах с электроинструментом);
  • ряд других свойств, также ценных в рабочей одежде.

Такой материал, как лен, тоже широко известен. Его делают путем переработки стеблей одноименного растения. Льняные материи отличаются существенной прочностью. Они обладают приличным уровнем микровентиляции (проще говоря, «дышат»). В основном ткани на базе льна окрашены в разные серые и бежевые тона, смотрятся подчеркнуто натурально.

Шерсть — третья в тройке лидеров среди натуральных тканей. В основном текстильная промышленность использует овечью шерсть, хотя встречаются и исключения. Шерстяные материи ценят за мягкость и эластичность. Проницаемость шерсти для воздуха очень высока, но все же она отлично держит тепло, если только остается сухой. Суконные материи используют, чтобы повысить защищенность от кислот и повышенной температуры.

Модал — также натуральная ткань. Ее изготавливают исключительно из древесной целлюлозы. Есть односторонний и двусторонний (более плотный) тип модала. Это в любом случае гигроскопичная и удобная материя. Проницаемость для воздуха и высокий уровень экологичности тоже могут считаться плюсами.

Ткань бостон — это один из видов шерстяных полотен. Бостоновая верхняя одежда пользуется широким спросом. Такая продукция имеет лишь несколько вариантов темных окрасок, в том числе темно-синий цвет, и на этом ее гамма исчерпывается. Зато бостон:

  • весьма износостоек;
  • экологичен;
  • стоек к возникновению бактериальных колоний;
  • гигроскопичен;
  • мало протирается с течением времени (правда, может легко поедаться молью).

Синтетические

За основу в этом случае берут волокна, получаемые методом химического синтеза. Хороший пример искусственной ткани — это полиэфир. Такое волокно прочно и стойко переносит увлажнение. Пропитывать и отделывать синтетическую ткань можно без всяких проблем. Однако полиэфир достаточно жесткий, слишком легко вбирает статическое электричество и быстро прожигается искрами — эти проблемы не позволяют использовать его максимально широко.

Полиамидные волокна представлены еще такими популярнейшими вариантами, как нейлон и капрон. Качественные капроновые изделия оказываются иногда тоньше, чем тончайшая натуральная ткань. Они практически не видны, чем охотно пользуются производители колготок. Модификацией полиэфира является также широко востребованный лавсан. Он гигроскопичный и относительно жесткий, но при этом часто идет в качестве добавки к обычной шерсти.

Также стоит упомянуть:

  • полиуретановые ткани;
  • полиолефиновые ткани;
  • акрил;
  • лайкру;
  • микрофибру;
  • флис.

Смесовые

В этом сегменте присутствуют те материи, которые содержат разнородные волокна. Например, сюда как раз относится тиси. Эта ткань на базе хлопка и полиэстера. На долю синтетических нитей приходится 65%, но в некоторых случаях их концентрация поднимается до 80%. Если сырье подвергают специальной пропитке, его плотность может достигать 0,16 кг на 1 кв. м, визуально тиси напоминает, скорее, бязь.

Но состав — не единственная характеристика ткани, на которую стоит обращать внимание. Очень значимым параметром является ее фактура. Мягкие материи без проблем драпируются и могут падать с образованием изящных складок. Именно таковы:

  • шифон;
  • шелк;
  • атлас.

Жесткие ткани имеют свои преимущества: они формируют более четкие складки и лучше подходят для одежды со строгими геометрическими формами. Старые варианты такой продукции — тафта и парча. Более новые — вельвет и деним. Также выделяют по фактуре прозрачные и матовые ткани, а в отдельный разряд помещают те из них, которые блестят. Это:

  • креп-сатин;
  • атлас (в переводе с арабского «гладкий»);
  • различные виды шелка;
  • органза;
  • изделия с люрексом.

Какими бывают по типу плетения?

Наиболее простым решением является полотняное переплетение. Оно подразумевает пропуск всех нитей через одну уточную нить. Полотняные ткани экономичны и пользуются спросом. Полотняные изделия шероховаты и фактурны. Независимо от наличия просветов они весьма плотны и мало изнашиваются.

На основе полотняного плетения создают такие востребованные продукты, как:

  • фланель;
  • бязь;
  • микрофибра;
  • поплин;
  • лен.

При саржевой схеме обнаруживаются типичные косые полосы («рубчик). Одна уточная нить приходится не меньше чем на 4 нити основы. Такое решение очень долговечно. На лицевой поверхности преобладают как раз волокна основы. Углы диагонали преимущественно составляют 45 градусов, саржа практически не мнется. Многим людям по вкусу приходится блестящее сатиновое плетение. Волокна перекручивают весьма сильно.

Плотность сатиновых тканей гибко варьируется. Она прямо влияет на потребительские характеристики и цену продукции. Когда материю окрасят, введенный краситель будет держаться стойко. У атласных полотен лицевая грань гладка, а изнутри отмечается легкая шероховатость. Нити пересекаются нечасто — 1 через 5 и более. Такое решение нередко применяется не только для натуральных, но и для синтетических полотен.

Атласные ткани стойко переносят истирающее воздействие. Вероятно скольжение при настиле и пошиве, провоцирующее перекос ткани.

Разновидности по назначению

Основные виды материй, перечисленные выше, находят применение для обычной одежды. Но для медицинской униформы подходят далеко не все варианты. Классикой является хлопок, который:

  • не электризуется;
  • пропускает воздух;
  • стоит недорого;
  • гипоаллергенен.

Наряду с ним широко применяют тиси и сатори. Эти смесовые варианты лишены недостатков чистого хлопка. Они не выцветают, весьма влагостойки. Усадка смесовых материй почти не происходит. Технологи научились производить такую ткань с различными фасонами и окрасками.

Для пэчворка отлично подходит деним или джинс. Они обеспечивают превосходное разнообразие оттенков. Но в таком варианте шитья также могут применять:

  • вискозу;
  • лен;
  • шерсть;
  • тонкие хлопковые полотна.

Для покрывала на кровать преимущественно используют:

  • хлопок;
  • бамбук;
  • атлас;
  • флис;
  • шелк;
  • гобелен.

Отдельно стоит упомянуть набивную ткань. Ее особенность — наличие нанесенного рисунка. Его могут формировать как вручную, так и при помощи специальных машин. Раньше всего набивную ткань начали делать в Индии. В качестве основы преимущественно применяется:

  • хлопок;
  • шелк;
  • лен;
  • шерсть.

В рулонах могут поставляться любые материи, независимо от типа и предназначения. Так поступают при отправке оптовых партий заказчикам. Для толстовок, а также для худи, свитшотов и тому подобной одежды в основном используют трикотаж на натуральной основе. К футеру могут добавлять лайкру либо полиэстер. Также в ход идут:

  • капитоний;
  • рибана;
  • кашкорсе;
  • флис.

Для сумок применяют:

  • полиуретан;
  • винилискожу;
  • сафьяновую кожу;
  • габардин;
  • гобелен;
  • замшу;
  • канвас;
  • кордуру;
  • нейлон;
  • сатин;
  • тафту.

Варианты дизайна

Оригинальный внешний вид могут иметь ткани с принтом. Они смотрятся интереснее, чем монотонно окрашенное изделие. Материя с изящными рисунками отлично подходит и для сумок, и для одежды, и для многих других вещей. Вариантов изображений очень много, и все люди могут легко подобрать самые красивые для себя решения. Окрашивание производится либо путем использования пигментов (классический подход), либо путем термопечати.

Черная ткань всегда смотрится стильно и притягательно. Она создает намек на элегантность и роскошь в большей степени, чем текстиль любого другого цвета. Подобная расцветка уместна практически всегда, отличается универсальностью.

Считается, что черная одежда стройнит. Но на деле этот эффект достигается только при грамотном покрое и учете оптических закономерностей.

Ткани белой окраски неизменно смотрятся позитивно и свежо. Ассоциаций с ними может возникать настолько много, что перечислить все попросту невозможно. Главное — не делать чрезмерный упор на белый цвет, потому что тогда гардероб будет смотреться странно. Он может привести к ощущению избыточной полноты. Зато при умелом подходе получается достаточно легкий гардероб.

За успокаивающий эффект и визуальную гармонизацию ценится зеленая ткань. Очень важно избегать кислотных оттенков, если только не ставится цель максимально раздражать всех, кто видит такие костюмы. Зеленая расцветка может выражать мудрость и полноценную уверенность в себе. Бело-зеленые сочетания являются несомненной классикой оформления. Можно добавлять и черный цвет, получается спокойное и не монотонное впечатление.

За жизнерадостность и позитивный настрой хвалят желтую ткань. Нередко она подчеркивает творческий характер людей. В летнюю пору желтые материи смотрятся хорошо, стильно, не так сильно прогреваются, как темные изделия. С наступлением осени и зимы они ценятся уже по другой причине — из-за способности развеивать однообразие. Такой окрас позволяет акцентировать внимание на своей общительности.

Синяя ткань в некоторых источниках называется «компромиссной», но это не совсем точно. В отдельных случаях она подходит для подчеркивания романтических наклонностей и тяги к путешествиям. Возможно также подчеркивание своей рассудительности и спокойствия. Сине-черная гамма идеальна для делового, служебного костюма.

В торжественных ситуациях привлекательнее окрас индиго.

Больше всего споров вызывает красная ткань. Она способна произвести впечатление и подчеркнуть уверенность, силу, властность. Это своего рода индикатор успеха. Красную одежду носят опытные лидеры и профессионалы. Чрезмерная концентрация красных оттенков может выглядеть агрессивно.

Серый окрас может стать базовым или дополняющим другие расцветки. Потребителям доступно варьирование более темных или более светлых оттенков серого цвета. Оранжевая ткань выглядит сочно и солнечно. Она помогает, по мнению психологов, справляться с апатией и унынием, придает гардеробу бодрость. Насыщенные оранжевые тона смотрятся пылко и энергично, а темно-оранжевый цвет всегда насыщенный и отличается спокойствием.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.